Документальные информационные системы. Назначения и основные понятия

Классические модели и методы в теории БД изначально ориентировались на организацию хранения и обработки детально структурированных данных. Чаще всего эти данные представляли собой числовые значения, описывающие те или иные характеристики информационных объектов. Однако на практике оказалось, что чаще информация представлена не в виде структурированных массивов данных, а в виде простых текстовых документов. Вследствие этого документальные БД (иногда их еще называют полнотекстовыми) сразу выделялись в особый тип баз данных.

Исторически сложилось так, что за системами, ориентированными на работу с текстовыми документами, закрепился термин информационно-поисковые системы (ИПС). Хотя, если быть точнее, их следует называть документальными ИПС (ДИПС), поскольку традиционные СУБД также являются ИПС, только фактографическими (ФИПС). В отличие от традиционных БД, ориентированных на полное и точное представление данных достаточно простой смысловой структуры, документальные БД ориентированы на частичное, приближенное представление данных, имеющих значительно более сложную смысловую структуру, представленных на входе в форме текста.

Основной функцией любой ДИПС является информационное обеспечение потребителей на основе выдачи ответов на их запросы. Осуществление выдачи системой требуемых данных реализуется с помощь главной операции ДИПС-проведения информационного поиска. Информационный поиск является процедурой отыскания документов, содержащих ответ на заданные потребителем вопросы.

Заметим, что в отличие от ФИПС, которые в ответ на запрос потребителя осуществляют выдачу конкретных сведений (фактов), ДИПС в результате проведения информационного поиска предоставляют потребителю совокупность документов, смысловое содержание которых соответствует его запросу.

Информационный поиск в системе проводится на основе поступившего от потребителя запроса на отыскание необходимой ему информации. Потребность человека в определенной информации в процессе его практической деятельности носит название информационной потребности. Под действием получаемой информации информационная потребность людей постоянно изменяется и трансформируется. Вследствие этого ее невозможно однозначно выразить и описать. Однако информационная потребность может быть представлена в виде некоторой последовательности ее частных значений в фиксированные моменты времени. Такое частное значение информационной потребности потребителя в определенные моменты времени, выраженное на естественном языке (ЕЯ), и представляет собой информационный запрос, с которым пользователь обращается к системе.

Однако запрос может быть неправильно сформулирован потребителем и не отражать его истинной информационной потребности в момент обращения к системе. Таким образом, при проведении информационного поиска в системе фактически рассматривается не информационная потребность пользователя, а только информационный запрос, в ответ на который и выдаются те или иные документы системы. Следовательно, реакцию системы необходимо рассматривать не только по отношению к информационной потребности, но по отношению к информационному запросу.

Для выражения данных отношений в теории ДИПС введены два фундаментальных понятия: пертинентность и релевантность. Под пертинентностъю понимается соответствие смыслового содержания документа информационной потребности потребителя. Документы, содержание которых удовлетворяет информационной потребности, называют пертинентными.

Релевантность представляет собой соответствие содержания документа информационному запросу в том виде, в каком он сформулирован, а документы, содержание которых отвечает запросу потребителя, носят название релевантных.

Автоматизация процесса информационного поиска потребовала формализации представления основного смыслового содержания информационного запроса и документов в виде соответственно поискового предписания (ПП) и поисковых образов документов (ПОД). Для записи ПП и ПОД применяются специальные языки, называемые информационно-поисковыми (или просто информационными).

В процессе проведения информационного поиска в ДИПС определяется степень соответствия содержания документов и запроса пользователя путем сопоставления ПОД с ПП. А на основе такого сопоставления принимается решение о выдаче документа (он признается релевантным) или его невыдаче (он считается нерелевантным).

Решение о выдаче или невыдаче документа в ответ на запрос принимается на основе некоторого набора правил, по которому данной ДИПС определяется степень смысловой близости между ПОД и ПП. Такой набор правил получил название критерия смыслового соответствия (КСС). Критерий может задаваться явно или неявно. На самом деле КСС базируется не на ранее введенном понятии релевантности, а на понятии формальной релевантности - соответствии содержания ПОД и ПП.

Фактическая релевантность, понимаемая как смысловое соответствие содержания документа информационному запросу, может быть установлена только человеком в процессе осмысления содержания документа и запроса.

Общая функциональная структура документальных информационно-поисковых систем

В состав типичной ДИПС входят, как правило, четыре основные подсистемы (рис. 5):

1. Подсистема ввода и регистрации.

2. Подсистема обработки.

3. Подсистема хранения.

4. Подсистема поиска.

Рис.5. Общая функциональная структура ДИПС

Текстовые документы, поступающие на вход системы, могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде (в одном из многочисленных форматов). Поэтому подсистема ввода и регистрации решает следующие основные задачи:

1. создание электронных копий бумажных документов (например, сканирование с последующим распознаванием текста или ввод с клавиатуры);

2. обеспечение подключения к каналам доставки электронных документов;

3. распознавание, а при необходимости и преобразование формата электронных документов;

4. присвоение электронным документам уникальных идентификаторов (регистрация), а также ведение таблицы синхронизации имен (при необходимости сохранения прежних имен).

Все поступающие документы без внесения в них каких-либо изменений направляются в подсистему хранения для сохранения в базе документов. База документов может представлять собой простую совокупность файлов, распределенную по каталогам жесткого диска. Однако такой тип представления базы документов характеризуется двумя недостатками:

1. неэффективным использованием дискового пространства;

2. низкой скоростью доступа при большом количестве файлов.

Поэтому для хранения документов применяют средства сжатия и быстрого поиска информации. В этом случае подсистема хранения представляет собой совокупность стандартных или специализированных средств архивации, СУБД и т.п., обеспечивающих возможность доступа к данным по предъявляемому идентификатору.

Далее документы поступают на вход подсистемы обработки, задачей которой является формирование для каждого документа ПОД, в который заносится информация, необходимая для последующего поиска документа. ПОД сохраняются в индексе. Логически индекс представляет собой таблицу, строки которой соответствуют документам, а столбцы - информационным признакам, на основе которых строится ПОД.

В ячейках таблицы могут храниться либо 1, либо О-в зависимости от наличия или отсутствия данного признака в данном документе. Очевидно, что такая таблица будет сильно разреженной, и хранить все значения не имеет смысла. Поэтому на практике используют свертку таблицы по строкам или столбцам. Такую форму хранения называют прямой или инверсной в зависимости от свертки. Поскольку при свертке таблицы структура индекса усложняется, для его поддержания обычно используют средства СУБД.

При поступлении на вход системы запроса пользователя он преобразуется в ПП и передается в подсистему поиска, задачей которой является отыскание в индексе ПОД, удовлетворяющих ПП с точки зрения КСС. Идентификаторы релевантных документов подаются с выхода подсистемы поиска на вход подсистемы хранения, которая осуществляет выдачу пользователю самых релевантных документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: