Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции

23 июля 1927 г.

Французская полиция шанхайской французской концессии после обысков у Фромберга и Ваксмана* произвела обыск у корреспондента «Известий» Заславского и конфисковала бумаги и материалы. Объяснение Эрбетта, что полиция обязана выполнять распоряжения китайских властей, не выдерживает критики, ибо китайцы постоянно прячутся в сеттльментах. Надо сильнее протестовать.

Чичерин

Печат..to apx.

* См. док. N'i 188


192. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции Народному Комиссару Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерину

24 июля 1927 г.

Вчера после обеда в течение двух часов беседовали с де Монзи и Лабонном*. Он представил тот проект о кредитах, который, по их мнению, они могли бы провести через французское правительство. Этот проект, вероятно, согласован с Кэ д'Орсе и, возможно, также с некоторыми чиновниками министерства финансов, но еще не с Пуанкаре. Проект был нам только зачитан, ибо предполагается, что в письменной форме он будет исходить от нас. Он сводится к следующему:

1) мы платим ежегодно 12 млн. долл., т. е. 60 млн. фр.; 2) французы дают нам кредит в течение 5 лет по 12 млн, долл. в год, т. е. в общем сумму в 60 млн. долл. За каждый из этих ежегодных кредитов в течение 5 лет мы платим лишь проценты, а сумму будем погашать полностью, когда для каждой из этих сумм истекает пятилетний срок; 3) никаких материальных гарантий для уплаты как довоенного долга, так и новых кредитов мы не даем, кроме моральной уверенности в том, что поступления от наших продаж во Франции покрывают наши годичные платежи, причем мы свободно маневрируем нашими выручками так же, как н до снх пор; 4) кредиты даются исключительно для заказов французской промышленности; 5) перед банками эти кредиты гарантируются следующим образом: 60% риска берет на себя французское правительство, 15% —сами промышленники, 10% —держатели займов, 5% — банки, учитывающие векселя, и 5% —группа, страхующая кредиты.

Заявив, что мы не можем отходить от директив, которые нам дало Советское правительство, обещали сообщить последнему об этом предложении. В то же время мы заметили, что кредиты до смешного малы, что они даже меньше немецких **, где ие было никаких вопросов о долгах, что они не соответствуют даже нашему торговому сальдо во Франции и т. д.

Французы возражали, что, по их мнению, это лишь начало и что в ближайшие годы мы сможем совершать во Франции финансовые операции гораздо более широкого размера. Пока необходимо создать финансовые связи. На наш вопрос, почему об этих будущих операциях нет и намека в их проекте, они ответили, что при теперешних настроениях против нас во Франции это поднимет бурю протеста. На иаш вопрос, связывают ли они схему кредитов с решением вопроса

Член французской делегации на советско-французской конференции в Париже.

** См. т. IX, цок. X» 78, 195, 207 и прил. 2.


о собственности и военных долгах, де Монзи и Лабонн заявили, что они берут на себя устранение такой связи. На наш вопрос, что думает сделать французское правительство для облегчения нашего текущего торгового кредита во Франции, в частности перед «Банк де Франс», французы ответили, что такую организацию они считают естественным последствием ликвидации вопроса о долгах, но что вопрос усложняется связями этого банка с «Банк оф Ингланд».

Де Монзи говорил о значении решения о невмешательстве для проведения всего соглашения, посоветовав дать нашей формуле общемеждународный характер. Если после возвращения из Москвы я буду в состоянии сообщить им что-нибудь о нашем отношении к нх проекту, то они готовы съехаться в Париж 15 августа. Наше мнение, что улучшение вышеприведенных условий не исключено н что еще до моего приезда желательно заручиться согласием инстанции на обсуждение комиссией вопроса по существу, чтобы по моем приезде можно было бы немедленно приступить к делу *.

Полпред

Пгчат. по арх

193. Запись беседы члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР с Временным Поверенным в Делах Финляндии в СССР Вестерлуидом

26 июля 1927 г.

Вестерлунд пришел сделать мне дополнительное сообщение по Делу Оперпута в связи с нашей последней беседой от 14 июля с. г. **

Говоря о том, что Оперпут был направлен к советской границе финскими военными властями, управляющий финляндским мининделом Ирье Коскинен высказывал лишь свое личное предположение и подчеркнул это в беседе с нашим поверенным в делах т. Рабиновичем. Основанием для такового предположения послужило то, что власти и общественное мнение в Финляндии видели в Оперпуте не агента монархических нли террористических организаций, а лишь шпиона в пользу советского учреждения. Так как допрос Оперпута ничего не выяснил, то И. Коскинен и считал естественным, что Оперпута отправили в СССР. И. Коскинен тем более предполагал это, что он узнал нз советских газет, что Оперпут убит на нашей территории. Заявление, сделанное мне официально Вестерлуидом по делу Оперпута, было, однако, основано на данных, которые были получены финским правительством после разго-

* См. док. К» 202. ** См. док. M 186.


вора И. Коскинена с т. Рабиновичем. После моей беседы с Вестерлундом эти,данные были еще раз проверены, и было установлено, что финские власти никоим образом не оказывали содействия переходу Оперпута на нашу территорию. Ввиду этого финское правительство считает это дело исчерпанным.

Я ответил Вестерлунду, что его новое заявление ничего не меняет по существу дела, нбо не дает никакого объяснения основным фактам, которые обратили на себя наше внимание в этом деле, а именно тому факту, что финские власти, выпустив Оперпута из тюрьмы или из-под надзора, дали ему возможность устраивать совещания с опаснейшими террористами, организовывать террористические покушения и с оружием и большим количеством взрывчатых веществ перейти нашу границу, а также тому обстоятельству, что финские власти разрешили приезд в Финляндию всем известного опасного террориста ген. Кутепова, который имел совещания с Оперпу-том. Я должен констатировать, что, несмотря на наши обращения, финляндские власти не находят нужным произвести расследование действий своих подчиненных органов в этом деле. Я передам сообщение Вестерлунда моему правительству и думаю, что это сообщение произведет очень неблагоприятное впечатление.

Вестерлунд был, видимо, обеспокоен моими словами и тоном успокаивающего и оправдывающегося человека стал уверять меня, что финское правительство «очень тщательно будет следить за тем, чтобы подобные случаи не повторялись». «Не в наших интересах,— сказал он,— чтобы Финляндия обратилась в плацдарм для монархических н террористических организаций. Если действительно Кутепов и Оперпут устраивали опасные мероприятия на финской территории, то это не с ведома финских властей, ибо, если бы последние зналн об этом, онн, конечно, сделали бы все, что нужно».

Я ответил Вестерлунду, что мне странно слышать нз его уст заявление о том, что финские власти и общественное мнение считали Оперпута советским шпионом, тем более что для такого предположения не было никаких фактов и оснований.

Вестерлунд ответил, что теперь все понимают, что ошибались, но что вначале находили странными сообщения Оперпута в связи с фактом его перехода из СССР на финляндскую территорию. Ссылаясь также на свои прежние заявления, Вестерлунд еще раз с большим ударением подчеркнул, что финское правительство не будет допускать в будущем повторения подобных случаев.

Вслед за этим, после некоторой паузы, явно волнуясь, Вестерлунд спросил разрешения задать мне частный вопрос и спросил меня, как, по моему мнению, наше правительство будет дальше реагировать на это дело.


Я ответил, что не знаю этого, но что не сомневаюсь, что отказ финского правительства расследовать действия своих властей по делу Оперпута произведет у нас очень неблагоприятное впечатление.

Вестерлунд сказал, что он будет еще раз телеграфировать в Гельсингфорс и. если получит новые сообщения, попросит у меня немедленного свидания. Он производил сегодня необычное впечатление смущенного и волнующегося человека.

Б. Стомоняков

Печат. по арх.

194. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Греции с Заведующим политическим департаментом Министерства Иностранных Дел Греции Ксидакисом

26 июля 1927 г.

Желая послать в Москву с пароходной оказией по существу несекретные материалы, касающиеся переговоров, в целях фиксирования точек зрения Михалакопулоса я искал свпдёния с ним. Не добившись свидания с Михалакопулосом, ограничился свиданием с Ксидакисом, с которым имел двухчасовой разговор.

Дав общую оценку дополнительному меморандуму, врученному мне им вечером 21 июля, указал в особенности на неприемлемость для нас тех основных положений этого меморандума, которые подкапываются под принципы нашей монополии внешней торговли и пытаются протащить английскую точку зрения по таким, например, вопросам, как стремление приравнять нашу торговлю к любой иной торговле иностранцев, как тенденция выделить торгпредство из состава полпредства и т. п. Со всей категоричностью подчеркнул, что мы ни в коем случае не уступим по принципиальным вопросам, в то время как в вопросах практического характера готовы будем пойти на значительные уступки. Дал Ксидакису исчерпывающую мотивировку такой нашей позиции, указав, между прочим, и на то, что, идя на подобные уступки, мы подтверждаем наше постоянное желание в пределах возможного не затруднять внешнее и внутреннее положение Греции, трудность которого мы прекрасно учитываем. (По этому поводу Кснда-кис заметил, что «никакого давления никто на Грецию в вопросе о соглашении не производит»; я же заметил, что «для этого непосредственного давления и не требуется, достаточно одного психологического момента, поскольку Греция связывает свою политику со средиземноморской политикой определенной группы держав».)

Как на один из примеров противоречий, в какие впадает Ксндакис при занятой им позиции, указал на желание его, с


одной стороны, приравнять нашу торговлю к частной торговле иностранцев, а с другой, на требование фиксации числа советских сотрудников торгпредства, какого требования не предъявляется даже к частным иностранным фирмам. Привел ему еще ряд аргументов против этой фиксации, которая является «унизительной» для нас, тормозящей нормальное развитие аппарата торгпредства в связи с ростом торговых операций и практически не имеющей никакого значения, поскольку регулирование визового вопроса является непосредственным правом греческого правительства.

Горячие прения возникли у нас с Ксндакисом и по основному и, как я ему не раз подчеркнул в разговоре, уже заранее решенному нотами — моей от 29 апреля* и Мнхалакопулоса от 17 мая**—вопросу, т. е. по вопросу о дополнительной к соглашению ноте о режиме торгпредства; Ксидакнс же упорно отстаивал свою мысль о замене ноты от 23 июня 1926 г.*** новой нотой в духе составленного им дополнительного меморандума от 21 июля и уверял, что тут «простое, недоразумение». Я ему совершенно откровенно заявил, что никакого недоразумения тут нет и что «в Москве такую постановку встретят не иначе, как шантаж с моей стороны или как то, что меня прошантажировал МИД»; только при принятии условия реше-ния вопроса о дополнительной ноте я имел право приступить к переговорам, а теперь, когда переговоры на этой базе начались, мне говорят о «недоразумении». «Мнхалакопулос.— заявил я,— прекрасно знал, что он делал, когда вручал мне йоту от 17 мая, редакция которой по моему настоянию была изменена, ноту, о которой мы говорили с Михалакопулосом с достаточной ясностью».

Ксидакнс остался при своем мнении и указал, что, как бы ни решился этот вопрос, он считает, что для обеих сторон лучше изъять ноту, которая вызовет бурные прения в парламенте, и выступить прямо с новой нотой перед парламентом. Он вообще не мыслит себе возможности средактировать дополнительную ноту так, чтобы ее содержание могло коренным образом изменить неприемлемую для греческого правительства йоту о режиме торгпредства от 23 нюня 1926 г.

На этот аргумент я ответил Ксидакнсу зачтением составленного мною проекта дополнительной к соглашению ноты.

По 1-му пункту он нервно заявил, что «он неприемлем», так как вопрос о членах совета торгпредства есть вопрос нашего внутреннего распорядка. Я спокойно ответил, что пункт этот можно свободно выкинуть, оставив в силе текст ноты, приложенной к соглашению, поскольку редакция упомянутой йоты оставляет фактически этот вопрос открытым.

* См. док..Ni> 105. ** См. стр. 179. *** См. т. IX, прим. 68.


Пункты 2 и 3 он принял с удовлетворением, заметив только, что Михалакопулос будет настаивать на праве иммунитета лишь для одного торгпреда; он даже подчеркнул, что вопрос о заместителе, как он средактирован в дополнительном меморандуме от 21 июля, проведен нм, Ксидакисом, «фуксом». Спор мой с Ксидакисом по этому вопросу не привел к положительным результатам.

Горячие прения разгорелись у нас по пункту 4. Ксидакнс заявил во время прений, что Михалакопулос выразил согласие на один только компромисс, предложив, чтобы предварительный арест на имущество торгпредства и иа товары СССР был заменен депонированием залога. Тут же ответил Ксндакнсу, что это не компромисс, а ухудшение моей редакции, и потому выразил уверенность, что Советское правительство не пойдет на это.

Пункт 5 Ксидакнс категорически отверг, ссылаясь на выше-отмеченную его позицию — не дополнительная нота, а замена прежней ноты новой нотой.

Ксидакнс, наконец, отметил, что в моем проекте ничего не говорится о фиксации числа сотрудников торгпредства. Я ему просто ответил, что не зафиксировал этого пункта, поскольку ои для нас неприемлем- По этому вопросу снова разгорелся спор, который не привел к положительным результатам.

Вот основное из разговора с Ксидакисом. Должен еще отметить, что. читая ему свой проект ноты, я неоднократно подчеркивал, что хотя она и составлена в рамках полученных мною директив, но в некоторых деталях я переступил эти рамки и потому не могу гарантировать, что она окажется приемлемой для Советского правительства. Я могу только обещать, что в случае принятия МИД ее основных положений я еще могу надеяться, что в общем и целом она будет принята Советским правительством. Совершенно неприемлема для нас новая постановка вопроса о замене прежней ноты 1926 г. (о режиме торгпредства) новой, также неприемлема греческая точка зрения в вопросе о юрисдикции и о фиксации числа советских сотрудников торгпредства.

Под конец разговора Ксидакис заволновался и предложил мне еще сейчас же переговорить с Мнхалакопулосом. Но последний уже покинул МИД, и Ксидакнс предложил мне устроить с ним свидание на следующий день. Я же заметил, что практического значения, в смысле срочности, это свидание для меня не имеет, так как завтра уходит оказия, с которой я мог бы передать в Москву достигнутые переговорами результаты; все же рад буду повидаться с министром вне приемных пятничных часов, когда не бывает времени обстоятельно договориться.

На этом мы расстались.

.4. Устинов

Печаг по срх.


195. Телеграмма и. о. консула СССР в Пекине в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

27 июля 1927 г.

Сегодня по поручению министра иностранных дел Ван Инь-тая явился к нам Инь Дэ-шань и сообщил: 1) миииндел не давал распоряжения о задержке наших телеграмм *; 2) это мероприятие самостоятельно проведено военными властями, без согласования с министерством; 3) наши депеши, как исходящие из непризнанного китайскими властями учреждения, подвергаются цензуре н задержанию, так как военные считают, что, поскольку полпредство выехало, оставшаяся его часть не вправе пользоваться шифром; 4) министр лично от себя просит передать, что он не в состоянии изменить этого порядка, ио он добился разрешения на посылку нами телеграмм клером; 5) по мнению министра, история с телеграммами произошла ввиду невыясненности нашего статуса40. Во избежание дальнейших недоразумений он рекомендует урегулировать этот вопрос.

Спильванек

Печат. по арх.

196. Заявление Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерина представителям советской печати

5 августа 1927 г.**

В беседе с представителями прессы народный комиссар по иностранным делам т. Г. В. Чичерин заявил:

«Вас интересует вопрос о том, что означает шумнха, поднятая иностранной печатью в связи с якобы сделанными Советскому правительству предложениями с английской стороны о возобновлении дипломатических сношений между СССР и Великобританией. На самом деле никаких предложений Советское правительство не получало. Что же касается речи сэра Остина Чемберлена. произнесенной в палате общин 28 июля75, то она состоит в первую очередь из обычных нападок на Советское правительство, долженствующих покрыть перед общественным мнением Великобритании те недопустимые шаги, которые предприняло н предпринимает английское консервативное правительство по отношению к СССР (нападение в Пекине, нападение на «Аркос», клеветническая история с «документом», разрыв дипломатических отношений и т. п.). Кроме того, эта речь сэра Остина Чемберлена имеет пункт, явно вводящий в заблуждение и широкие массы Англии и ее так

* См. док. № 190. ** Дата опубликования_


называемые «деловые круги», а именно пункт о торговле с СССР. Сэр Остин Чемберлен полагает, что в условиях разрыва дипломатических сношений и полной неуверенности в целости и сохранности советского имущества в Англии торговля может идти так же, как и прежде. Это, конечно, мягко выражаясь, глубокое заблуждение. Не надо забывать, что разрыв дипломатических отношений и торгового договора произошел по инициативе английского правительства. Я должен заявить, что до снх пор никаких, ни официальных, ни официозных предложении относительно возобновления отношений с английским правительством мы ни от кого ие получали. Само собою разумеется, что если бы английское правительство сделало действительные предложения о возобновлении дипломатических сношений, то Советское правительство готово в любую минуту приступить к соответствующим переговорам и будет настаивать при этом на гарантиях того, чтобы недопустимые акты вроде нападения на «Аркоо и т. д. впредь ие имели места.

Советское правительство готово на всякий действительный шаг, способствующий делу мира, ибо дело мира соответствует интересам самых широких трудящихся масс как СССР, так и Великобритании».

Пёчат. по газ. «Известия» }% 177 (31 И). 5 еагуъа 1S2T г.

197. Из резолюции объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) о международном положении

9 августа 1927 г.

I. Межд у народное положение и СССР

1. Настоящее международное положение характеризуется, в первую голову, крайне напряженным отношением между империалистической Англией и пролетарским СССР, с одной стороны, военной интервенцией империализма в Китае, с другой. Опасность контрреволюционной войны против СССР есть самая острая проблема текущего периода. Обострение противоречий между СССР н его капиталистическим окружением является главной тенденцией настоящего периода, что, разумеется, не исключает той или другой полосы некоторого улучшения отношений на том или другом фронте борьбы.

2. В основе этого обострения лежит факт укрепления капитализма— как в области чисто экономической, так и в области политической — в Европе, чрезвычайно расшатанной вой-нон, а также в Японии, Соединенных Штатах, при одновременно растущих успехах революционного социалистического строительства в СССР, при развертывании народной революции в Китае, глубоком брожении среди колониальных народов


и заметном полевении пролетарских масс в Европе (английские события, день красных фронтовиков в Германии, Вена и т. д.). Этот процесс укрепления капитализма развивается в рамках обшей послевоенной дезорганизации мирового хозяйства, вызывает все новые и все более острые противоречия внутри капиталистической системы и, вместе с тем, крайне повышает империалистические тенденции. Поэтому так называемые «русский» и «китайский» вопросы являются для международного империализма наиболее острыми вопросами политики. Стабилизирующийся европейский империализм по двум направлениям заинтересован в этих вопросах: н по направлению экономической экспансии (рынки, сферы вложения капиталов, источники сырья), и по линии превентивной воины против революции.

3. Экономическая стабилизация европейского капитализма в настоящее время сопровождается его радикальной реконструкцией (быстрейший рост трестов и других объединений, техническая реорганизация производства с переходом на новые машины, новые металлы и отчасти новое сырье, введение системы конвейера н т. д.). Одновременно наблюдается своеобразная военизация промышленности, поскольку на первый план все более продвигается химическая индустрия наряду с металлургией. Крупные вложения капитала, как основного капитала, вызывают и крупный рост производительной способности индустриального аппарата, что — прн недостаточности внутреннего рынка — все более остро ставит вопрос о рынках внешних и о внешних сферах приложения капитала. Именно поэтому вопрос о СССР и Китае приобретает для империализма особое экономическое значение. Если в общем и целом европейский капитализм (в первую очередь французский и германский) быстро поднимает свои производительные силы, то империализм английский, несмотря на отчаянные стабилизационные попытки внутри страны, переживает хроническую депрессию. Поставленный в необходимость конкуренции с континентом Европы, а равно и с США, угрожаемый со стороны колониальных движений Востока, английский империализм, естественно, становится лидером реакционных империалистических сил.

4. Стабилизация экономическая, развертывающая свои глубокие внутренние противоречия и обостряющая классовую борьбу (Англия, Австрия и т. д.), сопровождается и политическим укреплением буржуазии. Ряд фашистских переворотов, образование «буржуазного блока» в Германии и консолидация его, укрепление реакционного правительства во Франции, господство «твердолобых» консерваторов в Англии, консолидация господствующих классов в Польше, крах — иа данном отрезке времени — коалиционных правительств в Европе,— все это способствует более агрессивной политике


по отношению к Советскому Союзу, поскольку растет основа экономических н общеклассовых противоречий между СССР и его империалистским окружением.

5. В высокой степени перелому отношений между государством пролетариата и империализмом способствовал рост самого СССР, его экономики, его государственной власти, его культуры и организованности широких трудящихся масс, его революционизирующего международного значения. Система социалистической монополии внешней торговли, ограждающая интересы СССР как экспортера, обеспечивающая рост социалистического производства и не дающая превратить СССР в аграрный придаток, дополняющий хозяйственный «тыл» мирового капитализма-, политика индустриализации страны, идущая по той же линии; крах надежд на внутреннее перерождение экономики и политической надстройки СССР; крах иллюзий империалистов относительно так называемого «мирного проникновения» империализма во все поры нашего хозяйства; наконец, могучее революционизирующее влияние СССР (ср, Китай, Англия) — все эти крупнейшие факты, в свою очередь, вызывали н вызывают рост агрессивности со стороны контрреволюционного империализма.

6. Подготовка воины против СССР означает не что иное, как воспроизведение на расширенной основе классовой борьбы между империалистской буржуазией и победоносным пролетариатом. Именно таков будет классовый смысл этой войны. Всякий, кто, как оппозиция в нашей партии, ставит под сомнение этот характер войны или же корни нападения на СССР видит не в росте строящегося социализма в СССР и революционизирующем влиянии этого последнего, а, наоборот, в «национал-реформизме» пролетарской партии, обнаруживает социал-демократический уклон, вдвойне вредный в данной международной обстановке и объективно помогающий врагам пролетариата.

7. Система дипломатических и военных союзов против СССР, идущая по линии так называемого «окружения» СССР (польско-румынский договор, югославско-польский, чехосло-вацко-польский, итальянско-румынский и т. д.; деятельность Англии в Прибалтике, Польше, Дальнем Востоке, Персии; «нажим» на Германию, особенно начиная с Локарно а кончая последними попытками создания антисоветского блока в Женеве; нападение на «Аркос», разрыв дипломатических отношений с СССР; усиленное давление на Францию в сторону разрыва с СССР, такое же давление на Италию, Грецию и т. д.; особенно усиливающееся за последнее время давление на Германию), является характернейшим фактом текущего момента.

Готовя войну против СССР и против рабочего класса своей страны, английское консервативное правительство ведет пов-


семестную дипломатическую борьбу против СССР, организует кредитно-экономическую блокаду СССР, заговоры и террористические акты на Территории Союза, поддерживает контрреволюционные группировки на Кавказе, особенно в Грузии, на Украине и т. д. и т. п. Одновременно ряд буржуазных государств принимает усиленные меры по подготовке тыла (законы Муссолини против рабочих и террор против коммунистов в Италии; билль против профсоюзов, проект «реформы» палаты лордов в Англии; военные законы «социалиста» Поль-Бон кура и аресты коммунистов во Фракции и т. д. и т. п.). Идейную подготовку воины против СССР наряду с буржуазией берет на себя и так называемая международная социал-демократия вместе с «ультралевыми» ренегатами коммунизма: всемерное дискредитирование СССР как государства: клевета о перерождении, кулацкой политике (Левн) и бонапартизме; крики о «красном империализме», о якобы поджигательской роли СССР, который «виновен» в нарушении мира, заботливо «охраняемого» Лигой наций (ср., например, позицию Бауэра, марсельские резолюции II Интернационала, «гранатную кампанию», последнее обращение финского социал-демократического правительства в Лигу наций и т. д.),— все это должно служить прикрытием н оправданием классовой воины империалистической буржуазии против пролетарского государства и отвлечь рабочих Европы от выполнения пролетарского долга защиты всеми мерами СССР. В таких условиях проповедь оппозиции ВКП(б) носит особо лживый и преступный характер.

8. Если внутренние противоречия между различными империалистскими государствами чреваты крупнейшими конфликтами между ними (англо-американскнй. итало-французский, балканский и среднеевропейский, польско-германский, японо-американский и т. д.), то, с другой стороны, не исключен и временный блок этих государств против СССР, т. е. прямая военная или финансовая поддержка сил, непосредственно ведущих операции против государства рабочего класса. Яростная пропаганда разрыва отношений с СССР во Франции; поворот значительной части германской прессы в сторону враждебности против СССР; японская политика на Дальнем Востоке и т. д. и т. п. сигнализируют реальную возможность этой опасности.

9. Противодействующими факторами являются, прежде всего, рабочий класс капиталистических стран, борющийся против империалистской войны, а отчасти и мелкобуржуазные слои, настроенные пацифистски и боящиеся войны. Кроме того, буржуазия понимает, что война против СССР, несомненно, развязала бы, рано или поздно, все силы международной революции, и это не может не служить известным сдерживающим моментом при определении сроков нападения на СССР


со стороны империализма. С другой стороны, серьезную роль играют и противоречия интересов между различными капиталистическими державами и капиталистическими группами внутри отдельных капиталистических стран. В центре Европы Германия прямо заинтересована в оттяжке событий, ибо динамика развития ведет к несомненному абсолютному и относительному росту экономического и политического веса Германии. В то же время Германия больше других стран заинтересована в развитии экономических связен с СССР. Однако это вовсе не значит, что капиталистическая Германия, в случае решающих событий, обязательно останется нейтральной. Выторговывая возможно выгодную позицию, она во время развязки событий может стать в единый фронт с врагом. САСШ точно так же не заинтересованы в европейской катастрофе, сопряженной с риском для огромных американских капитальных вложений. Но и они, несмотря на англо-американский антагонизм, выявившийся н на последнем конфликте с Великобританией из-за морских вооружений и т. д., разумеется, будут помогать английскому империализму в случае конфликта. Таким образом, противоречия между различными империалистскими государствами лишь оттягивают конфликт, но не уничтожают его все большей вероятности и неизбежности.

10. Несомненным подрывом всей системы империализма, в первую очередь английского, подрывом, выражающим глубочайшую дезорганизацию всего мирового капитализма в целом, является китайская революция. Угроза пролетарской революции в Европе, необходимость вести войну против СССР одновременно с войной против революции китайской, крупная опасность, идущая со стороны колоний (восстание в Индонезии, рост национально-революционного движения в Индии и т. д.),— такова главная сумма затруднений для империализма.

П. Вышесказанным определяется политика СССР. Это, прежде всего, политика мира. При невозможности «предсказать» сроки военного наступления против СССР и при всей необходимости подготовки к этому наступлению, СССР должен вести решительную и последовательную политику мира, который усиливает с каждым годом и с каждым месяцем позицию пролетарского государства. В целях борьбы за мнр правительство СССР должно идти на хозяйственно целесообразные связи с капиталистическими государствами. В то же время правительство СССР будет всеми мерамн защищать основы своей пролетарской экономической н государственной конституции, которые являются одновременно и основами ее бытия как пролетарского государства.

Объединенный пленум ЦК и ЦКК констатирует, что рабочий класс СССР горячо откликнулся на призыв партии и


Советской власти к всемерной подготовке обороны пролетарской страны, показав в неделю обороны свою сплоченность, свою способность вести за собой крестьянство и свою готовность отстоять грудью центр международной революции от нападения империализма.

Печат. по сборн. «КПСС в резолюциях и пушениях съездов,, конференций и пленумов ЦК*. Л1-, 1354, ч. il. Стр. 353-S54.

198. Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Японии Премьер-Мииистру и Министру Иностранных Дел Японии Г. Таиака

9 августа 1927 г.. Ys 12579Ô

Господин Премьер-Миннстр,

Ссылаясь на ноту № 116/708, посланную Посольством СССР в Императорское Министерство Иностранных Дел 14 июля с. г.76, имею честь обратить благосклонное внимание Вашего Превосходительства на вопрос о продлении лицензии отделения Дальневосточного банка в Кобе.

Этот банк имеет главной целью своей деятельности оказание содействия японо-советской торговле. Хотя прочие иностранные банки в Японии получают лицензии иа 25-летний срок, Дальневосточный банк получил таковую (в 1925 н вновь в 1926 г.) лишь на один год. Этот краткий срок ставит упомянутый банк в неблагоприятное положение по сравнению с прочими японскими и иностранными банками. Однако даже и такая лицензия еще не выдана Министерством финансов, несмотря на то, что нынешняя лицензия истекает 12 сентября с. г. и что это неопределенное состояние мешает нормальной деятельности банка. Ввиду этого и вследствие важности данного Дела я был бы крайне признателен Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили снестись с подлежащими властями и оказали содействие в выдаче лицензии в возможно ближайшее время и на 25-летний срок.

Заранее благодарю Ваше Превосходительство и пользуюсь случаем, чтобы возобновить Вам, господин Премьер-Министр, уверения в моем совершеннейшем уважении.

Временный Поверенный в Делах СССР

в Японии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: