Билет № 12. Вопрос 1 – Предложение и величина предложения

Вопрос 1 – Предложение и величина предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения.

Предложение – готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Детерминанты предложения:

1. Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Вопрос 2 - Безработица: причины, сущность формы, уровень, последствия.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

Причины безработицы:

1) Завышенные требования самих работников к работодателям относительно размера зар.платы и сами выбирают состояние безработицы

2) Слишком низкий спрос на рабочую силу

3) Негибкость рынка труда, т.е. несоответствие между потребностями тех, кто ищет работу и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4) Падение производства

5) Структурная перестройка экономики

6) Внедрение трудосберегающих технологий

Виды безработицы:

1) Фрикционная – добровольная, связанная с поиском рабочего места по специальности

2) Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения, и рабочей силы.

3) Циклическая – характерная для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

4) Сезонная – существующая в определенные периоды года

Формы безработицы:

1) Открытая

2) Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную ставку из-за невозможности иного трудоустройства

3) Текучая – периодическое отталкивание и притягивание рабочей силы на рынке труда

4) Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: