Меморандум Советской делегации на Генуэзской конференции

// мая 1922 г.

Прежде чем приступить к рассмотрению статей переданного 2 мая меморандума, подписанного группой держав и врученного как приложение к письму председателя Политической подкомиссии Шанцера Российской делегации, последняя вынуждена, к своему величайшему сожалению, констатировать, что этот меморандум, не принеся ожидавшегося справедливого решения русской проблемы, в некоторых пунктах представляет собой шаг назад по сравнению с условиями, предъявленными России по соглашению на вилле Альбертис 20 апреля *, и даже по сравнению с лондонским меморандумом**. Одновременно меморандум от 2 мая представляет собой заметное отклонение от руководящих линий, предначертанных Генуэзской конференции каннскими реше^ ииями ***.

Когда державы, созвавшие конференцию, призвали Россию одновременно с другими странами на настоящую конференцию, они мотивировали свое приглашение необходимостью «восстановления жизнеспособности европейской системы, ныне парализованной». Средством для достижения этой цели должно было быть «экономическое восстановление Центральной и Восточной Европы». По всеобщему мнению, как раз Россия была тем государством, экономическое восстановление которого было бы самым важным моментом для Европы и всего мира. Уже в первом своем меморандуме****, представляющем собой ответ на лондонский меморандум, Российская делегация обращала внимание конференции на тот факт, что проблема восстановления России должна быть положена в основу всех работ конференции. Российская делегация, со своей стороны, объявила о своей готовности исследовать вместе с другими державами эту основную проблему, разрешение которой вернуло бы мировой промышлен-иости 140 миллионов потребителей и бесчисленное количество сырья и тем способствовало бы облегчению кризиса, безработицы и нищеты, вызванных мировой войной, интервенцией и блокадой.

Следуя каннскому приглашению, Российская делегация прибыла в Геную с целым рядом планов и предложений относительно займов и кредитов81, которые необходимы России и на которые Россия предлагает реальные гарантии,

* См. док. № 127 и стр. 260.

** См. стр. 245.

*** См. стр. 58 и прим. 67,

**** См. док. № 126.


равно как с перечислением правовых гарантий, уже закрепленных в русском законодательстве и предназначенных к обеспечению иностранным подданным, желающим предложить России свои технические знания и свои капиталы, сохранности их имущества, прав и прибылей их предприятий82. Наконец, Российская делегация намерена была предложить список промышленных, сельскохозяйственных, горных и других концессий, которые она готова предоставить иностранцам.

Однако по сегодняшний день эта самая важная сторона русской и мировой экономической проблемы даже не была затронута. Попытки русских делегатов поставить эти вопросы перед комитетом экспертов для рассмотрения русского вопроса натолкнулись иа непреодолимое сопротивление. Комитет экспертов поставил как предварительное условие для рассмотрения этих вопросов обязательство со стороны России признать уплату государственных долгов и частных претензий. Этот метод мог лишь обречь важнейшую часть работ конференции на бесплодные результаты. Вместо того, чтобы начать с исследования тех сторон русского вопроса, которые вызвали бы меньше всего споров, комитет экспертов, как и меморандум от 2 мая, выдвинул на первый план как раз тот вопрос, который вследствие его политической и юридической сложности должен был вызвать самую горячую дискуссию.

Вследствие этой первоначальной ошибки проблемы будущего, которые интересуют всех, поставлены ниже интересов прошлого, которые затрагивают лишь определенные группы иностранцев. Утверждение, что признание долгов прежних русских правительств и частных претензий является якобы непременным условием для сотрудничества иностранного капитала в деле восстановления кредита для новой России, противоречит тому факту, что некоторые иностранные капиталисты согласились сотрудничать с Россией, не дожидаясь урегулирования вопроса о долгах. Не то или другое решение этого вопроса в состоянии привлечь приток капиталов в Россию, а лишь те гарантии, которые Российское Правительство может дать на будущее время, равно как международная консолидация этого Правительства, которая явится результатом его признания де-юре.

Подозрение, которое пытаются бросить на отношение Российского Правительства к будущим кредиторам России, потому что Российское Правительство отказывается принять с закрытыми глазами тяжелые условия, вызвано, несомненно, известными мотивами заинтересованности. Непризнание долгов и денежных обязательств, принятых на себя ненавистным народу старым режимом, никоим образом не может предрешать позиции Советской России, рожденной революцией, в отношении тех, кто пожелает оказать помощь в деле восстановления России своими техническими знаниями и своими


капиталами. Наоборот, тот факт, что Российская делегация по вопросу об урегулировании долгов серьезно считается с интересами русского народа и экономическими возможностями России, доказывает, что делегация готова принять лишь те обязательства, в отношении которых она убеждена, что Россия сумеет их выполнить.

Следует заметить, что ряд государств, представленных на Генуэзской конференции, в свое время отказывался признать долги или платежные обязательства, принятые ими на себя, и что многие нз этих государств конфисковали или секвестрировали имущество иностранных и. своих подданных, не подвергаясь остракизму, которому подверглась Советская Россия.

Упорство, с которым определенные.страны исключают Россию из международной политической и экономической жизни и пытаются отрицать равноправие России, лишь с трудом удается объяснить невыполнением некоторых требований финансового характера Если принять во внимание, как дорого это поведение обошлось всему миру и странам, которые положили начало этому поведению, и, наконец, самой России, которая испытывает роковые последствия этой политики вот уже пять лет, то трудно поверить, чтобы в данном случае дело шло лишь об интересах держателей заемных бумаг или бывших владельцев национализированных иму-ществ.

Инциденты последних дней, в особенности в связи с вопросом о возвращении национализированных имуществ их бывшим владельцам, ясно показывают, что в данном случае над чисто материальным вопросом надстроен вопрос политический. Борьба вокруг русского вопроса, которая происходит в Генуе, значительно шире и глубже.

Для политической и экономической реакции, последовавшей в большинстве стран за войной, поражение Советской России, представляющей собой коллективистские тенденции в общественной организации, значило бы полное торжество капиталистического индивидуализма. Советская делегация отказывалась и отказывается внести в происходящие переговоры какие-либо политические тенденции. Но она не может не констатировать, что эта попытка добиться в Генуе торжества программы какой-либо партии или социальной системы противоречит букве и духу первой каннской резолюции *. Если работы конференции подвергаются опасности, то ответственность за это полиостью падает на те страны, которые, противясь всеобщему желанию соглашения, ставят интересы определенных социальных групп выше интересов всей Европы.

* Имеется в виду пункт 1 каннской резолюции; см. стр. 58.


Разбор введения к меморандуму от 2 мая

Российская делегация констатирует, что во введении к меморандуму от 2 мая содержится попытка обосновать положение, что продолжительная экономическая изоляция России принесет вред только ей, в то время как остальная Европа всегда найдет средства, чтобы выйти из своих экономических затруднений. Цель этого утверждения ясна, Россия, которая нуждается для своего экономического восстановления в сотрудничестве других стран, должна одна нести Жертвы, которые делают это сотрудничество возможным. Это утверждение находится в противоречии с общественным Мнением, которое устами компетентных лиц и через повторные демонстрации рабочих масс заявило, что Россию нельзя заменить каким-либо суррогатом и что ее отсутствие на мировом рынке порождает расстройство последнего, которое невозможно устранить никакими искусственными средствами. Место России не может быть занято никем, кроме самой России.

Изоляция России привела к одинаково роковым политическим и экономическим последствиям. Безопасность Европы и мир во всем мире требуют устранения этого ненормального положения. Пока Россия остается в своего рода политическом и экономическом карантине, это временное состояние может лишь поощрять военные авантюры близких или более отдаленных соседей России, присваивающих себе роль «жандармов европейской цивилизации», нарушающих всеобщий мир и пытающихся наложить руку иа территорию и богатства России и других Советских Республик. Именно поэтому разрешение русского вопроса не продвинется ни на шаг, пока собравшиеся в Генуе державы не проникнутся той идеей, что жертвы, которых они требуют от России, должны в свою очередь вызвать подобные же жертвы и с их стороны.

В своем адресованном г. Ллойд-Джорджу письме от 20 апреля * Российская делегация сделала важные уступки, Поставив одновременно на очередь вопрос о предоставлении Российскому Правительству кредитов и займов. На первом же заседании комитета экспертов73 Российская делегация просила подробно рассмотреть этот вопрос, но, как уже указано было выше, комитет экспертов эту просьбу отклонил. Этот вопрос, имеющий для России большой интерес, не находит себе ответа и в меморандуме от 2 мая. Вместо кредитов для Российского Правительства введение к меморандуму Перечисляет те кредиты, которые правительства различных стран готовы предоставить тем из своих подданных, каковые Хотели бы вести торговлю с Россией.

* См. док. № 127.


Однако этот вопрос, как ни интересен он для частных коммерсантов этих стран, ничего общего не имеет с вопросом, сформулированным Российской делегацией. Кроме того, именно частные коммерсанты и промышленники не могут воспользоваться кредитами в желательном размере, если за Российским Правительством не будут обеспечены финансовые средства для оживления производительных сил страны, что является необходимым условием восстановления более или.менее интенсивных торговых сношений между Россией н остальными странами. Если Российское Правительство будет испытывать недостаток в финансовых средствах илн кредитах, необходимых для оживления промышленности нли сельского хозяйства, для восстановления транспорта и для того, чтобы, устранив эмиссию все более обесценивающихся бумажных рублей, осуществить устойчивую, дающую воз^ можность обмена валюту, то интенсивный товарообмен с заграницей натолкнется на громаднейшие затруднения. Помимо того, меры к восстановлению России могут быть применены лишь самим Правительством или по заранее составленному плану. Российская делегация имела намерение представить конференции такой план, выработанный компетентными представителями наукн и промышленности.

Разбор статьи I а) Запрещение революционной пропаганды

Российская делегация не без некоторого изумления констатирует то поразительное противоречие, что в меморандуме от 2 мая основному вопросу восстановления России посвящены лишь общие соображения, не содержащие ни одного конкретного предложения, в то время как вопрос о регулировании государственных долгов и частных претензий сформулирован в виде контракта, в котором старались предусмотреть всевозможные мелочн.

Российская делегация не менее изумлена, видя в этом финансовом контракте, и к тому же впереди всех его статей, статьи политического характера, которые до сих пор никогда никакой роли в переговорах Российской делегации с остальными делегациями не играли. Выделяя из каннских условий, носящих политический характер и принятых Российским Правительством, одно единственное условие, а именно 5-е, которое касается революционной пропаганды, меморандум дает ему новое значение и делает из пего одностороннее обя-.(лтельство для России. Однако Российское Правительство неоднократно доказывало, что настоящая подрывная пропаганда путем организации и отправки вооруженных банд велась некоторыми странами, соседними с Россией, и даже с гранами, подписавшими меморандум. Давая упомянутому


каннскому условию новое, расширительное толкование, меморандум требует от России «подавлять на своей территории всякую попытку оказать помощь революционным движениям в других государствах». Если меморандум этим выражением пытается формулировать запрещение деятельности политических партий или рабочих организаций, то Российская делегация не может признать этого запрещения, если только такого рода деятельность не находится в противоречии с законами страны. В этой же статье меморандум требует от России, чтобы она «воздержалась от всяких действий, могущих нарушить политический и территориальный статус-кво в других государствах». Российская делегация считает это условие замаскированной попыткой побудить Россию к признанию договоров, заключенных другими государствами. Но это уже политический вопрос, который Россия готова обсудить с заинтересованными державами в подходящий момент. Другим политическим вопросом, искусственно внесенным в меморандум, является вопрос об отношениях между Россией и Румынией, предусмотренный ст. XIII. Так как этот вопрос принадлежит к комплексу спорных политических, территориальных и других вопросов между Россией и Румынией, то его нельзя обсуждать отдельно от всего этого комплекса

б) Восстановление мира в Малой Азии

Но Российская делегация выражает свое особенное удивление тому, что в меморандуме появился вопрос мира в Малой Азии после того как, вопреки предложению России о приглашении Турции на конференцию, последняя была исключена*. Между тем, как раз присутствие Турции на конференции способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. Со своей стороны, Россия, ввиду ее тесной дружбы с Турцией, тоже могла бы содействовать достижению означенной цели.

Что же касается строгого нейтралитета, требуемого меморандумом от 2 мая от России в войне, происходящей на территории Турции, то этот нейтралитет не может быть иным, чем тот, которого требуют от других держав международное право и соглашения.

Финансовые статьи

Переходя к другим статьям меморандума, Российская делегация должна заметить, что совокупность претензий, в ннх формулированных, обусловливается изменениями, вызванными Русской революцией. Не Российской делегации защищать великий акт русского народа перед собранием стран, история которых свидетельствует не об одной революции.

* См. док. № 21 н стр. 59.


Но Российская делегация вынуждена напомнить о том основном принципе права, что революции, составляющие насильственный разрыв с прошлым, несут с собой новые правовые условия внутренних и внешних отношений государств. Правительства н режимы, вышедшие из революции, не обязаны соблюдать обязательства свергнутых правительств. Французский конвент, законным наследником которого заявляет себя Франция, провозгласил 22 сентября 1792 г., что «суверенитет народов не связан1 договорами тиранов». Соответственно этому заявлению революционная Франция не только разорвала политические договоры старого режима с заграницей, но отказалась также от уплаты своих государственных долгов. Лишь из побуждений политического оппортунизма она согласилась иа уплату трети этих долгов. Это и есть та «консолидированная треть», проценты с которой стали уплачиваться регулярно лишь в начале XIX века.

Этой практике, претворенной в правовую доктрину выдающимися юристами, почти всегда следовали правительства, вышедшие из революции или освободительной войны. Соединенные Штаты отвергли договоры своих предшественников— Англии и Испании. С другой стороны, державы-победительницы во время войны и в особенности при заключении мирных договоров не остановились перед захватом имуществ, принадлежавших подданным побежденных стран и находившихся иа их территориях и даже иа территории других государств. В соответствии с прецедентами Россию нельзя принудить принять на себя какого бы то ни было рода ответственность по.отношению к иностранным державам или их подданным за аннулирование публичных долгов и национализацию частного имущества.

Другой правовой вопрос: ответственно ли Российское Правительство за имущество, права и интересы иностранных подданных, потерпевших ущерб вследствие гражданской войны, сверх того ущерба, который был причинен действиями самого Правительства, т. е. аннулированием долгов и национализацией имуществ? И здесь юридическая доктрина всецело высказывается в пользу Российского Правительства. Революции и все большие народные движения, уподобляемые force majeure*, ие дают поэтому тем, кто от них пострадал, никакого нрава на возмещение убытков. Когда иностранные подданные при поддержке своих правительств потребовали от царского правительства возмещения убытков, причиненных им революционными событиями 1905—1906 гг., царское правительство эти пожелания отклонило на основании того, что оно, но давая своим собственным подданным возмещения в подобных случаях, не могло оказывать преимущества иностранцам.

* — непреодолимой силе (фр.).


Каниские условия

Таким образом, Россия с юридической точки зрения ни в каком случае не обязана платить по прошлым долгам, возвращать имущества или возмещать убытки бывших собственников, равно как и уплачивать возмещение иностранным гражданам за убытки, причиненные им или вследствие революционных событий, или установления в России, в осуществление ею своих суверенных прав, нового законодательства. Тем не менее, движимая духом примирения н стремлением к соглашению со всеми державами, Россия приняла, при условии взаимности, содержащийся в 3-м из каннских условий принцип. Впрочем, принцип взаимности, т. е- обязанность каждого правительства возмещать убытки, причиненные его действиями или упущениями, был подтвержден в официальном толковании 3-го условия каннских резолюций, о котором была речь еще в первом русском меморандуме*.

При условии исключения военных долгов, имеющих совершенно специфическое происхождение и погашенных вследствие того факта, что Россия, выйдя из войны и не принимая участия в дележе ее добычи, освободила себя и от несения военных расходов, Российская делегация готова согласиться на уплату публичных долгов, если будут признаны и те убытки, которые были ей причинены интервенцией и блокадой. С юридической точки зрения русские контрпретензии являются гораздо более законными, чем претензии иностранных держав и их подданных. Теория и практика сходятся в том, что ответственность за убытки, причиненные интервенцией или блокадой, должна быть возложена на виновные в соответствующих действиях правительства. Чтобы не приводить других при-меров, мы ограничиваемся ссылкой на решение третейского суда в Женеве от 14 сентября 1872 г., который присудил Великобританию к уплате Соединенным Штатам 15,5 млн. долларов за убытки, причиненные Соединенным Штатам каперским судном «Алабама», которое поддерживало Южные штаты во время гражданской войны между Северными и Южными штатами. Интервенция и блокада союзников и нейтральных держав против России являются с их стороны официальными военными действиями. Документы, опубликованные в приложении II к первому русскому меморандуму69, с несомненностью доказывают, что руководители контрреволюционных армий были только подставными лицами и что их фактическими начальниками были иностранные генералы, посылавшиеся специально для этой цели некоторыми державами. Эти державы не только принимали непосредственное участие в гражданской войне, но и были фактическими ее инициаторами.

* См. док. № 126 и прим. 67,


Однако, стремясь к достижению практического соглашения, Российская делегация на основании совещаний, имевших место на вилле Альбертис, вступила на путь еще больших уступок и выразила готовность условно отказаться от своих контрпретензий и признать обязательства павших русских правительств в обмен на ряд уступок со стороны других держав*. Важнейшей среди этих уступок должно быть предоставление в распоряжение Российского Правительства реальных кредитов в размерах, которые должны быть заранее установлены. К сожалению, это обязательство держав не было ими выполнено. Меморандум не говорит ничего окончательного о кредитах, которые державы, его подписавшие, согласны предоставить Российскому Правительству.

Кредиты же, которые они обещают предоставить своим подданным для торговли с Россией, имеют лишь факультативный характер.

Точно так же меморандум вновь ставит в полном объеме вопрос о военных долгах, аннулирование которых являлось одним из условий отказа России от своих контрпретензий. Передавая окончательное решение вопроса арбитражному суду, вместо того чтобы формулировать его в самом договоре, меморандум — вразрез с лондонским меморандумом — делает вопрос о моратории и об аннулировании процентов по довоенным долгам предметом дискуссии. Тем самым авторы меморандума, освободив себя от своих обязательств, признают, что и другая сторона точно так же свободна от данных ею обязательств.

В результате длительные совещания, которые повели к соглашению на вилле Альбертис, фактически кончились ничем. Российская делегация не желает доискиваться того, на какие из держав падает ответственность за это, но констатирует, что ответственность за это падает во всяком случае не на Россию. Переговоры еще более затруднились вследствие упорного стремления некоторых государств наложить на Россию посредством статьи VII обязательства, стоящие в противоречии с социальной системой России и с пунктом 1 каннских резолюций.

Частные интересы

Статья VII начинается красивым вступлением, признающим суверенные права России в деле организации в преде^ лах ее территории и по ее усмотрению системы собственности, экономического строя и правительственной власти. Но самый текст этой статьи находится в вопиющем противоречии с его iu-тупительной частью. Суверенитет Российского государства ставится в зависимость от игры случая. Он может быть

* См. док. № IÛ7, 135.

m


уничтожен постановлениями смешанного арбитражного суда, который составляется из четырех иностранцев и одного русского и призван в конечном итоге решать, должны ли быть удовлетворены интересы иностранцев и имеют ли они право иа возвращение имущества или возмещение.

К этому Российская делегация должна присовокупить, что при расследовании подобных спорных вопросов отдельные разногласия могут роковым образом повести к противопоставлению двух форм собственности, столкновение которых в настоящий момент впервые в истории приобретет реальный и практический характер.

При таких условиях не может быть и речи о беспристрастном суперарбитре. Между тем по смыслу статьи VII роль суперарбитра будет неизбежно принадлежать противной заинтересованной стороне, что неизбежно повлекло бы к вмешательству иностранцев во внутренние дела России и практически было бы равносильно упразднению признаваемой в начале статьи VII неприкосновенности установленной в России системы собственности.

Впрочем, Российская делегация отрицает всякое практическое значение за статьей VII. Включение ее в меморандум от 2 мая можно понять лишь как стремление удовлетворить известные классовые и партийные чувства, а не как результат соответствующего знаксшства с положением дел s России. Не говоря о постоянных конфликтах, источником которых будет эта статья, между заявляющими претензии и Российским Правительством, а также между последним и иностранными державами, она далека и от того, чтобы создать между советским режимом и капиталистическим режимом взаимную терпимость, являющуюся основным условием плодотворного сотрудничества, и способна только отравить их взаимоотношения. Иностранцы, которые отправились бы в Россию для работы под защитой российских законов и сделали бы это не на основании полюбовного соглашения с Российским Правительством, а на основании постановления смешанного арбитражного суда, почувствовали бы вскоре по отношению к себе всеобщую вражду.

Российское Правительство, со своей стороны, желая дать бывшим собственникам национализированных имуществ возможность применять с пользой для самих себя свои технические знания и капиталы в деле экономического восстановления России, признало за ними преимущественное право во всех тех случаях, когда речь идет о предоставлении концессий бывшим собственникам на эксплуатацию принадлежавшего им раньше имущества, будь это в форме аренды или в форме смешанного общества, организованного государством и иностранным капиталом, или, наконец, в любой форме, предусматривающей участие иностранцев. Точно так


же Российская делегация констатирует, что заинтересованные государства, сосредоточивая все свои заботы на маленькой группе иностранных капиталистов и проявляя необъяснимую доктринерскую непримиримость, пожертвовали интересами большого числа иностранных капиталистов, которые •могли бы воспользоваться предоставленными им Российским Правительством льготами и гарантиями, чтобы вернуться и работать в России. Они пожертвовали точно так же интересами множества мелких владельцев русских займов и бывших мелких иностранных собственников национализированного и секвестрованного в России имущества, которых Российское Правительство намеревалось отнести к тем, чьи претензии им признаны справедливыми. Российская делегация не может не выразить своего удивления по поводу того, что державы, вроде Франции, насчитывающие наибольшее количество мелких владельцев русских займов, обнаружили наибольшее упорство в вопросе о возвращении имущества н таким образом подчинили интересы мелких собственников интересам нескольких групп, требующих возвращения имущества.

Выводы и предложения

Российское Правительство делегировало своих представителей на Генуэзскую конференцию в надежде достичь здесь соглашения с другими государствами, которые, не покушаясь иа установленный в России после революции и победоносного отражения интервенции социальный и политический режим, должны были не затруднять, а облегчить экономическое и финансовое положение России и одновременно расчистить путь для улучшения экономического положения Европы. Но эта цель была основана на предпосылке, что иностранные державы, организовавшие вооруженную интервенцию, откажутся говорить с Россией в тоне победителя с побежденным. Россия не побеждена. К общему соглашению может повести лишь такой тон переговоров, который обычно применяется среди держав, разговаривающих между собой на равных правах,

Россия и впредь готова в интересах достижения соглашения сделать иностранным державам серьезные уступки, однако, исключительно при том условии, что этим уступкам будут соответствовать равноценные уступки с другой стороны R пользу русского народа.

Для русского народа неприемлемы никакие соглашения, и которых его уступки не компенсируются действительными выгодами для него.

Другой выход, вызываемый трудностями ситуации, заключается во взаимном аннулировании претензий, вытекак> щих из прошлых отношений между Россией и другими державами. Но и в этом случае Российское Правительство го-юво уважать интересы мелких собственников.


В случае, если державы все же хотят заняться разрешением существующих между ними и Россией спорных финансовых вопросов, то, ввиду необходимости основательного изучения характера и объема предъявленных России претензий и более точного выяснения вопроса о предоставляемых России кредитах, упомянутая задача могла бы быть возложена на учреждаемый конференцией Смешанный комитет экспертов, работы которого могли бы начаться в установленное общим соглашением время и в определяемом тем же порядком месте.

Российская делегация констатирует, что большое препятствие, тормозившее до сих пор продолжение работ конференции, основано на том, что вышеупомянутая идея взаимности все еще не разделяется в достаточной степени всеми державами. Российская делегация не может, однако, не подчеркнуть, что имевшие до сих пор место переговоры открыли путь для более тесного сближения между Советской Россией и иностранными государствами. Российская делегация придерживается мнения, что разногласия, обнаружившиеся при разрешении разделяющих Россию и иностранные державы спорных финансовых вопросов, не должны помешать тому, чтобы другие проблемы, в которых заинтересованы все страны и которые могут прежде всего повести к экономическому восстановлению Европы и России и к упрочению мира, могли и должны были быть разрешены здесь, в Генуе.

Россия явилась на конференцию со стремлением к примирению и еще надеется, что ее усилия в этом направлении увенчаются успехом.

Генуя, 11 мая 1922 г.

Печат. по док. Генуэзской конф «Réponse de la Délégation Russe au Mémorandum du 2 mai 1922s.

Опубл. в сборн «Материалы Генуэзской конференции..», М., 1922, стр. 230—241.

Ниже приводятся упоминаемые в меморандуме советской делегации от II мая тексты сопроводительного письма председателя подкомиссии Первой комиссии Шанцера и меморандума союзных держав от 2 мая 1922 г.

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО от 2 мая 1922 г

«Господин Заместитель Председателя,

Имею честь препроводить Вам прилагаемый документ. Считаю долгом прибавить, что французская делегация воздерживается от окончательного одобрения данного документа впредь до получения инструкций от своего правительства.

Прошу Вас, господин Заместитель Председателя, принять уверение в моем высочайшем уважении.

Карло Шанцер»


МЕМОРАНДУМ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ от 2 мая 1922 г.

Вступление

С полным вниманием и благожелательностью был рассмотрен вопрос о восстановлении России в видах восстановления мира на всем континенте Европы. Существует общее и искреннее желание, чтобы вновь завязались дружеские сношения между всеми народами и чтобы русский народ вновь мог занять свое историческое место среди европейских держав.

Россия в прошлом была важным элементом экономического строя Европы; но в настоящее время она окончательно истощена событиями, которые за последние восемь лет уменьшили ее средства. Исключение России из экономической жизни Европы содействовало росту беспокойства, охватившего мир Правда, ежегодный дефицит пищевых продуктов и сырья, из-за прекращения их вывоза из России, покрывается из других источников, и со временем недостаток этот в отношении остальной Европы восполнится путем торговли точно так же, как вода находит себе новые протоки там, где запружены старые; но в самой России нужда, лишения и голод продолжают расти и превращаются в бич, грозящий поразить Европу. И этого-то державы хотят избежать столько же в интересах России, сколько и всей Европы.

Восстановление России должно произойти прежде всего в интересах самой России, но благосостояние России не может возродиться без поддержки капитала и коммерческого опыта западных государств. Как только в России восстановлена будет безопасность, другими словами, как только подданные иностранных государств получат гарантию, что могут вернуться там к своим старым промышленным, торговым и земледельческим предприятиям и основывать новые в уверенности, что не будет нанесено ущерба их имуществу и правам и что прибыль от их предприятий будет обеспечена им, они не преминут тотчас предоставить России преимущество своих технических знаний, своего труда и своих капиталов. Россия — страна великих возможностей. Экономическая разруха парализовала ее ресурсы, но не уничтожила их; для того, чтобы могли возродиться Россия и русский народ, нужно развивать их ресурсы, нужно, чтобы основа экономической жизни России — земледелие было восстановлено, чтобы вновь разрабатывались ее рудники, чтобы заработали опять ее заводы.

Народы мира приняли большое участие в развитии России; они вернутся к этому участию, как только Россия восстановит условия, внушающие доверие. Нужды России так многообразны, что удовлетворить их возможно, только дав вновь доступ к ее рынкам иностранным производителям и торговцам.

В настоящий момент Россия испытывает крайнюю нужду не только в пищевых продуктах, в одежде, в медикаментах и во всех товарах, необходимых для нормального существования, но и в паровозах, в вагонах, в сельскохозяйственных машинах, в оборудовании портов Если эти товары не будут доставлены России, ее транспорт окажется окончательно разрушенным, ее производство прекратится, количество добываемых сельскохозяйственных продуктов с каждым годом будет уменьшаться. Все эти материалы могут быть предоставлены промышленными государствами Гвропы. Как скоро в России будут восстановлены в правах старые соб1 стиенники и признаны долги, появится и возможность приступить к поставке вышеуказанных товаров; восстановление доверия повлечет за собой прилив капиталов, и в то же время инициатива и опыт иностранцев бу-1ут способствовать делу восстановления России. Нет той страны, которая не могла бы с успехом содействовать восстановлению России путем ли сноси финансовой поддержки и деятельности, или путем немедленного in пв ращен и я к своим старым производствам или предприятиям общестенного пользования, или, наконец, путем присылки туда своего техни-


ческого персонала. Все страны, представленные в Генуе, проявили волю к содействию этому, каждая в зависимости от своих возможностей. Их правительства готовы оказать свое влияние па ускорение этой работы по восстановлению. Возникает вопрос о том, как победить нерешительность деловых людей, опасающихся потери своих капиталов в стране, настолько лишенной нормальных средств производства, как современная Россия. Но стоит только первым пионерам достигнуть успеха своих предприятий, чтобы по их следам пошли другие; в этом убеждении мы видим повод и оправдание помощи правительств, направленной на осуществление этих первоначальных попыток. В некоторых странах приняты уже меры, которыми Россия сможет воспользоваться, как только удастся заключить с ней данное соглашение в соответствии с нижеприведенными статьями.

Несколько государств Европы пришли к решению создать международный консорциум с основным капиталом в 20 млн. ф. ст. Назначение консорциума — финансирование предприятий, имеющих целью восстановление и развитие жизни Европы и испытывающих затруднения в вопросе о самостоятельном нахождении необходимых средств. Сумма этого капитала может показаться несоответствующей масштабам предстоящей задачи. Но этот капитал составлен национальными обществами каждой страны. За этим капиталом стоят ресурсы всех этих стран, и они могут быть направлены на финансирование операций, которые одобрит международный консорциум. Кроме того, некоторые государства могут немедленно дать крупные авансы тем из своих подданных, которые займутся торговлей с Россией или с этой целью отправятся в Россию, чтобы обосноваться там. К этим специальным льготам надо прибавить еще частные кредиты, каковые национальные банки не замедлят открыть тем отраслям промышленности, в которых успех предприятий будет обеспечен в России.

В Великобритании для гарантии капитала и процентов финансовых предприятий, как колониальных, так и местных, служащих делу возрождения экономической жизни Европы, имеется Trade Facilities Act*. Если Советское правительство склонно поощрять частное предпринимательство, закон этот может быть применен и к России. Сумма, предусмотренная этим законом, достигает 25 млн. ф. ст. В случае необходимости английскому парламенту может быть предложено увеличить размер сумм, предоставляемых в распоряжение экспортеров. Помимо льгот, вытекающих из вышеуказанного закона, в Великобритании существует, еще целая система кредитования, имеющая целью облегчить вывоз английских товаров. Согласно этой системе Британское правительство может дать гарантию до 26 млн. ф. ст. на экспортный товар, из коих до настоящего времени использовано только 1! млн. Британское правительство склоняется к тому, чтобы испросить у парламента продление срока вышеуказанного закона.

Ввиду усилий, которых требует от Франции восстановление разрушенной части ее территории, она лишена в настоящее время возможности оказать делу восстановления России свое прямое финансовое содействие. Тем не менее Французское правительство принципиально согласилось в Каннах принять участие в международном консорциуме на равных началах с Англией. Франция имеет возможность предложить России всякого рода семена, и в этом отношении заключены уже сделки с Советским правительством; заготовлены точные проекты отправки и применения тракторов; готовы к отправке тысячи машин и при них нужные техники. Могут быть направлены миссии и технический персонал для открытия ветеринарных пунктов и пунктов по борьбе с заболеваниями растений. Что касается транспорта, Франция может дать подвижной состав (приблизительно 1200 паровозов, 26 000 вагонов товарных, 3500 вагонов пассажирских и багажных). Можно было бы основать специальное общество, ведающее арендой, содержанием и ремонтом. Общество могло бы взять в аренду ремонтные мастерские и направить технический персонал. Наконец,

* — закон о льготном содействии торговле и промышленности (англ.).


многочисленные французские промышленники, способствовавшие обогащению многих районов России, могли бы вновь пустить в ход свои предприятия, как только они получат необходимые гарантии. Нет сомнения, чго при доверии, каким они пользуются, они найдут у себя дома или за границей нужный им капитал и технический персонал.

Подписываясь на 20% капитала международного консорциума, Италия намерена вместе с тем оказать значительную финансовую поддержку для осуществления целей и будущего развития этого предприятия. Кроме того, Италия изъявляет готовность оказать поддержку всякому предприятию, основанному с целью восстановить водный и железнодорожный транспорт и организовать сбыт русских продуктов. Она готова также содействовать возрождению русского земледелия и в сотрудничестве с Россией, путем предоставления ей своего опыта и своих земледельческих организаций, принять участие в обновлении ее промышленного и сельскохозяйственного оборудования.

Предложила свою поддержку и Япония, правительство которой в целях поощрения торговли с Россией предоставило кредит в 8 млн. иен Русско-японскому торговому товариществу. Японское правительство намерено осуществить и другие планы на тот случай, если, по его мнению, нужным окажется принять меры к облегчению торговых сношений между обоими государствами

Важным фактором восстановления России явлрется время, но главное — это положить начало. Как скоро дан будет первый импульс, как скоро первые пионеры, основавшиеся в России, дадут знать о своих успехах, как скоро они сами убедятся и смогут убедить своих соотечественников, что путь свободен и безопасен, за ними пойдут другие, и число их будет тем более значительным, поскольку путь был закрыт столь длительное время.

