Реальность российской экономики

Структура налоговой системы России

1. Федеральные налоги:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров;

• налог на доходы банков;

• налог на доходы от страховой деятельности;

• налог на операции с ценными бумагами;

• таможенная пошлина;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• сборы за пользование объектами животного мира;

• сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

• подоходный налог (налог на прибыль с предприятий);

• подоходный налог с граждан;

• налоги для создания дорожных фондов;

• гербовый сбор;

• государственная пошлина;

• налог на наследство.

2. Налоги республик, краев и областей (региональные налоги):

• платежи за пользование природными ресурсами;

• налог на имущество предприятий;

• налог на игорный бизнес;

• лесной налог;

• плата за воду, забираемую предприятиями;

• транспортный налог.

3. Местные налоги:

• налог на имущество граждан;

• курортный сбор;

• земельный налог;

• сбор на право торговли;

• сбор за регистрацию предпринимателей;

• прочие виды местных налогов.

По месту поступления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги отвечают за доходную часть федерального бюджета. Региональные налоги поступают в бюджеты крупных административных единиц страны, республик, краев, областей. Местные налоги помогают поддерживать доходы местных бюджетов: бюджетов городов, поселков, деревень.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в виде федеральных законов, поскольку включает в себя общефедеральные (общенациональные) задачи и функции. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) относится к предметам ведения субъекта РФ, отвечает административному делению страны. Бюджет муниципального образования формируется и распределяется в качестве предмета местного самоуправления. В совокупности все виды бюджетов составляют бюджетную систему РФ.

По объекту взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственно (прямо) на результаты экономической деятельности. Это налоги на прибыли компаний, на доходы физических лиц, на экономический оборот. Косвенные налоги взимаются с количественных показателей деятельности бизнеса вне зависимости от его итоговых результатов.

К косвенным налогам относятся акцизы на алкогольную продукцию и табачные изделия, а также импортные и экспортные пошлины.

Механизм количественных пропорций налога позволяет классифицировать налоги на четыре вида.

1. Паушальный налог Т = Т0 не зависит от количественных параметров деятельности фирмы. Паушальный (или аккордный) налог устанавливается в зависимости от стремления государства облегчить или затруднить вход новых компаний в отрасль. В качестве паушального налога можно рассматривать, например, плату за лицензию или плату за регистрацию бизнеса.

2. Пропорциональный налог Т(У) = сУ, где 0 < г < 1. Здесь ставка налога устанавливается самостоятельно и автономно от дохода. Ставка налога может не изменяться в течение длительных периодов времени. Однако общие налоговые сборы будут изменяться по мере того, как доход компании или индивида растет. Примером пропорционального налога может служить российский подоходный налог для физических лиц, ставка которого 13% неизменна для любых видов доходов домохозяйств.

3. Прогрессивный налог Т(У) = г(У)У, где д£/&у > 0. При прогрессивном налоге ставка налога изменяется прямо пропорционально уровню дохода. Чем выше доход индивида или фирмы, тем выше будет величина ставки налога. Например, во многих Скандинавских странах подоходный налог взимается в виде прогрессивного налога. При небольших доходах домохозяйства освобождаются от уплаты данного налога (ставка налога равна нулю). Затем ставка налога повышается до 10%, 15% и т.д., вплоть до 80% на самые высокие доходы. Прогрессивный налог нацелен на выравнивание доходов и уровня жизни населения, предотвращение излишней социальной дифференциации индивидов и смягчение социальной напряженности.

4. Регрессивный налог Т(У) = г(У)У при дл/&у < 0. Ставка налога при регрессивном налоге также зависит от уровня дохода, но эта зависимость обратно пропорциональная. Чем выше уровень дохода, тем ниже будет значение ставки налога. Регрессивный налог используется в качестве меры по стимулированию инвестиций и производства. Например, налог на прибыль новых и (или) инновационных предприятий может подчиняться регрессивному закону: чем больше возможностей открывает инновационная фирма, тем ниже ставка налога для нее.

При переходе от одного уровня бюджета к другому возможны взаимные зачеты, взаимное перераспределение средств между субъектами налогового права и выделение средств в государственные внебюджетные фонды. Чтобы точнее отразить многообразие бюджетных процессов, происходит консолидация бюджетов — объединение бюджетов разных уровней по отдельным статьям с исключением взаимных операций (например, дотаций или взаимных расчетов). Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на его территории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: