Художественный образ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов (слово, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, киномонтаж и др.). С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию – доставлять человеку эстетическое
В отличие от научной деятельности художественное творчество глубоко субъективно и носит авторский характер.
Образ в дизайне существенно отличается от аналогичного понятия в других видах искусства, поскольку дизайн, с одной стороны, гораздо теснее их привязан к прагматическому содержанию результатов своей деятельности, с другой — внешне не претендует на реализацию духовных целей художественного творчества.
Система Образов в дизайне четко делится на три группы, отражающие природу их представления зрителю:
цветографическую (сходную по средствам с живописью и рисунком в изобразительном искусстве),
объемно - пластическую (аналогичную скульптурному творчеству)
пространственную — воспроизводящую возможности архитектурной организации нашего окружения.
Но при любом способе предъявления все дизайнерские образы имеют двойное происхождение:
они несут потребителю информацию о характере тех бытовых или трудовых процессов, для которых приспособлены их «носители»,
и в то же время обладают несвязанными с ними визуальными свойствами (яркостью, пластичностью, композиционным построением и т. п.), которые зритель воспринимает как самостоятельный эстетический знак, «изобразительную структуру», живущую независимой от функции жизнью.
Требования к художественной форме:
Образность – соответствие формы её художественному содержанию.
Коммуникативность – соответствие формы духовным возможностям и потребностям человеческого восприятия.
Читаемость формы, пластичность – соответствие выразительности формы материалу.
Техничность – соответствие выразительности формы технологии.
Организованность – соответствие выразительности формы приёмам пространственной организации материала.