Цель - установление доверительного контакта с воспитанником. Данная технология особенно эффективна во взаимодействии с педагогически запущенными воспитанниками.
Этапы:
1. Накопление согласий
На данном этапе важно добиться самого контакта. Рекомендуется использовать:
- нейтральное высказывание (о погоде, телепередачи и т.п.);
- просьбу о помощи (явной, несложной – что-то падает, не открывается);
- безобидный юмор, направленный на нейтральные действия, вещи;
- подчеркнуто вежливое обращение с искренней интонацией.
Важны невербальные проявления: жесты, мимика, поза, дыхание, движения.
2. Поиск интересов
Приемы:
- подчеркивание оригинальности высказываний («Это ты здорово подметил…»);
- просьба о детализации («Что-то я забыла, что там было дальше?»);
- фиксация эмоциональных совпадений («Мне это тоже нравится»);
- дать возможность воспитаннику продемонстрировать его компетентность («Объясни мне, пожалуйста, а что такое…? Я в этом плохо разбираюсь»);
- уступки в оценках («Может и правда, это не так страшно, как показалось мне вначале»).
|
|
3. Принятие особенных качеств – выход на личностную открытость:
- инициирование высказываний школьника о себе, своих поступках, качествах; важное условие -- запрет на возражение со стороны педагога, спор, сомнение в наличии положительных качеств у ученика.
4. Выяснение качеств, неблагоприятных для взаимодействия.
Здесь используются осторожные расспросы и обсуждаются обстоятельства, детали ситуации.
5. Выявление особенностей личностной идентификации воспитанника, т.е. соотнесенности себя с миром. Выясняется:
- кто является для него авторитетом, к кому обычно обращается за помощью;
- как сравнивает себя с другими людьми, одноклассниками;
- каковы истинные намерения, причины поступков и действий ученика.
6. Выработка норм и принципов будущего поведения (например, в форме «Секретного договора» между педагогом и воспитанником).
Одно из решающих условий успешности диалога: обстановка задушевности (неяркий свет, полушепот, никто не мешает разговору).