Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной или бессоюзной связью и выполняющих одинаковую синтаксическую функцию.
Однородные члены равноправны, не зависят друг от друга.
Однородные члены соединяются сочинительными союзами или просто перечислительной интонацией. В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:
Это была полезная, потому что развивающая игра.
Книга интересная, хотя сложная.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены.
Однородные члены могут иметь одинаковое или разное морфологическое выражение:
Он часто был простужен и лежал неделями в кровати.
Некоторую сложность представляет выявление однородности определений. Определения считаются однородными в следующих случаях:
1) они используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны:
На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши.
|
|
2) они перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально:
Это была холодная, снежная, скучная пора.
3) последующее определение раскрывает содержание предыдущего:
Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.
4) первое определение — прилагательное, второе — причастный оборот:
На столе лежал маленький, неразборчиво подписанный конверт.
5) при обратном порядке слов (инверсии):
На столе лежал портфель — большой, кожаный.
При однородных членах могут быть обобщающие слова — слова с более общим по отношению к однородным членам значением. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены, и могут стоять как до, так и после однородных членов.
1. Обобщающее слово до однородных членов:
Все изменилось: и мои планы, и мое настроение.
Все: и мои планы, и мое настроение — неожиданно изменилось.
Все изменилось, как-то: обстоятельства, мои планы, мое настроение.
2. Обобщающее слово после однородных членов
В столе, в шкафах — везде валялись обрывки бумаг и газет.
В столе, в шкафах — словом, везде валялись обрывки бумаг и газет.
Обособленные члены предложения
Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно.
Обособленными могут быть любые члены предложения.
Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными:
Этот человек, тощий, с палочкой в руке, был мне неприятен.
Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.
|
|
Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами:
Размахивая руками, он что-то быстро говорил.
Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на:
Несмотря на все старания, я никак не мог уснуть.
Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:
Вопреки прогнозу, погода стояла солнечная.
Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:
Кроме него, пришло еще пять человек.
Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.
Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:
Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).
Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть):
Последняя, четвертая часть романа заканчивается эпилогом.
Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только:
Над ним часто посмеивались, и справедливо.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал, -
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,(осложнено однородными членами пред.)
В те дни в таинственных долинах,
Весной(уточнение), при кликах лебединых, Близ вод(уточнение), сиявших в тишине,-(несогл.определение)
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: (пояснен) муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.(перечисление однород. Сказуем.и дополн.)
II
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя,- деепр.обор.(обстоят.места.) благословил.(осложнение однород.сказ.)
III
И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол, - деепр.обор
С толпою чувства разделяя, (деепр.обор)
Я музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров,
Грозы полуночных дозоров;
И к ним в безумные пиры
Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась, (однор.сказ)
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.
2.Эпиграф: Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай (Байрон).
Это в общем,не о 8 главе. В некоторых лирических отступлениях автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими планами, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п. Рассматривая господствовавшие в его время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин отрицательно относится и к сентиментализму, и к романтизму за свойственную им односторонность в изображении действительности. По судьбе автора можно судить о душе Онегина. Автор и герой выросли в одной среде.автор сумел преодолеть свой скепсис свойственный и Онегину, реализуя себя в творчестве.
|
|
3. вопр.
виды уроков:вводный урок, урок объяснения нового материала,урок закрепления и повторения, урок проверки знаний и умений. Данный фрагмент можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по теме однородные члены предложения.
Цель:отработка умений, выделять однородные члены в структуре предложений;расставлять знаки препинания.составлять схему предложений с однородными членами.
И, позабыв столицы дальной
И блеск и шумные пиры,(дееприч.оборот.)
В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ими одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной...
Вдруг изменилось всё кругом:
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
4. вопр.
Рядом с героями выступает автор, не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, "свято бережёт" ее письмо к Онегину. У него "на случай сохранились" стихи Ленского "Куда, куда вы удалились".
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не является равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского).
В некоторых же строфах (лирических отступлениях) автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими планами, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п. Рассматривая господствовавшие в его время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин отрицательно относится и к сентиментализму, и к романтизму за свойственную им односторонность в изображении действительности. Сам Пушкин стремится к реалистическому изображению жизни, к её/ осмыслению, созданию типических характеров, мечтает написать" роман в прозе (гл. 3, XI—XIII).
Любитель и знаток театра, Пушкин даёт выразительные характеристики драматургов, чьи пьесы ставились в его время на сцене (гл. 1, XVIII).
В отдельных замечаниях, щедро разбросанных в романе, отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.
Но образ поэта предстаёт перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражён и самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
Критическое отношение к крепостническому укладу жизни, губительно действующему на человеческую личность, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за её отрыв от национальной, народной почвы — всё это характеризует Пушкина как единомышленника декабристов, как лучшего представителя просвещённой дворянской интеллигенции, сумевшего высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса.
|
|
Формирование теоретико – литературных понятий: роман в стихах теоретико-литературные понятия: Онегинская строфа,14 стихов в строфе, 4-х стопного ямба, Жанр – роман в стихах. образ лишнего человека, кольцевая композиция.образ автора в романе.
Вопросы и задания к постижению образа автора в романе:
1.найдите в приведенном отрывке черты автобиографической исповеди Пушкина?
2. кого вы можете выделить в качестве главного действующего лица в романе «Евгений Онегин», можно ли сюда отнести автора? почему вы так считаете?
3. кто дает главные оценки Евгению и Татьяне?
Приемы: комментированное чтение???