3 февраля 1925 г. № 35011
Господин Министр,
Когда так называемое владивостокское правительство было ликвидировано, 4 судна, принадлежавшие Российскому государству и Российскому Добровольному флоту, были среди прочих незаконно уведены белогвардейцами в Шанхай.
* См. док..№ ja 2X 44.
** См. док. Ко 42.
!Гт* См. также док. № 188.
Ввиду попыток последних продать эти суда враждебной стороне Советское Правительство неоднократно утверждало свои права и заявляло, что оно ие будет признавать каких-либо претензий третьей стороны, которая могла бы обманным путем заключить сделку с лицами, захватившими эти суда, на владение которыми они не имеют и не могут иметь какого бы то ни было права*.
Тем не менее белогвардейцам удалось увести из Шанхая два из четырех судов, о которых идет речь, и на некоторое время все следы этих судов были потеряны. Однако в настоящее время Посольство Союза Советских Социалистических Республик получило точную информацию о том, что одно из этих судов, а именно «Защитник», в свое время служившее минным тральщиком во Владивостокском военном порту, находится в настоящее время в Дату Бар** пол японским флагом. Хотя судно перекрашено и переименовано в «Тайто-мару», его происхождение не вызывает сомнения.
Тот факт, что это судно в настоящее время плавает под японским флагом, показывает, что захватившие его русские белогвардейцы вступили с некими японскими гражданами или компанией в сделку, которая не могла быть совершена обеими заинтересованными сторонами иначе, как с целью обмана. Эта сделка, по всей видимости, является фиктивной, поскольку судно, о котором идет речь, фактически снова предлагаетсм к продаже,
Я позволю себе высказать мнение, что факт участия во всем этом деле японского подданного или юридического лица несомненно объясняется уверенностью относящихся к делу лиц, что вследствие того, что нормальные дипломатические отношения между Советским Союзом и Японией еще не установлены. Императорское Японское Правительство не захочет принимать какие-либо меры с целью возвращения этого судна законному владельцу.
Принимая во внимание, что, согласно имеющимся сведениям, предполагается снова увестн это судно из Дату и что, следовательно, надлежит принять срочные меры, я имею честь просить Вас, г. Министр, быть столь любезным дать указание японскому консулу в Дагу (илн в Тяиьцзтше) незамедлительно наложить арест на судно, о котором идет речь, и на все относящиеся к нему документы. В дальнейшем представителям японского и советского консульств возможно будет необходимо произвести совместный осмотр судна, имея в виду, что в конечном счете, после того как подлинное происхождение судна будет окончательно подтверждено, это судно будет передано консулу Союза Советских Социалистических Республик.
* См. т. VL док. № 5, 65, 163. ** Имеется в виду порт Дагу.
Я хочу воспользоваться настоящей возможностью, чтобы повторить Вам, господин Министр, заверения в моем самом высоком уважении'18.
Л. Карахан
Лечат, по ар,х<
На эту ноту Моешшпз ответил поток от 9 февраля 1925 г., в которой говорилось:
«Имею честь подтвердить получение Вашем ноты от 3-го сего месяца по поводу парохода «Защитник».
Не теряя времени, я сообщил о нем моему Правительству, передав вышеупомянутую ноту через курьера.
Тем пс менее, согласно желанию, выраженному Вами г. Савада во время его визита третьего дня. я по телеграфу просил мое Правительство уполномочить меня ответить Вам по этому вопросу.
Не премину уведомить Вас тотчас же по получении ответа от моего Правительства».