1.1. Дидактический цикл и его этапы
По определению Л.Я. Зориной «дидактический цикл – функцио-нальная система, основанная на сов-местной работе всех звеньев про-цесса обучения и служащая для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала».
Дидактический цикл ‑ это сово-купность определенных актов учеб-ного процесса, итог последователь-ных микрорезультатов учения.
Между циклами существуют определенные взаимные интервалы. Движение от одного интервала к другому есть своеобразный скачок обучения. Это новое состояние ученика как субъекта учения, как личности в целом.
Результат ряда циклов ‑ это макрорезультат учения, это те ка-чественные изменения, которые про-изошли в личности ученика.
Дидактический цикл включает следующие звенья (этапы):
1) постановка общей дидактичес-кой цели и мотивация учебной дея-тельности;
2) изучение нового учебного ма-териала различными методами и его осознание;
3) повторение и закрепление изу-ченного материала, формирование умений применять полученные зна-ния в новой ситуации;
|
|
4) контроль усвоения содержания учебного материала и самоконтроль;
5) планирование самостоятель-ной работы по корректировке полу-ченных знаний вне школы.
Все этапы (звенья) дидактичес-кого цикла могут быть реализованы как при изучении всей темы на уро-ках разных типов, так и в течение от-дельного, комбинированного урока и даже фрагмента урока.
Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидак-тическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала.
1.2. Основные показатели дидактического цикла
Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат.
Цель ‑ заранее осознанный и пла-нируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправ-ленной деятельности человека.
Цель и целеполагающая деятель-ность — элементы одного и того же процесса — процесса достижения намеченного результата.
Она не выдумывается, а дикту-ется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели опре-деляет средства её достижения: методы, приемы работы преподава-теля, образовательного учреждения.
Существует два уровня целей обучения:
‑ на макроуровне цель обучения определяется общественно- истори-ческими, экономическими условия-ми, в которых живет человек; кон-кретными возможностями учащегося на данном этапе обучения; характе-ром задач, для решения которых он готовится;
‑ на микроуровне цель обучения должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познава-тельной деятельности, которые не-обходимо сформировать, и их характеристик (степени обобщеннос-ти, уровня автоматизации и т. д.).
|
|
Глобальная цель обучения ‑ все-стороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, творчес-кое саморазвитие личности, форми-рование гражданина правового де-мократического государства.
Глобальная цель отражает заказ общества к уровню образования и воспитания учащихся.
Вторая разновидность целей обучения ‑ предметные цели, кото-рые, в свою очередь, подразде-ляются на общие, предметно-спе-цифические и частные. Все пред-метные цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, форму-лируются в терминах умений и задач. Общие цели касаются учеб-ного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения.
Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в ре-зультате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели ‑ это цели изучения конкретных разделов, тем учебного предмета. В каждом цикле усвоения учебного материала можно выделить 5 целей, связанных со звеньями дидактичес-кого цикла.
Вторым показателем дидактичес-кого цикла как целостной системы являются средства обучения, т.е. материальные и материализованные предметы, которые преподаватель использует в процессе обучения. Важнейшим средством обучения служит учебная задача.
В обучении употребляются раз-личные типы учебных задач, соот-ветствующие указанным ближайшим дидактическим целям учебно-воспи-тательного процесса. Учебные зада-чи фокусируют в себе творческие и воспроизводящие стороны учебной деятельности учащихся. Среди тех-нических средств обучения важней-шая роль принадлежит компьютер-ным средствам.
Следующим показателем циклов учебного процесса является резуль-тативность обучения, которая, преж-де всего, связана с уровнем усвое-ния учебного материала, степенью обученности и воспитанности уча-щихся.
1.3 Типы дидактических циклов
Исходя из рассмотренных пока-зателей, можно выделить четыре типа дидактических циклов.
Содержание начального цикла - овладение общей схемой учебного материала и методами его приме-нения.
В этом цикле реализуются сле-дующие цели обучения:
а) осознание и понимание учащи-мися основной идеи и практической значимости изучаемого материала путем анализа основных свойств и восприятие общей схемы данной темы;
б) освоение путей воспроизведе-ния изучаемых знаний и метода их использования на практике.
В начальном дидактическом цик-ле взаимодействие преподавания и учения направляется на расчлене-ние, анализ основных свойств и признаков учебного материала.
Противоречия между ранее усво-енным и изучаемым, между обы-денно-житейскими и научными зна-ниями, между учебно-познаватель-ными задачами и реальными учеб-ными возможностями школьников становятся движущей силой учения и развития. В этом типе цикла отсутствуют третий и пятый этапы структуры дидактического цикла.
Система учебных задач как сред-ство обучения должна обеспечить в начальном цикле обучения:
а) изучение учащимися новых идей, понятий, теорий путём сравне-ния с ранее усвоенными;
б) формирование у школьников целостного представления об изуча-емом предмете, категориях и законо-мерностях;
в) единство обучения и развития;
г) параллельное изучение и за-крепление учебного материала.
Основными параметрами резуль-тативности обучения в его началь-ном цикле являются: 1) самостоя-тельное воспроизведение изученно-го; 2) подтверждение фактами новых знаний; 3) дифференциация основ-ных признаков учебного материала; 4) готовность к решению типовых задач.
Ко второму типу циклов относит-ся повторение общей схемы учеб-ного материала и отработка методов его применения. Основной целью этого цикла является конкретизация, расширенное воспроизведение изу-ченных знаний и ясное их осознание, полное овладение методами приме-нения этих знаний в учебной прак-тике внутрипредметного характера. Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направля-ется на сбор и анализ фактов по данной теме. Во втором цикле учитель должен нацеливать внимние учащихся на разрешение таких противоречий, как противоречие между знанием и способами его применения, противоречие между знанием и формированием навыков и умений.
|
|
Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимулятора-ми и факторами перехода от одного уровня усвоения к другому, от менее конкретных знаний и навыков к бо-лее конкретным знаниям и навыкам.
В этом типе цикла отсутствуют четвёртый и пятый этапы структуры дидактического цикла.
Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимулятора-ми и факторами перехода от одного уровня усвоения к другому, от менее конкретных знаний и навыков к бо-лее конкретным знаниям и навыкам.
В этом типе цикла отсутствуют четвёртый и пятый этапы структуры дидактического цикла.
Результативность обучения в этом цикле измеряется темпами оперативного перехода от знаний к фактам, от фактов к знаниям, качеством и быстротой решения учебных задач.
Основное содержание третьего типа циклов ‑ систематизация, обоб-щение понятий, генерализация уме-ний, использование содержания изу-ченного и усвоенного в жизненной практике как при непосредственной помощи учителя, так и самостоя-тельно.
При организации конкретной учебной и познавательной деятель-ности школьников используются межпонятийные и межпредметные учебные задачи, моделирующие жиз-ненные ситуации.
Показателем результативности обучения в этом цикле являются:
1) самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач;
2) применение знаний в неожи-данных ситуациях и обстоятельствах.
В заключительном цикле проверяются и учитываются результаты предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики. В этом цикле определяются пробелы в знаниях и слабые стороны в умениях. Намечаются пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.
|
|