Таким образом, нижеследующие условия, относительно самых важных вопросов, подлежащих обсуждению, предъявляются Российской делегации от имени делегаций итальянской, французской, великобританской, японской, польской, румынской, швейцарской и шведской, имеющих своих представителей в подкомиссии Первой комиссии. Однако окончательное согласие французской делегации откладывается до получения данной делегацией инструкции от своего правительства.

Ст. I. Согласно условиям каннских резолюций, гласящих, что все народы обязуются воздерживаться от всякой пропаганды, направленной к ниспровержению порядка и политического строя, господствующих в других государствах, Российское Советское правительство никоим обратом не будет вмешиваться во внутренние дела других стран и воздержится от всяких действий, могущих нарушить политический и территориальный статус-кво в других государствах. Оно также обязуется подавлять на своей территории всякую попытку оказать помощь революционным движениям в других государствах.

Российское Советское правительство употребит все свое влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранит строгий нейтралитет по отношению к воюющим сторонам.

Ст. П. 1. Согласно каннской резолюции, Российское Советское правительство признает все долги и государственные обязательства, сделанные пли гарантированные Российским императорским правительством, или русским Временным правительством, или им самим по отношению к иностранным державам.

Желая без промедления облегчить России дело ее восстановления и im (рождения ее кредита, державы-кредиторы готовы не требовать в настоящий момент от России уплаты не только капитала, но и процентов па ссуды, оказанные русским правительствам в течение войны.

2. Союзники лишены возможности признать ответственность, возлагаемую на них Российским Советским правительством за убытки и ущерб, понесенные в России за время революции после войны.


3. После того, как между союзными и дружественными державами состоится соглашение относительно ликвидации или окончательного расчета по их взаимным военным долгам, заинтересованные союзные государства представят на усмотрение своих парламентов ряд мер, имеющих целью сократить или изменить, согласно тем же принципам и принимая во внимание экономическое и финансовое положение России, сумму долга Советского правительства; причем меры эти будут приняты в зависимости от отказа России от требований, указаных в п. 2.

4. Все долги Российского Советского правительства или его предшественников иностранным гражданам или ответственным за них иностранным правительствам подлежат отнесению к категории частных долгов и регулируются согласно условиям ст. IV.

5. Постановления данной статьи не относятся к суммам сальдо, оставшегося в пользу одного из прежних русских правительств в банке, находящемся в государстве, правительство которого дало ссуду одному из прежних русских правительств или приняло на себя ответственность за заем, выпущенный Российским правительством в данном государстве в срок между I августа 1914 г. и 7 ноября 1917 г. Эти суммы должны быть переданы данному правительству без ущерба правам третьего лица. Пропорционально сумме выдачи сокращается и ответственность Российского Советского правительства за свой военный долг.

Ст. Ш. Все финансовые претензии других правительств к Российскому Советскому правительству и Российского Советского правительства к другим правительствам, за исключением указанных в настоящих статьях, и при оговорке относительно всех частных договоров, могущих быть заключенными, откладываются вплоть до проведения в жизнь постановлений, предусмотренных в ст. 11, п. 3, в каковом случае они аннулируются. Однако настоящая статья не относится ни к претензиям, заявленным в отношении иностранных подданных ввиду действий Российского Советского правительства в России, ни к претензиям, заявленным в отношении русских подданных ввиду действии других правительств в государствах этих правительств.

Ст. IV. Согласно общему принципу, принятому всеми правительствами, Российское Советское правительство признает за собой обязанность выполнить финансовые обязательства, взятые на себя как им самим, так и его предшественниками, т. е. Российским императорским и русским Временным правительствами, по отношению к иностранным подданным.

Ст. V. Российское Советское правительство обязуется признать все финансовые обязательства Rcex властей в России как провинциальных и местных, так и учреждении общественного пользования, заключенные по настоящий день в отношении иностранных подданных; исключаются, однако, те случаи, когда в момент принятия на себя обязательства территория, на которой находились данные власть или предприятие, не была под властью ни Российского Советского правительства, ни Российского императорского или русского Временного правительства.

Ст. VI. Российское Советское правительство обязуется в течение 12 месяцев, следующих за проведением в жизнь настоящей статьи, заключить с представителями иностранных держателей займов или облигаций, выпущенных или гарантированных Российским Советским правительством или его предшественниками, соглашение, имеющее целью обеспечить в дальнейшем хождение данных займов и уплату по данным обязательствам В соглашение войдут надлежащие отсрочки и льготы, в том числе и отсрочка по внесению процентов, основанная не только на знакомстве с истинным положением России в настоящее время, но и на сознании необходимости ее восстановления.

Вышеупомянутое соглашение должно, по мере возможности, относиться ко всем иностранным держателям бумаг, без различия национальности.

В случае, если не удастся достигнуть коллективного соглашения, всякий иностранный держатель бумаг свободен заявить о своем праве пользоваться условиями, признанными за той или иной группой,

m


В случае, если не удастся заключить соглашения, предусмотренного s 1-м абзаце, Российское Советское правительство обязуется признать решение арбитражной комиссии

В состав комиссии входят: один член по назначению от Российского Советского правительства, один член по назначению от иностранных держателей бумаг, два члена и председатель, назначенные председателем Верховного суда Соединенных Штатов или же, в его отсутствие. Советом Лиги наций или председателем Постоянного Международного трибунала в Гааге.

На обязанности комиссии лежит решение всех вопросов, касающихся отсрочки процентов и способов уплаты капитала и процентов, принимая в расчет экономическое и финансовое положение России.

Способ действий, указанный в настоящей статье в отношении бумаг и займов Российского государства, применяется и к финансовым обязательствам, упомянутым в ст. V.

Ст. VII. С целью способствовать возобновлению экономической деятельности иностранцев в России, дать иностранным государствам возможность предоставить России поддержку, о которой говорено было выше, во вступлении, а следовательно, с целью способствовать восстановлению этой страны, Российское Советское правительство принимает ниже изложенные постановления, касающиеся частной собственности.

Российское правительство признает, без ущерба для признанной за ним каннской резолюцией свободы по собственному желанию устраивать внутри страны свою систему собственности, свое хозяйство и свое правительство и выбрать для себя ту систему, которую она считает предпочтительной,— согласно данной резолюции, своим обязательством возвратить, восстановить или, в случае невозможности, возместить все иностранные интересы за убытки и ущерб, понесенные или вследствие конфискации, или реквизиции имущества.

В случае, если прежний владелец не может быть восстановлен в правах, которыми он обладал, Российское Советское правительство должно будет выдать ему компенсацию.

В случае отсутствия соглашения между прежним собственником и Российским Советским правительством в вопросе о характере и размерах компенсации прежний владелец будет иметь право представить на разрешение смешанного арбитражного суда, о котором речь будет ниже, вопрос о том, насколько удовлетворительной и справедливой оказывается компенсация, предложенная Российским Советским правительством. Если смешанный арбитражный суд решит, что компенсация соответствует требованиям справедливости и что ее размеры удовлетворительны, прежний владелец обязан принять ее; но если арбитражный суд решит, что компенсация несправедлива и неудовлетворительна, и если Российское-Советское правительство и прежний владелец все же не придут к взаимному соглашению относительно компенсации, бывший владелец получит от Российского Советского правительства разрешение на пользование имуществом на условиях, по меньшей мере столь же благоприятных для него во всем, что касается пользования и свободного распоряжения, какие вытекали из ею прежних прав. Если же арбитражный суд решит, что фактически невозможно присудить пользование имуществом и что необходимо предоставить возмещение, сумма такового за отсутствием соглашения, определяется смешанным арбитражным судом и уплачивается бонами.

Там, где Российское Советское правительство не сможет возвратить прежнее имущество, оно утрачивает право впоследствии отдать его дру-]им концессионерам. Если же с течением времени Российское Советское правительство усмотрит возможность передачи имущества, преимущественное право должно остаться за прежними владельцами. Если эксплуатация имущества возможна только при условии, что оно будет включено и общую, группу, предыдущее постановление отпадает, но прежнему вла-дильцу предоставляется право участвовать в этой группе пропорционально споим старым правам,


Определение «прежний или бывший владелец» включает в себя русские финансовые, промышленные или коммерческие товарищества, состоявшие в момент национализации под контролем иностранных подданных или в которых таковые состояли в то время крупными участниками (как держатели акций и облигаций), если большинство иностранных участников желает этого. Определение это относится также к иностранцам, пользующимся прибылями предприятия, право на которое номинально принадлежало русскому подданному.

В тех случаях, когда в силу условий предыдущего параграфа не может быть заявлена претензия, иностранный подданный, имеющий интересы в русском товариществе, может требовать вознаграждения за убытки, понесенные им в данном товариществе на основании предыдущей статьи.

При урегулировании вопроса о претензиях и назначении компенсации за частное имущество должна быть принята во внимание охрана прав, каковые третье лицо могло бы иметь на данное имущество.

Там, где имуществу нанесен ущерб и где ущерб этот является последствием действий или упущения Российского Советского правительства, смешанный арбитражный суд назначает подлежащую к уплате сумму возмещения на основании общих принципов международного права.

Ст. VIII. Российское Советское правительство обязуется принять меры к тому, чтобы!шостранные подданные имели возможность заявить о своих претензиях к частным лицам в России. В случае, если вследствие действий или упущения Российского Советского правительства оказалось бы невозможным уплатить следуемые суммы, обязанность расплаты падает на данное правительство.

Ст. IX. Денежные возмещения, признанные подлежащими выплате согласно условиям ст. VII, уплачиваются при посредстве новых русских 5% бон, выдаваемых на сумму, определенную смешанным арбитражным судом. Условия выдачи процентов и амортизации данных бон будут тождественны «mutatis mutandis» * условиям, каким подчинены старые облигации, согласно постановлениям арбитражной комиссии, предусмотренной в ст. VI.

Ст. X. Для каждой страны с целью выработки постановлений относительно размеров компенсаций, имеющих быть присужденными в силу настоящих статей, учреждаются смешанные арбитражные суды. В состав этих судов входят для каждого государства по одному члену, назначенному Российским Советским правительством, по одному члену, назначенному правительством заинтересованного лица, и председатель, назначенный председателем арбитражной комиссии, предусмотренной в ст. VI.

Ст. XI. Ввиду громадной пользы, которую оказало бы делу восстановления России в ближайший срок немедленное открытие всякого рода предприятий, до событий 1917 года принадлежавших иностранцам, Российское Советское правительство обязуется принять все нужные меры к безотлагательной охране личности, имущества и труда иностранцев. С этой целью отправление правосудия в России должно быть организовано согласно постановлениям ст. 8 доклада лондонских экспертов, а условия пребывания иностранцев в России и их торговли в этой стране должны быть установлены согласно указаниям ст. 9—17 указанного доклада.

Ст. XII. С общего согласия с Российским Советским правительством должны быть сделаны специальные постановления относительно регулирования вопрогов, касающихся ликвидации довоенных договоров между русскими и иностранными подданными и вопросов о давности, о прекращении дел вследствие пропуска срока давности и просрочки законного срока судопроизводства.

Ст. XIII. Российское правительство обязуется возвратить Румынскому правительству ценности, сданные на хранение в Москву Румынским правительством».

* — с соответствующими оговорками (лат.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: