Лекции – 2 ч.
Семинары – 2 ч.
План:
1. Понятие и общая характеристика правонарушений и преступности несовершеннолетних, их социальная и правовая оценка
2. Причины и условия преступности несовершеннолетних
3. Предупреждение преступности несовершеннолетних
Методические рекомендации к теме:
При подготовке к семинару и практическим занятиям необходимо правильно понять и оценить преступность несовершеннолетних, рассматривая ее как особый вид преступности, представляющий важную криминологическую проблему.
Подвергая рассмотрению основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола - 14-15 и 16-17 лет, а применительно к молодежной преступности - соответствующие подгруппы 18-24 и 25-29 лет. Значимо также отметить, что антиобщественные поступки лиц, не достигших 14 лет, во многом определяют перспективы преступности несовершеннолетних.
Следует помнить об обстоятельствах, в силу которых статистические показатели не полностью отражают реальную картину преступности подростков. Это объясняется высокой латентностью семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, не всегда обоснованной практикой освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, возрастными ограничениями уголовной ответственности несовершеннолетних за многие антиобщественные посягательства и др.
|
|
Постигая структуру преступности несовершеннолетних и молодежи, особенности совершения ими различных преступлений, необходимо обратить внимание на специфическую мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганств и насильственных преступлений, совершаемых ими. Основные показатели преступности несовершеннолетних и молодежи требуется сравнивать с аналогичными показателями преступности взрослых.
Существенным является криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Значимы данные об особенностях психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядах и представлениях, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей требуется для эффективного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же важно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения (неблагоприятных условий нравственного формирования подростков в семье, учебном и производственном коллективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических для подростков криминогенных ситуаций).
|
|
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие и признаки преступности несовершеннолетних и молодежи.
2. Какие преступления наиболее часто совершаются несовершеннолетними?
3. Какие факторы оказывают отрицательное влияние на формирование личности несовершеннолетних преступников?
4. Укажите особенности личности несовершеннолетнего преступника.
5. Укажите непосредственные субъективные причины преступности несовершеннолетних и молодежи.
6. Каковы основные направления в борьбе с преступностью несовершеннолетних?
7. Какое значение для профилактики правонарушений и преступности среди несовершеннолетних имеют меры по укреплению семьи?