Вопросы:
1.Своеобразие процесса формирования нравственных чувств, представлений и мотивов поведения младших школьников.
2.Методика этического просвещения в начальных классах.
3.Задачи и особенности правового просвещения младших школьников.
4.Методика проведения информационного часа.
1.Своеобразие процесса формирования нравственных чувств, представлений и мотивов поведения младших школьников
Нравственное развитие младших школьников обусловлено рядом возрастных психологических особенностей: конкретность мышления, новая социальная позиция, подражательность, разрыв между сознанием и поведением, низкий уровень развития самоконтроля, социального опыта, непререкаемый авторитет педагога и др.
В соответствии с общими закономерностями усвоения ребенком человеческого опыта, приобщение к моральному опыту происходит сначала путем усвоения внешних форм деятельности и поведения, но постепенно нравственные требования и культурные нормы должны быть приняты ребенком как личностно значимые, перейти во внутренний план психической жизни, контролироваться чувствами долга, стыда, совести.
|
|
Ведущие задачи нравственного воспитания младших школьников:
-формирование представлений и понятий о культуре поведения и доступных качествах личности;
-развитие высших нравственных чувств (сострадания, сочувствия, уважения и др.);
-привитие элементарных культурных навыков и привычек (гигиенических, культуры речи, общения, поведения в общественных местах, безопасной жизнедеятельности, бережного обращения с материальными ценностями, этика поведения в природе и др.);
-воспитание качеств: доброты, отзывчивости, трудолюбия, щедрости, коллективизма, вежливости, аккуратности, организованности, честности, бережливости, заботливости;
-формирование системы ценностных отношений к окружающей действительности.
2.Методика этического просвещения в начальных классах
Методика проведения этического занятия (беседы) в начальных классах предполагает:
- выбор темы в зависимости от задач воспитания и уровня нравственной воспитанности учащихся;
- определение и формулирование воспитательных задач;
- подбор необходимого содержания, литературного материала (стихи, пословицы, рассказы, сценки, игровые задания и др.);
- разработку конспекта занятия, соответствующего требованиям логичности, четкости формулировок вопросов, обеспечения активности учащихся, недопустимости морализирования (подробно см. приложение 12).
3.Задачи и особенности правового просвещения младших школьников
Правовая культура личности – совокупность правовых знаний и способность их полной и правильной реализации в различных видах деятельности.
|
|
Задачи правового просвещения младших школьников: знакомство с правами и обязанностями учащихся, привитие навыков поведения в обществе, воспитание уважения к законам государства.
Система воспитания в духе уважения прав человека включает уроки по предмету «Человек и мир» (образовательный компонент «Человек и общество»), цикл внеклассных занятий соответствующей тематики. Методика проведения таких занятий предполагает учет возрастных особенностей младших школьников (конкретность мышления, недостаточный уровень развития социального опыта и др.), использование игровых приемов, сказочных сюжетов, конкурсных заданий, обсуждение жизненных ситуаций, тренингов общения.
4.Методика проведения информационного часа
Информационный час в начальных классах направлен на решение задач: приобщение учащихся к событиям в мире, стране, городе, районе; формирование интереса к общественной жизни, умений и привычки работать с периодическими изданиями для детей.
По М.А.Бесовой и Т.А.Старовойтовой, информационный час в начальных классах может быть обзорным или тематическим. Возможные темы:
Как читать газету
Профессия - журналист
В гостях у газеты «Зорька»
Путешествие по карте мира
Пресс-турнир.
Методы и приемы проведения информационного часа: комментированное чтение, пересказ, обсуждение прочитанного по вопросам, дискуссия; рисование плаката и др.
Педагогические условия организации: актуальность и доступность темы, интересный и занимательный материал, оптимальная продолжительность занятия, активность учащихся, использование наглядности, индивидуальных и дифференцированных заданий.