Локальные вычислительные сети

Выскажите общее суждение о целях, составе и назначении АСУЖТ. Объясните, в чем состоят цели и задачи разработки и внедрения АСУЖТ. Установите роль АСУЖТ в формировании специалиста по организации и управлению движением на железнодорожном транспорте. Выделите важнейшие требования к АСУЖТ в управлении эксплуатационной работой железнодорожного транспорта.

Информационное обеспечение процесса управления перевозками грузов и пассажиров обеспечивается комплексом АСУЖТ. Центральное место в АСУЖТ занимает информационное взаимодействие с грузовладельцами, построение реальной модели транспортного процесса и оперативное управление перевозочным процессом, основанное на обработке поступившей информации.

' Дисциплина АСУЖТ дает основное понятие об ЭВМ, математических методах, задачах эксплуатации ж.д.: - плановые задачи; - задачи оперативного управления; - управление грузовой работой п контейнерными перевозками; -управление пассажирскими перевозками.

АСУЖТ позволяет усовершенствовать управление ж.д. транспортом, обеспечить наилучшее использование технических средств транспорта, высоких экономических показателей и высокой производительности труда. АСУ призвана обеспечивать вычислительными услугами все уровни управления и подразделения ж.д. транспорта для совершенствования эксплуатационной работы дорог; ремонта и содержания пути и ПДС, повышения производительности локомотивов и вагонов, увеличения скоростей движения, ускорения оборота вагонов.

АСУЖТ имеет 3 уровня:

1. верхний- ГВЦ (Главный вычислительный цент);

2. средний-ДВЦ(Дорожный вычислительный центр);

3. нижний - ИВЦ (Информационный вычислительный цент) Вычислительные центры оснащены комплексом высокопроизводительных ЭВМ, к которым

посредством каналов связи и терминального оборудования имеют доступ работники станции, депо, отделений и управления дороги, которые вводят данные перевозочного процесса.

АСУ представляет собой человеко-машинную систему, включающую ком/пекс экономико-математических, организационных и других методов, средств вычислительной техники и устройств. обеспечивающих автоматизированный сбор, передачу и обработку информации, необходимой для оптимизации управления перевозочным процессом.

Система - это комплекс (множество) взаимосвязанных объектов (компонентов, частей), объединенных для достижения определенных целей. Для лучшей организации и управления система делится на составные части; - подсистемы; - компоненты

Подсистема - это часть системы, выделенная по определенному признаку. Она может быть подвергнута дальнейшему разложению (декомпозиция) на другие системы или элементы.

Организационные системы различаются по структуре, параметрам, элементам функционирования, размерам, характерным особенностям и целям.

Выполняемые АСУ функции должны быть разумно распределены между человеком, принимающем окончательные решения и машиной, производящей всю счетную работу, в том числе: по оптимизации процессов, отбирающей нужные для принятия решения данные, вырабатывающей рекомендашш в удобном для восприятия человека форме.

Б условиях интенсивной работы лсд. транспорта управления перевозочным процессом должно оелчиеснкияшься на основе точной информации о размещении и состоянии вагонов, локомотивов и локомотивных бригад, о ходе погрузки и выгрузки для своевременного осуществления регулировочных мер.

Теоретической базой применения электронно-вычислительной техники для цели управления является прежде всего основные положения кибернетики. Кибернетика - это отрасль науки, изучающей общие закономерности процессов управления и передачи информации в системах, машинах. Мнна исслед\ет системы, способные воспринимать, передавать, хранить, перерабатывать информацию и использовать ее хчя целей управления.

Управление- воздействие на объект, выбранное на основании имеющемся информации из множества возможных воздействий, поддерживающие или улучшающие функционирование, или развитие данного объекта. Теория информации исследует проблемы сбора, кодирования, передачи, хранения, преобразования и вычисления информации.

Информации -любое сообщение, уменьшающее неопределенность в топ области, к которой оно относится (данные). Информация измеряется в: битах, бантах.

Сигнал — это вещественно энергетический носитель информации и может быть представлен в виде электрических, электромагнитных импульсах, звуковых волн и других материальных процессов. Для предоставления сигнала введена минимальная единица представления - бит.

Знак- вещественный носитель информации, кодирующий информацию в виде доступном для восприятия человеком в документах, электронном виде.

Для предоставления знаков введена единица представления - байт, содержащий S бит.

Бит - количество информации, содержащейся в указанной величине, принимающей с равной вероятностью два различных значения: 0 и 1.

Количество информации для независимых простых испытании можно складывать, получая таким образом оценку сложной ситуации, состоящей из ряда простых,

Байт - это строка из восьми двоичных элементов, с которой оперируют как с единицей и которая обычно составляет часть слова.

Знаки составляют слова, а слова составляют предложения.

Данные - комбинации знаков, слов, предложений, несущих сведения, сообщения, наблюдения. Для того, чтобы данные стали информацией они должны последовательно про Гни физические, семантические и прагматические фильтры (информации являются используемые полезные данные).

Обратная связь - это воздействие результатов функционирования (выходной величины) на характер функционирования (на вход этой же системы).

Потоком прямой информации можно задать программу действии, управляемой ЭВМ, и она их выполнит. Однако в ряде случаев поток информации необходимо поставить в зависимость от действительного выполнения программы, чтобы при отклонении от задания вносить в работу машины нужные коррективы. Для этого нужна информация не только в сторону управляемой машины, но обратные сигналы от нее, которые воздействовали бы на первоначальную программу.

Сигналы- предложения должны быть приняты, сведения проходят физический фильтр, качество, достоверность приема зависит от физического шума в приемнике и канале связи. Принятые сведения называются синтаксической информацией, остальные непринятые из-за помех в канале связи или приемнике отсекаются в виде физического шума. На синтаксическом уровне исследования соотношения между знаками в сообщении, независимо от их содержания и ценности для получателя определяется с помощью каких знаков закодировано сообщение. Получатель тогда способен принять поступившее сообщение, когда располагает кодом (языком), с помощью которого записано сообщение. Знание языка, его синтаксической структуры позволяет получателю отсечь помехи и возможно восстановить сообщение.

Цели, критерии и принципы функционирования АСУЖТ, структура и развитие АСУЖТ:

Цель состоит в снижении трудоемкости, усовершенствовании управления ж.д. транспортом, повышении надежности и оперативности. АСУЖТ способствует решению задач, организации эксплуатационной работы, повышению производительности труда, показателей; увеличении скорости движения оборота вагонов, ремонта и содержания пути и ПДС, сокращению затрат и на обработку данных. АСУЖТ позволяет улучшить методы и структуру управления, обеспечить получение прямой и технико-экономической эффективности (прямая — сокращение затрат па обработку данных, технико-экономическая - повышение качества расчета, экономия живого труда),

Задачи АСУЖТ:

I) плановые (плаиир^и^ы-: а^.^^ричное, среднесрочное, краткосрочное, квартальное,

месячное по 4-х, б-ти часовым периодам);

1) задачи оперативного управления (АСОУП, ДИСПАРК);

3) управление грузовой и коммерческой работой, контейнерными перевозками (система
АСУСС, ПАЛЬМА);

4) управление пассажирскими перевозками (система Экспресс-2, Экспресс-3)
На дорогах созданы вычислительные центры (ВЦ), оснащенные комплексом

высокопроизводительной ЭВМ, к которой посредством каналов связи и терминального оборудования имеют доступ работники станции, депо, отделений, управления, которые вводят данные перевозочного процесса.

В структурном отношении АСУЖТ делится на 3 иерархические уровня:

на высшем решаются задачи управления работой в дорожном масштабе;

к среднему уровню относятся вопросы планирования с определением задании для отделений дороги

нъ низшем уровне решаются технологические задачи (техническая база АСУЖТ-это единая сеть вычислительных центров, оснащенных ЭВМ)

Для вычислительного уровня создан ГВЦ. Для крупных узлов и отделений - УВЦ и ИВЦ.

В ГВЦ на основе информации, получаемой с дорог решаются задачи учета, анализа, технического нормирования, оперативного планирования и управления.

В ДВЦ решаются эти же задачи для дороги и отделений, а также увязка работы линейных подразделении, связанной с управлением технологическими процессами.

На каждом уровне управления имеется информационный массив постоянно изменяющихся данных в памяти ЭВМ, отражающих состояние и местонахождение объектов управления - вагонов, локомотивов, поездов. Информация о фактически выполненной работе поступает в ВЦ со станции и отделении. Основной первичный информационный документ-ТГНЛ. Перемещение поездов и локомотивов контролируется передачей в ВЦ сообщений об их отправлении с начальных станций, проследовании стыковых и прибытии на конечные станции вслед за свершением соответствующих событий. Обработка информации по специальным программам в ВЦ дает возможность получить данные о выполнении плана погрузки-выгрузки. наличии поездов на участках и назначении, передаче по стыковым пунктам, дислокации, О выполнении грузовых операций со станций передаются сообщения по установленной форме в определенные периоды суток,

2 Назовите функциональный состав АСУЖТ. Изложите основные функции управления ■ железнодорожным транспортом. Опишите основные группы функциональных подсистем. Аргументируйте функциональный состав АСУЖТ и входящие в ее состав функциональные подсистемы. Преобразуйте АСУЖТ, используя примеры применения АСУЖТ на зарубежных железных дорогах.

Управление эксплуатационной деятельностью железнодорожного транспорта характеризуют значительная сложность протекающих процессов, большая взаимная зависимость между объектами управления, постоянно возникающие в оперативной, обстановке новые ситуации, которые требуют быстрой оценки, принятия решения и осуществления регулировочных мероприятий. Использование средств вычислительной техники для подобного сложного процесса управления требует комплексного подхода. Совокупность автоматизированных систем для различных уровней управления, функциональных подсистем, комплексов задан и других элементов АСУ, объединенных единой общей целью управления железнодорожным транспортом и создаваемых в соответствии с общей генеральной схемой, принято называть комплексной автоматизированной системой управления железнодорожным транспортом (А СУЖТ).

Информационное обеспечение процесса управления перевозками грузов и пассажиров обеспечивается комплексом АСУЖТ. Центральное место в АСУЖТ занимает информационное взаимодействие с грузовладельцами, построение реальной модели транспортного процесса и оперативное управление перевозочным процессом, основанное на обработке поступившей информации.

Основная цель создания и развития АСУЖТ — совершенствование управления железнодорожным транспортом и прежде всего организацией перевозочного процесса, оптимизация планирования всех видов и оперативного руководства работой подразделений железнодорожной сети, обеспечение наилучшего использования технических средств транспорта, высоких экономических показателей и высокой производительности труда. Автоматизированная система призвана обеспечить вычислительными услугами все уровни управления и подразделения железнодорожного транспорта. Следовательно, структура АСУЖТ должна соответствовать принятой структуре управления на железнодорожном транспорте. АСУЖТ имеет три уровня: верхний — уровень Управление дороги, средний — Отделение дороги, нижний — уровень Линейных предприятии (станций, ПЧ, ШЧ, МЧ, ЭЧ и др.).

АСУЖТ как автоматизированная система управления состоит из двух частей — функциональной и о беспечи в ающей.

Важнейшие требования к управлению движением ни железнодорожном транспорте: обеспечение безопасности движения поездов, надежности и сохранности перевозок, стабильное удовлетворение транспортных потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, реализация экономических взаимосвязей между регионами, быть наиболее конкурентноспособным и доступным.

В современных условиях возросли требования к качеству транспортной работы, к научно-методическому уровню разработки технологических процессов, ГДП, ПФП, организационному. информационному, математическому обеспечению перевозочного процесса. Работа по инженерному обоснованию перевозок и работа «на заказ» требуют глубокой проработки большого комплекса вопросов, и в конечном итоге дают возможность повысить доходность подразделений ж.д. Сегодня на ж.д. проводятся меры по повышению скорости движения грузовых п пассажирских поездов, совершенстванию конструкций пути, ПДС, разработке и использованию новых систем (АСУ ТП) автоматизированного управления технологическими процессами региональных АДЦУ эксплуатационной работой, созданию АРМ персонала на различных уровнях управления. Эти меры облегчают труд железнодорожников, делают его более производительным и престижным, повышают надежность и безопасность транспортных процессов.

Главный вычислительный центр (ГВЦ) управления дороги выполняет проектирование и обеспечивает функционирование и развитие АСУЖТ. Вычислительные центры, поскольку в них сосредоточена вычислительная техника, являются, как правило, центрами обработки данных (ЦОД) коллективного пользования. В ВЦ обрабатывается информация всех действующих функциональных подсистем, они соединены между собой каналами связи, по которым производится обмен информацией.

С развитием функционального состава АСУ, увеличением объема информации происходит выделение технических средств, для отдельных подсистем. Так, практически на всех дорожных ИВЦ обработка информации подсистемы оперативного управления перевозками (АСОУП) выполняется на специальном для этой цели выделенном комплексе технических средств.

По особенностям функционирования информационной системы во времени выделяют режим реального времени (real time processing) - режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

В условиях интенсивной работы ж.д. транспорта управления перевозочным процессом должно осуществляться на основе точной информации о размещении п состоянии вагонов, локомотивов и локомотивных бригад, о ходе погрузки н выгрузки для своевременного осуществления регулировочных мер

На Главный вычислительный центр возложены функции контроля за использованием вычислительных ресурсов, средств передачи данных,на сети железных дорог страны, а кроме того, за полнотой и-качеством информации в действующих информационных системах и соблюдением в них требований, налагаемых организацией производственного процесса ИВЦ дорог, существующим программно-техническим

комплексом и принятым стандартным математическим обеспечением. Это означает, что ГВЦ предстоит не только обесггечнть управление вычислительными ресурсами отрасли и сбор качественной и своевременной информации от линейного уровня до сетевого, но и управлять этим процессом и нести ответственность за достоверность собранной информации и результаты ее обработки.

Информационная система - это совокупность технических (аппаратных) и программных средств, а также работающих с ними пользователей (персонала), обеспечивающая ввод, передачу, хранение, обработку и представление информации. Рассмотрим автоматизированную систему резервирования и продажи билетов на средства транспорта «Экспресс». Эта система строится на базе аппаратных и программных средств вычислительной техники и средств передачи данных. Такие системы являются средствами реализации информационной технологии резервирования и продажи билетов.

Режим коллективного пользования - это форма обслуживания, при которой возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам вычислительной системы. Коллективное пользование в режиме запрос-ответ предполагает, что система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний.

Диалоговый режим - режим взаимодействия человека с системой обработки информации, при котором человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком.

Интерактивный режим - режим взаимодействия человека и процесса наработки информации, реализуемого информационной системой, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса. Информационная технология определяет методы (способы, приемы) реализации информационного процесса. В определении понятия информационной технологии перечисляются элементарные операции информационного процесса: сбор, преобразование и ввод в ЭВМ; передача; хранение; обработка; представление пользователям. Реализация каждой операции над информацией может осуществляться с использованием различных методов. Поэтому можно говорить и о различных технологиях сбора, преобразования и ввода в ЭВМ, передачи, хранения, обработки и представления информации.

Можно выделить две основные группы характеристик, которые нужно принимать во внимание при анализе качества информационных процессов. Это характеристики временные и характеристики качества результирующей информации на выходе информационного процесса.

К показателям временных свойств информационных процессов относятся:

• среднее время и дисперсия выполнения информационного процесса (среднее время реакции информационной системы на запрос пользователя);

• продолжительность временного интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью.

Качество данных характеризуется целым набором свойств, важнейшими из которых являются:. • достоверность данных - свойство данных не содержать скрытых ошибок;

• целостность данных - свойство данных сохранять свое информационное содержание и
, однозначность интерпретации в условиях случайных воздействий. Целостность данных

считается не нарушенной, если данные не искажены и не разрушены;,• безопасность данных - защищенность данных от несанкционированного доступа к ним, осуществляемого с целью их раскрытия, изменения пли разрушения.. Для-данных, имеющих место на выходе информационно-поисковых систем, важное место имеют такие свойства, как. ревалентность (смысловое соответствие выданной информации запросу) и полнота (свойство выдаваемой информации содержать все документы, ревалентные запросу).

Показатели качества информационных процессов зависят от методов и средств их осуществления,.т.е от используемой информационной технологии и характеристик информационных систем, создаваемых для их реализации. Поэтому при проектировании информационных систем необходимо учитывать требования к показателям качества информационных процессов, исследовать.влияние..характеристик информационных систем (таких, как производительность и надежность и др.) на показатели качества информационных процессов.

Назовите укрупненные группы технических средств АСУ, дайте представление о комплексе технических средстп (КТС) АСУЖТ. Опишите назначение комплекса технических средств АСУЖТ. Разработайте структуру комплекса технических средств, длп реализации функций управления железнодорожным транспортом. Спрогнозируйте результат деятельности информационного вычислительного центра (ИВЦ) при выходе из строя нескольких КТС АСУ, раскройте его суть.

Техническое обеспечение АСУЖТ представляет собой комплекс технических средств (КТС), применяемых для функционирования автоматизированных систем управления, взаимосвязанных неразрывным процессом преобразования данных и ограничениями (во времени, по достоверности, точности обработки и др.), налагаемыми процессами управления.

В соответствии с основными этапами информационной технологии (регистрация, сбор, передача, обработка, выдача и отображение информации) все технические средства АСУЖТ можно разделить на следующие группы: средства регистрации, сбора и подготовки данных; средства передачи данных; средства обработки данных; средства выдачи и отображения информации.

Технические средства регистрации, сбора и подготовки данных предназначены для фиксации первичных данных в местах их возникновения, сбора данных от ряда источников и приведения этих данных к виду, пригодному для использования средствами вычислительной техники. К ним могут быть отнесены различного рода приборы и устройства регистрации, системы сбора и подготовки данных.

Технические средства передачи данных предназначены для обмена данными между местом их возникновения и ЭВМ, а также между ЭВМ и пользователями информации. К ним относятся каналы и сети связи, аппаратура передачи данных и др.

Технические средства обработки данных служат для преобразования исходных данных, собранных и. переданных из мест их возникновения, в результативную информацию. Они включают различного типа вычисли-; тельные машины.

Средства выдачи и отображения информации предназначены для вывода результатов решения задач в удобном для пользователя виде. Эту группу составляют разнообразные технические средства, обеспечивающие получение информации на перфокарты и перфоленты, устройства печати, световые табло, графопостроители, дисплеи и др.

Также в составе КТС имеются средства, которые решают ряд дополнительных задач: обеспечивают общий технологический контроль за управляемыми процессами, протекающими в реальном масштабе времени, осуществляют горизонтальную связь между подсистемами каждого уровня управления, создают необходимые условия операторам для работы в человеко-машинной системе, позволяют автоматизировать технический контроль за самой аппаратурой и повысить надежность системы.

К техническому обеспечению также относят здания, сооружения и оборудование вычислительных центров, систем энергоснабжения, вентиляции и кондиционирования, водоснабжения, канализации и другие вспомогательные технические средства, обеспечивающие нормальные условия работы КТС и персонала АСУ.

Под регистрацией понимается занесение данных на машинный носитель и (пли) документ, под сбором -получение данных от ряда источников, под подготовкой данных — приведение их к виду,- пригодному для использования средствами вычислительной техники, и нанесение на машинный носитель....

Практика функционирования АСУ в зависимости от структуры информационных потоков, класса решаемых задач, сложившейся технологии учета привела к выделению ручного, автоматизированного и автоматического способов сбора и регистрации данных.

Исходя из назначения АСУ на железнодорожном транспорте на КТС возлагают выполнение следующих основных функций:

• механизацию и автоматизацию и процессов регистрации первичной информации, которая зарождается на линейных объектах и поступает с подвижного состава, подготовку первичных документов с одновременным сохранением на электронных носителях информации;

• автоматизацию сбора информации о ходе транспортного процесса и передачи информации по каналам связи в ИВЦ дороги;

• автоматизацию подготовки данных на электронных носителях;

• ввод и обработку данных ЭВМ в соответствии с заданными алгоритмами решения задач; накопление данных о процессе их обработки;

• выдачу результатов решения задач из ЭВМ в виде, удобном для представления конечным пользователям;

• размножение выходных форм документов;

• автоматизацию обмена информацией между пользователями и ЭВМ, между всеми ступенями АСУ. а. также АСУ смежных видов транспорта и других отраслей народного хозяйства.

Таким образом, КТС АСУ ЖТ должен реализовать полный цикл преобразования информации с момента ее фиксации до использования в качестве источника для выработки управляющих воздействий.

Выбор КТС - один из важнейших вопросов разработки автоматизированных систем - включает обоснование сети различных типов, каналов связи; расчет потребности технических устройств для конкретного объекта; разработку технологического процесса регистрации и сбора информации с объектов линейного уровня и подвижного состава, передачи информации и обработки данных в ИВЦ; определение целесообразной организационно-функциональной структуры системы и др.

Транспортным процессом управляют на основе информации, поступающей по цепочке «поезд -станция - отделение - управление». На каждой ступени управления решают сложный комплекс задач учета, планирования, управления. Для реализации функций управления необходимая информация о ходе транспортного процесса должна быть зарегистрирована, подготовлена для машинной обработки, передана по каналам связи в И ВЦ.

Средства регистрации, сбора и подготовки информации

Средства регистрации, сбора, подготовки и ввода информации относят к периферийным устройствам АСУ и устанавливают в местах зарождения первичной информации..

Устройствами ввода являются те устройства, посредством которых можно ввести информацию в компьютер. Главное их предназначение - реализовывать воздействие на машину. Разнообразие выпускаемых устройств ввода породили целые технологии от осязаемых до голосовых. Хотя они работают по различным принципам, но предназначаются для реализации одной задачи - позволить пользователю связаться со своим компьютером.

Дигитайзер - это еще одно устройство ввода графической информации, имеющее пока сравнительно узкое применение для некоторых специальных целей. Применяется дигитайзер для поточечного координатного ввода графических изображении в системах автоматического проектирования, в компьютерной графике и анимации. Графический планшет обеспечивает наиболее точный ввод графическом информации в компьютер.

Средства передачи информации должны доставлять данные с заданной скоростью, в установленные сроки, с необходимым уровнем надежности. Средства передачи бывают немеханнзированные (почта, курьерская связь) и механизированные (системы передачи данных по каналам связи).

Системой передачи данных - называют совокупность аппаратуры передачи данных (АПД) и каналов связи, обеспечивающих обмен информацией между источником сообщения и получателем информации. В нее входят: источник сообщения,' передающее устройства, канал связи, приемное устройство и получатель информации. Источниками сообщения могут быть как человек, так и различные устройства автоматического и полуавтоматического считывания информации, а получателями информации - человек, вычислительная машина, перфорирующие и печатающие устройства и другие средства ее отображения.

Каналом связи называют совокупность устройств, которые обеспечивают прохождение сообщения от передатчика к приемнику. Основные параметры СПД - скорость, достоверность передачи данных, пропускная способность и расстояние. Скорость передачи выражается числом передаваемых импульсов в единицу времени Распространение получает специально разработанная высокоскоростная аппаратура передачи сообщений, позволяющая передавать гшформаг/ию по телефонным и волоконно-оптическим каналам связи.

Компьютер же в отличие от модема понимает только цифрой сигнал, т.е. ток только двух уровней. Каждый из них обозначает одно из двух понятных компьютеру значений -логические "О" и "1". Чтобы передать цифровой сигнал по телефонной линии, ему нужно придать приемлемый для неё аналоговый вид.

Именно этой работой занимается модем. Так же он выполняет обратную процедуру, т.е. переводит аналоговый сигнал в понятный компьютеру цифровой. Слово модем" - происходит от сокращения двух терминов: МОдул.чтор'ДВМодудятор. Модем организует мостик между выдаваемым компьютером цифровым сигналом и аналоговым сигналом, который, понимает телефонная линия.

При передаче данных лз компьютера в модем, первый выдает последовательность нулей и единиц, а последний преобразовывает их в аналоговый сигнал. Затем данные отсылаются в телефонную линию, и их принимает модем, стоящий на другом конце провода. Когда модем принимает данные, то он отфильтровывает полезную информацию от шумов в линии.

В качестве -каналов связи в настоящее время используются различные среды. Рассмотрим основные из них.

Витая пара. Наиболее дешевым кабельным соединением является витое двухжильное проводное соединение часто называемое "витой парой". Она позволяет передавать информацию со скоростью до 10 Мбит/с, легко наращивается, однако является помехонезащищенной. Длина кабеля не может превышать 1000 м при скорости передачи 1 Мбит/с.

Коаксиальный кабель. Коаксиальный кабель имеет среднюю цену, хорошо помехозащитен и применяется для связи на большие расстояния (несколько километров). Скорость передачи информации от 1 до 10 Мбит/с, а в некоторых случаях может достигать 50 Мбит/с. Коаксиальный кабель используется для основной и широкополосной передачи информации.

Оптоволоконные линии. Наиболее дорогими являются оптопроводникп, называемые также стекловолоконным кабелем. Скорость распространения информации по ним достигает нескольких гигабит в секунду. Допустимое удаление более 50 км.* Внешнее воздействие помех практически отсутствует. На данный" момент это наиболее дорогостоящее соединение для ЛВС. Применяются там, где возникают электромагнитные поля помех или требуется передача информации на очень большие расстояния без. использования повторителей. Они обладают протнвоподспущивающими свойствами, так как техника ответвлений в оптоволоконных кабелях очень сложна. Автоматизированное рабочее место.

Эта группа технических средств.выполняет вычислительные и логические операции в соответствии с заданными алгоритмами, обеспечивает обмен информацией между процессором и группами средств ввода-вывода данных, внешних накопителей информации, а также прием-передачу информации в каналы связи.

1 ■ Средства обработки информации по классу решаемых задач делят на специализированные и универсальные. Специализированные вычислительные машины предназначены для решения узкого круга задач, (математических, технических, экономических), универсальные — для решения широкого круга задачей. По общей мощности и структуре вычислительные машины подразделяют на классы: микроЭВМ, мини-ЭВМ, средние, большие.



Дайте понятие о локальных и глобальных сетях ЭВМ, их применении. Объясните назначение локально-вычислительных сетей (ЛВС), их функционирование на ж.д., приведите требования к-Л ВС. Охарактеризуйте топологии (ЛВС). Систематизируйте характеристики топологий вычислительных сетей.

Локальные вычислительные сети

На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщении (факсов, Е - Mai! писем и прочего) не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же обмен информацией между компьютерами разных фирм производителей рабо­тающих под разным программным обеспечением.

В настоящее время на транспорте, как и во многих других отраслях народного хозяйства сложшась такая ситуация, когда:

1 Имеется значительное количество компьютеров работающих отдельно от всех остальных
компьютеров и не имеющих возможность гибко обмениваться с другими компьютерами информацией.

2 Невозможно создание общедоступной базы данных, накопление информации при существующих „ объемах и различных методах обработки и хранения информации.

3 Накопленное программное и информационное обеспечение не используется в полном объеме и не имеет общего стандарта хранения.

4 При имеющейся возможности подключения к глобальным вычислительным сетям типа Internet необходимо осуществить подключение к информационному каналу не одной группы пользователей, а всех пользователей с помощью объединения в группы.

Решению данной проблемы способствует создание в рамках предприятий транспорта единой информационной сети (ЕИС) предприятия. ЕИС предприятия должна выполнять следующие функции:

1 Создание единого информационного пространства которое способно охватить и применять для всех пользователей информацию созданную в разное время и под разными типами хранения и обработки данных, распараллеливание и контроль выполнения работ и обработки данных по ним.

2 Повышение достоверности информации и надежности ее хранения путем создания устойчивой к сбоям и потери информации вычислительной системы, а так же создание архивов данных которые можно использовать, но на текущий момент необходимости в них нет.

3 Обеспечения эффективной системы накопления, хранения и поиска технологической, технико-экономической и финансово-экономической информации по текущей работе и проделанной некоторое время назад (информация архива) с помощью создания глобальной базы данных.

4 Обработка документов и построения на. базе этого действующей системы анализа,
прогнозирования и оценки обстановки с целью принятия оптимального решения и выработки глобальных
отчетов.

5 Обеспечивать прозрачный доступ к информации авторизованному пользователю в соответствии с
его правами и привилегиями.

[7] ГПод ЛВС понимают совместное подключение нескольких отдельных компьютерных рабочих

,/чест (рабочих станций) к единому каналу передачи данных. Благодаря вычислительным сетям мы получили возможность одновременного использования программ и баз данных несколькими пользователями. \

Понятие локальная вычислительная сеть - ЛВС относится к географически ограниченным (территориально или производственно) аппаратно-программным реализациям, в которых несколько компьютерных систем связанны друг с другом с помощью соответствующих средств коммуникаций. Благодаря такому соединению пользователь может взаимодействовать с другими рабочими станциями, подключенными к этой ЛВС.

По средством ЛВС в систему объединяются персональные компьютеры, расположенные на многих удаленных рабочих местах, которые используют совместно оборудование, программные средства и информацию. Рабочие места сотрудников перестают быть изолированными и объединяются в единую систему^ Рассмотрим преимущества:

Разделение ресурсов:. Разделение данных предоставляет возможность доступа и управления базами данных с периферийных рабочих мест, нуждающихся в информации.

В качестве средств коммуникации наиболее часто используются витая пара, коаксиальный кабель оптоволоконные линии. При выборе типа кабеля учитывают следующие показатели:

• стоимость монтажа и обслуживания, скорость передачи информации, ограничения на величину расстояния передачи информации (без дополнительных усилителей-повторителей (репитеров)),,

• безопасность передачи данных.

Главная проблема заключается в одновременном обеспечении этих показателей, например, наивысшая скорость передачи данных ограничена максимально возможным расстоянием передачи данных, при котором еще обеспечивается требуемый уровень защиты данных. Легкая наращиваемость и простота расширения кабельной системы влияют на ее стоимость.

Существует ряд принципов построения ЛВС. Такие принципы еще называют - топологиями. Топология пита звезда- в которой головная машина получает п обрабатывает все данные с периферийных устройств как активный узел обработки данных. Этот принцип применяется в системах передачи данных, например, в электронной почте. Вся информация между двумя периферийными рабочими местами проходит через центральный узел вычислительной сети.

Пропускная способность сети определяется вычислительной мощностью узла и гарантируется для каждой рабочей станции. Коллизий (столкновений) данных не возникает. Кабельное соединение довольно простое, так как каждая рабочая станция связана с узлом. Затраты на прокладку кабелей высокие, особенно когда центральный узел географически расположен не в центре топологии. При расширении вычислительных сетей не могут быть использованы ранее выполненные кабельные связи: к новому рабочему месту необходимо прокладывать отдельный кабель из центра сети.

Топология в виде звезды является наиболее быстродействующей из всех топологии вычислительных сетей, поскольку передача данных между рабочими станциями проходит через центральный узел (при его хорошей производительности) по отдельным линиям, используемым только этими рабочими станциями. Частота запросов передачи информации от одной станции к другой невысокая по сравнению с достигаемой в других топологиях.

Производительность вычислительной сети в первую очередь зависит от мощности центрального файлового сервера. Он может быть узким местом вычислительной сети. В случае выхода из строя центрального узла нарушается работа всей сети. Центральный узел управления - файловый сервер мотает реализовать оптимальный механизм защиты против несанкционированного доступа к информации. Вся вычислительная сеть может управляться из ее центра.

Кольцевая топология. При кольцевой топологии сети рабочие станции связаны одна с другой по кругу, т.е. рабочая станция 1 с рабочей станцией 2, рабочая станция 3 с рабочей станцией 4. Последняя рабочая станция связана с первой. Коммуникационная связь замыкается в кольцо.

Прокладка кабелей от одной рабочей станции до другой может быть довольно сложной и дорогостоящей, особенно если географически рабочие станции расположены далеко от кольца (например, в линию). Сообщения циркулируют регулярно по кругу. Рабочая станция посылает по определенному конечному адресу информацию, предварительно получив из кольца запрос. Пересылка сообщений является очень эффективной, так как большинство сообщений можно отправлять "в дорогу" по кабельной системе одно за другим. Очень просто можно сделать кольцевой запрос на все станции. Продолжительность передачи информации увеличивается пропорционально количеству рабочих станций, входящих в вычисли­тельную сеть. Основная проблема при кольцевой топологии заключается в том, что каждая рабочая станция должна активно участвовать в пересылке информации, и в случае выхода из строя хотя бы одной из них вся сеть парализуется. Неисправности в кабельных соединениях локализуются легко.

Шшшая топология. При шинной топологии среда передачи информации представляется в форме коммуникационного пути, доступного дня всех рабочих станций, к которому они все должны быть подключены. Все рабочие станции могут непосредственно вступать в контакт с любой рабочей станцией. имеющейся в сети.

Рабочие станции в любое время, без прерывания работы всей вычислительной сети, могут быть подключены к ней или отключены. Функционирование вычислительной сети не зависит от состояния отдельной рабочей станции.

Благодаря тому, что рабочие станции можно включать без прерывания сетевых процессов и коммуникационной среды, очень легко прослушивать информацию, т.е. ответвлять информацию из коммуникационной среды.

В ЛВС с прямой (не модулируемой) передачей информации всегда может существовать только одна станция, передающая информацию. Для предотвращения коллизий в большинстве случаев применяется временной метод разделения, согласно которому для каждой подключенной рабочей станции в определенные моменты времени предоставляется исключительное право на использование катит передачи данных.

Таблица 3.2 - Характеристики топологий вычислительных сетей

Характеристики   Топология  
Звезда Калька Шина
Стоимость расширения Незначительная Средняя. . Средняя
Присоединение абонентов Пассниное Актинное Пассивное
Защита от отказов Незначительная Незначительная Высокая
Размеры системы Любые Любые Ограниченны
Защищенность от прослушивания Хорошая Хорошая Незначительная
Стоимость подключения Незначительная Незначительная Высокая
Поведение системы при высоких нагрузках Хорошее1 Удовлетворится мюе Плохое
Вотожиость работы а реальном рехаше времени Очень хорошая Хорошал Плохая
Разводка кабеля Хорошая Удовлетворительная Хорошая
Оаслужиааиие Очень хорошее Среднее Среднее

Все методы щюгтушровшшя ртделяштсп на 3 tvtuccu:

Эврнстические -метапы, основанные па суждении и опыте экспертов

Форлнулы/ьге- основаиные на описании закономерностей транспортных потоков и применение п их описании математических формул

Комплексные-фармапьно-эвристическне. Этот метод основан на I и 2 вместе, он позволяет уменьшить недостатки 1 и 2.

Эвристические методы позволяют: Выполнять знакомство с объектом прогнозирования, изучать различные сведения о нем; Накопить опыт прогнозирования о данном объекте; Изучить процесс развития объекта, характерные его признаки. [ 1ЦУ1УУШ£С11К1:

Применимы для прогнозирования трудно-формализуемых процессов. Прим. Для прогнозирования
транспортных потоков всех категории. Легко реализуемы. Не требуют сбора статистических данных, Не требуют
математического описания закономерностей транспортного потока,
i Jc.jnc,ii<n_Kni ■ ■ '

Трудность передачи опыта эксперта. Переоценка местных факторов и закономерностей. Оценка экспертом малого числа объектов. Ненадежность прогноза транспортного потока. Сложность формирования коллектива экспертов. Сложность обработки мнений экспертов. Трудность воспроизводства результатов прогноза. Формальные: лреимущегпш,:

Хорошие результаты для краткосрочных прогнозов. Большое количество прогнозируемых продуктов. Легко передается опыт прогнозирования

Прогноз легко воспроизводится. Легко выполнять анализ влияния основных факторов на модель I!с.шу.ш mi-Требуется сбор статистических данных за прошедший период. Сложность отбора факторов прогнозной модели. Сложность составления прогнозного уравнения. Трудность прогнозирования скачка. Комплексный (Формально-эврнетпческнй).

Этот метод основан на 1 и 2 вместе, он позволяет уменьшить недостатки I и 2. Особенность применения в том, что бы в итоге выявлялись только преимущества использования формального и эвристического метода прогнозирования с максимальной эффективностью. Такой прогноз будет называться комплексным или комбинированным. Недостатки: -трудно выполнять согласование методов и отбор оптимального метода.


Эвристн прип.


1-Й форм ал.


2-й формальн.


п-н формальн


Комплексный прогноз

1. Индивидуальный (эксперты дают мнение независимо друг от друга)

2. Коллективный (выявляется обобщенное мнение экспертов) Весь процесс прогнозирования разбивается на 3 этапа:

> Формирования коллектива эксперта

>. Формирование программы опроса и проведение 1-го тура опроса
>• Согласование мнений экспертов и обработка результатов.
Коллектив - группа экспертов, возглавляемая общим руководителем.

Метод мозговой атаки:

По этому методу организуется заседание экспертов.

Перед ними ставится определенная задача и путем отброса решений находится

несколько хороших способ решения задачи...... -

Метод, прог-я «Делъфа»:,...............

Это последовательность итераций (приближении), циклов мозговой атаки с попытки избежать влияния психологических факторов, способных снизить эффективность заседания по принципу Мозговой атаки. Цель метода заключается в том, чтобы разработать тщательно спроектированную программу опроса перемежаемых обратной связью. Опрос производится письменно,

Адоптаинн-это настроКка," самоорганизация, способность помнить прошлый опыт и использовать его для решения подобных задач. Точность прогнозировании зависит от степени соответствия принятой" модели реальному процессу. Точносгь прогнозирования повышается за счет использования принципов самоорганизации, в частности принципа внешних дополнении. Этот принцип заключается во введении дополнительных критериев для решения задачи прогнозирования.

Метод направленного отбора-

На первом этапе рассчитывается матрица критериев. На 2-м этапе выбирается наиболее перспективные решения. На 3-м. этапе пропускаются комбинации, явля-ся наилучшими по заданному критерию. Расчет продолжается до тех пор, пока критерии качества не достигнут мпн-ма.


5 Назовите математические методы, применяемые в эксплуатационной работе. Изложите транспортную задачу линейного программирования. Аргументируйте алгоритмы обработки, прогнозирования и оптимального планирования. Интерпретируйте применение математических методов в эксплуатационной работе железных дорог.

Классификация методов моделирования

Для решения эксплуатационных и других задач на транспорте применяются различные методы, которые позволяют осуществить моделирование транспортного процесса и численное решение задач на ЭВМ. Существуют два вида моделирования: физическое и математическое.

Математическое моделирование транспортного процесса - метод научного исследования, позволяющий посредством формализованного описания основных количественных взаимосвязей между факторами с использованием математического аппарата осуществить численное решение транспортных задач, как правило, с использованием ЭВМ.

Математическая статистика - наука о математических методах систематизации и использования статистических данных. Во многих своих разделах опирается на теорию вероятностей (дисперсионный, кор­реляционный, регрессионный анализы).

Теория массового обслуживания - самостоятельная прикладная область случайных процессов, сложившаяся путем развития вероятностных методов в применении к обслуживанию массовых потоков требований (заявок) случайного характера в различных областях человеческой деятельности.

Имитационное моделирование - прикладной раздел математических методов, выросший из метода статистических испытании с появлением ЭВМ. В него входят элементы эвристики и аналитического моделирования в его основе — машинная (численная) имитация изучаемого процесса.

В отличие от имитационного другие методы математического моделирования называют аналитическими.

Математическое программирование — раздел математики, посвященный теории и методам нахождения экстремумов функции на Множествах, определяемых некоторыми ограничениями. Используется для решения опти­мизационных задач речного транспорта путем поиска минимума (максимума) функции.

Линейное программирование -» раздел математического программирования для решения задач, переменные которых связаны системой линейных равенств и неравенств.

Нелинейное программирование - раздел математического программирования, применяемый для решения задач, уравнения которых содержат нелинейные зависимости.

Динамическое программирование - раздел математического программирования, используемого для решения задач, в которых процесс развивается в динамике, т. е. в несколько последовательных этапов.

Методы сетевого планирования и управления используются для разработки целевых программ, проектов, тре­бующих увязки и координации различных этапов работ и их ресурсного обеспечения по определенным графикам.

Имитационное моделирование

Имитация представляет собой метод воспроизведения функционирования моделируемой системы во времени. Развитие ЭВМ и математического обеспечении позволяет изучить процессы управления предприятием во всей сложности и многообразии, не втискивая их в модели, описываемые существующими математическими методами. Под машинной имитацией понимается численный метол проведения на ЭВМ экспериментов с математическими моделями. описывающими поведение сложных систем в течение продолжительных периодов времени. Целью имитационного моделирования ОСУ является: анализ и прогнозирование ее функционирования в различных условиях; достижение лучшего понимания функционирования процессов управления и выполнения управленческих процедур; выявление основных факторов, определяющих ОСУ; анализ и оценка эффективности различных вариантов и информационных потоков.

Для решения возникающих на железнодорожном транспорте задач наряду с другими методами применяется линейное программирование в форме транспортной задачи. Такой задачей является разработка регулировочного задания. Так как на ряде станций выгрузка превышает погрузку п образуется избыток порожних вагонов, а на других станциях погрузка, превышает выгрузку и требуются порожние вагоны, то устанавливается регулировочное задание на отправление порожних вагонов со станции выгрузки на станции погрузки. Порожние вагоны следует направлять по.кратчайшим маршрутам, сокращая порожний пробег.Аналогпчной является задача оптимального прикрепления п станций назначения к.ш станциям отправления однородного груза по условию минимума затрат.

Решение транспортной задачи линейного программирования обычно сводится к построению начального (базисного плана), выраженного системой чисел (в форме матрицы), и его последовательному улучшению выполнением однообразных по процедуре итерации (приближении), приводящему через конечное число шагов к оптимальному плану. Начальный план строим методом двойного предпочтения исходя из того, что наибольшим в каждой строке и столбце нужно сделать корреспонденции, имеющие наименьшие стоимости су. Если минимальные цифры в строке и столбце совпадают, то такие максимально возможные корреспонденции (с двойным предпочтением) выделяют раньше остальных.

Экономический смысл метода состоит в последовательном условном повышении меньших стоимостей перевозки с
целью распределения по пунктам назначения не только грузов из пункта отправления с минимальными затратами на
перевозку, но и из относительности менее-выгодных пунктов отправления;.......



6 Данте понятие математического и программного обеспечения АСУЖТ. Приведите составные части ма­тематического обеспечения АСУ. Охарактеризуйте основные требования к составу и назначению мате­матического и программного обеспечения АСУЖТ. Спроектируйте технологию подготовки и решения задач на ЭВМ.

Часто под термином «математическое обеспечение АСУ» понимают также и ее программ­ное обеспечение. Собственно математическое обеспечение АСУ - это совокупность экономико-математических моделей, математических методов и алгоритмов для решения задач и обработки ин­формации с помощью вычислительной техники.

К математическому обеспечению АСУ предъявляют следующие основные требования:

•. соответствие используемых математических моделей технико-экономическому содержанию задач учета,

планирования и управления;

• совместимость математического обеспечения подсистем АСУ разных уровней и различного функцио­нального назначения; модульность построения алгоритмов решения задач, типовой модуль должны ха­рактеризовать повторяемость применения и стандартность;

• однотипность моделей, методов, алгоритмов решения однородных комплексов задач на различных уров­нях управления:

• гибкость алгоритмов решения однородных задач на всех уровнях управления и во всех подсистемах.

В состав собственно математического обеспечения входят:

• экономико-математические модели и алгоритмы решения задач всех функциональных подсистем АСУ;

в стандартные методы и алгоритмы решения информационно-логических, экономико-статистических, оп­тимизационных задач, задач исследования операции, статистического анализа, операций с матрицами, векторами и т.п.; типовые модели, методы и алгоритмы обслуживания АБД; о типовые модели и алгоритмы запросно-орнентированнон системы для обслуживания АБД; в методы и алгоритмы зашиты массивов информации от искажении и несанкционированного доступа к данным. Программное обеспечение АСУ —это совокупность машинных программ для реализации целей и за­дач АСУ и нормального функционирования ее КТС. Оно должно обеспечивать:

• решение в автоматизированном режиме всех задач функциональных подсистем АСУ;

• совместимость функционирования одноименных подсистем разных ступеней АСУ и сопрягаемых под­систем одного уровня; повышение эффективности использования ЭВМ и других технических средств АСУ вследствие автоматизации процесса управления прохождением задач и работой различных техни­ческих устройств;

сокращение сроков и трудоемкости разработки и отладки машинных программ;

• автоматизацию процедур пользования АБД в запросно-ответном режиме.

Поскольку ЭВМ может воспринимать любые математические методы и алгоритмы лишь после того, как они будут превращены в конкретные машинные программы, более точным и правильным был бы термин «программное обеспечение АСУ», который и применяют чаше. Учитывая, что термин «математическое обес­печение» пока широко распространен в литературе и руководящих методологических материалах по проекти­рованию АСУ, в дальнейшем изложении эти два термина используются как синонимы.

Значение математического обеспечения определяется тем, что в конечном итоге вся информация в АСУ обрабатывается по разработанным программам. Следовательно, уровень развития и возможности АСУ зависят от программного аппарата системы - ее математического обеспечения. В автоматизированном режиме можно решать только те задачи, которые запрограммированы. При высоком уровне разработки математическо­го обеспечения достигаются минимальные затраты времени на решение задач, наиболее полная загрузка всех устройств ЭВМ, сокращается время и трудоемкость составления и отладки машинных программ.

Как известно, вычислительные машины обрабатывают информацию только в том случае, если она представлена специальными обозначениями, которые отличаются от общепринятых наименований и чисел. -Действия, выполняемые ЭВМ при.обработке информации, элементарны;.как правило, за один такт работы про­цессора выполняется одна команда — простейшее арифметическое или логическое действие над двумя числа­ми. В связи с этим машинная программа решения любой технико-экономической задачи управления состоит из большого, числа.(от сотен до нескольких тысяч) команд, представленных специальными символами и разме­щенных в строгой последовательности. Подготовка и написание алгоритма решения задачи в командах маши­ны, необходимость правильного и последовательного написания операций в машинных программах обусловли­вают высокую трудоемкость программирования.

Подготовка задачи, для решения на ЭВМ является весьма сложной и включает ряд этапов:

• строгую математическую постановку задачи;......

• определение объемов и формы представления исходных, промежуточных и результативных данных;

• разработку (или применение готовых) программ для ввода информации, выполнения расчета и печати результатов.


Многие операции при решении задачи на ЭВМ (ввод исходных данных, различные виды обработки массивов информации, печать результативной информации и т.п.) единообразны для большого числа задач уче­та, планирования и управления. Поэтому целесообразно составлять такие программы один раз в общем виде, а потом многократно использовать их при решении различных задач.

Выделение в задачах крупных повторяющихся процедур обработки информации и возможность подго­товки типовых программ для их выполнения создали предпосылки к разработке общесистемного математиче­ского, обеспечения.

При большом числе задач в АСУ, необходимости увязки графика решения их с ритмом производствен­но-хозяйственной деятельности предприятий, более равномерной загрузки всех технических устройств АСУ возникла надобность создания комплекса программ диспетчирования прохождением задач и загрузки устройств ЭВМ.

За сравнительно короткий период развития математическое обеспечение АСУ из набора изолирован­ных программ' решения отдельных задач, ряда применяемых стандартных программ превратилось в развитую систему, обеспечивающую автоматизацию разработки машинных программ на базе алгоритмических языков и программ-трансляторов, отладки этих программ, автоматизации управления работой ЭВМ и сопрягаемых тех­нических средств, автоматизации управления прохождением задач.

В составе программного обеспечения АСУ выделяют 3 составные части (рисунок 5.1).

I Внутреннее математическое обеспечение (операционная система) предназначено для автоматизации, управления работой ЭВМ и сопрягаемых технических средств (управляющие программы), что повышает про­изводительность. ЭВМ и других устройств АСУ, позволяет автоматизировать разработку, подготовку и отладку машинных программ (обрабатывающие, профаммы), вследствие чего сокращается время программирования и улучшается качество машинных программ.


Внешнее математическое обеспечение (специальное) включает систему управления прохождением задач АСУ, пакеты стандартных и типовых программ (общесистемное обеспечение), а также библиотеку про­грамм решения всех комплексов задач, включенных в функциональные подсистемы АСУ.

2 Комплекс программ технического обслуживания (КПТО) предназначен для отладки и проверки тех­нической исправности ЭВМ и других устройств, сопряженных с ЭВМ. Он включает тестовые испытательные программы, которые позволяют обнаружить неисправности в технических устройствах АСУ, выявлять места неисправности и предоставлять обслуживающему персоналу информацию об их характере.

Программы составлены для отдельных устройств ЭВМ и других технических средств и основаны на предположении, что при неисправном устройстве результат работы программ будет отличаться от результата, выданного на исправном устройстве. Работа программы заключается в непрерывном сравнении результатов с теми, которые были получены при заведомо исправном устройстве. При несовпадении их на печать выдается информация, показывающая, в каком месте программы произошло несовпадение. По этой информации можно судить о месте неисправности. Необходимо отметить, что КПТО часто рассматривают как составную часть внутреннего математического обеспечения АСУ.

На базе современных ЭВМ математическое обеспечение АСУ позволяет решать задачи как'в режиме пакетной обработки данных, так к в режиме мультипрограммирования, когда несколько задач одновременно находятся в ЭВМ и выполнение одной из них может быть прервано для перехода к другой с последующим воз­вратом к прерванной.

Системы с разделением времени обеспечивают одновременный доступ к ЭВМ нескольким пользовате­лям со специальных терминальных устройств.

Дайте понятие информационное обеспечение АСУЖТ, «верность» и «достоверность» информации. Объясните цели и назначение информационного обеспечения АСУЖТ, сформулируйте принципы интегрированной обработки данных. Опишите основные системы классификации и кодирования технико-экономической информации. Разработайте структурно-логическую схему классификации и кодирования ннформации-в АСУЖТ.

Совокупность единой'-системы классификации и кодирования технико-экономической информации,'унифицированных систем документации (УСД]К и взаимосогласованных показателей, а также массивов технико-экономической информации, методов их организации, хранения и контроля представляет собой информационное обеспечение АСУ. При разработке вопросов информационного обеспечения определяют виды и содержание информации, обрабатываемой с помощью технических средств АСУ и выдаваемой аппарату управления'/1 а также систему взаимосвязанных показателен производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий; обосновывают систему кодирования и структуру классификаторов используемой технико-экономической информации. способы се передачи,1 :сроки и периодичность поступления в ВЦ; выбирают типы машинных носителей информации; разрабатывают структуру размещения входной и промежуточной информации, методы контроля достоверности информации, порядок ее хранения. поиска и внесения изменений; Устанавливают информационные связи внутри решаемых задач и проектируемых подсистем по входной и промежуточной" информации.

Под термином технико-экономическая информации понимают различные сведения, выраженные в определенном заданном виде и используемые для расчетов при планировании, прогнозировании, учете, контроле, оперативном управлении, а также при проектировании, производстве"' и эксплуатации систем. В информационном обеспечении АСУ выделяют состав информации, т.е перечень информационных единиц или их совокупностей (показателей, констант, переменных, документов, других данных, необходи­мых для решения задач АСУ); структуру информации и закономерности ее преобразования, т.е. правила построения показателен, документов, преобразования информационных единиц;. характеристики движения информации, т. е. количественные оценки потоков информации (объем,1 интенсивность, маршруты документов, схемы получения первичных данных, продолжительность храпения информации, сроки обновления данных); характеристики качества информации, т. е. систему количественных оценок полезности. полноты, своевременности, достоверности информации); способы преобразования информации, т. е. методы сбора, передачи информа­ции, методики расчета показателей, подготовки рабочих массивов информации.

По способу-Использования в процессах управления информацию делят на нормативно-справочную, директивно-плановую, оперативно-производственную; учетно-отчетную, аналитическую, конструкторско-технологическую и др. Нормативно-справочная информация вклгачает'массивы, содержащие нормативы функционирования транспортного процесса) и справочные данные

По отношению к В Цйе [формацию подразделяют на входную, поступающую от различных источников; промежуточную полу­чаемую в результате обработки входной информации на ЭВМ {эту информацию можно использовать для решения смежных задач дан­ной подсистемы или других подсистем), и выходную, выдаваемую различным потребителям либо в форме готовых документов, либо в виде машинных носителей.

Информацию по виду делят на первичную, которую оформляют, как правило, на месте протекания того или иного процесса. свершения того или иного события, и производную, которую получают при обработке на ЭВМ первичной информации. По способу отображения информация бывает текстовая, графическая, предметно-визуальная. Текстовую информацию подразделяют на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: