Оприходование материалов

Как и иные материально-производственные запасы, сырье и материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (пункт 5 ПБУ 5/01). Однако их оценка (определение этой фактической себестоимости) может отличаться в зависимости от способа получения предприятием данных МПЗ.

Сырье и материалы могут быть получены организацией:

  • за плату;
  • изготовлены собственными силами;
  • внесены в качестве вклада в уставной капитал;
  • при оплате неденежными способами (бартером);
  • безвозмездно (в порядке дарения) и т.д.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

К таким затратам на приобретение МПЗ относятся (пункт 6 ПБУ 5/01):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;
  • импортные (ввозные) таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов (например, налог с продаж);
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены сырье и материалы;
  • затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, в том числе расходы по страхованию. Данные затраты включают, также затраты по заготовке и доставке сырья и материалов;
  • затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты на услуги транспорта по доставке материалов до места их использования (хранения), если они не включены в цену этих материалов, установленную договором;
  • начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету сырья и материалов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
  • затраты по доведению сырья и материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных МПЗ, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением сырья и материалов.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) включаются в состав прочих (операционных) расходов. Причем, это относится к процентам по всем видам обязательств (заем, банковский кредит, коммерческий кредит). Аналогичное требование (отнесение подобных затрат на прочие (внереализационные) расходы) содержится и в налоговом законодательстве (подпункт 2 пункта 1 статьи части второй 265 НК РФ). Таким образом, целесообразно проценты по обязательствам, связанным с приобретением материалов, не включать в их фактическую себестоимость, а отражать на счете 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет “Прочие расходы” (План счетов (Инструкция по применению Плана счетов)). При этом выбранный организацией вариант отражения процентов по обязательствам следует зафиксировать в учетной политике для бухгалтерского учета. В противном случае предприятию необходимо будет вести двойной учет движения полученных материалов (бухгалтерский — по фактической себестоимости, включающей в себя уплаченные проценты по заемным обязательствам, и налоговый — где эти проценты отражаются в составе внереализационных расходов).

Не включаются в фактические затраты на приобретение материалов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением (например, командировочные расходы по заключению договоров на поставку сырья и материалов, затраты на экспедиторские услуги и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: