Педагог, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает событие (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «некрасиво», «здорово», «вперед», «продолжай» и т.п.);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад за тебя», «Благодарю тебя»);
- прикосновений (мягко прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом, мягко вести, внимательно слушать и т.п.);
- выражения лица (улыбка, ободряющий кивок и т.п.).
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов, ошибок.
3. Показывать, что вы удовлетворены действиями ребенка.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Помочь ребенку разбить большие задания на боле мелкие, с которыми он может справиться.
6. проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ним.
8. Знать обо всех попытках ребенка стравиться со своими недостатками, желанием.
9. Позволить ребенку, где это возможно, самому справиться с проблемой.
10. Избегать дисциплинарных наказаний.
11. Принимать индивидуальность ребенка, уважать его право быть не таким, как другие.
12. Демонстрировать веру в ребенка, педагогический оптимизм.
Приложение 3
Краткие описания воспитательных технологий