Чтобы выбрать на рынке товар, покупатель должен измерить его предельную полезность и сравнить с другими. В процессе развития теории маржинализма возникло два направления - кардиналистов и ординалистов, - каждое из которых по-своему объясняло этот механизм.
Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты - относительное. Кардиналисты ввели в науку единицу полезности - ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение - взвешенную предельную полезность
где М11 - взвешенная предельная полезность; М11 - предельная полезность блага; Р- рыночная цена блага, товара, услуги.
Сравнение взвешенных предельных полезностей различных благ - критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большей предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации общей полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:
|
|
где М11- предельная полезность блага; Р- рыночная цена товара.
Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:
1) аксиома полной упорядоченности - позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);
2) аксиома транзитивности - дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;
3) аксиома ненасыщения - гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;
4) аксиома независимости потребителя - предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.
Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.