Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 3 октября 1937 г.

Ввиду отсутствия уехавшего на пару дней Хэлла подробно неофициально беседовал с его первым заместителем Уэлле-сом *. Его формулировки политики США на Дальнем Востоке дают мало нового, сводятся к следующему:

1. Миролюбие американского народа вылилось в резко изоляционистских формах; пока не будет перелома в этом настроении, правительство лишено будет возможности дискриминировать между агрессором н жертвой агрессии на каком бы ни было основании, сочувствовать жертве.

2. США не отказываются от своих прав в Китае и готовы оказывать американцам в Китае моральную помощь и такую материальную поддержку, которая не вовлекла бы США в военные события.

3. Пока дипломатические отношения между Китаем и Японией не будут прерваны, президент не собирается признавать состояние войны и вводить в действие акт о нейтралитете, однако заявление Рузвельта о томг что его политика «покоится на 24-часовон базе;>, остается в силе **.

4. С самого начала событий США энергичнее всех других держаз увещевали стороны прекратить военные действия, мирно решить конфликт, в дальнейшем решительно протестовали против бомбардировки мирного населения и участвуют на известных условиях в работах совещательного комитета, где не будут брать на себя ни ответственности, ни инициативы, однако будут внимательно следить за всеми предложениями и мо-

* См. док, >fe 349. а также док,.>fe 3S2. ** См»:The Pl-Mic Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt, 1937 Volume». New York. 1941, p. 354.


гут независимо принимать решения, не обязательно идентичные, но похожие на женевские, если последние не останутся в рамках американского законодательства.

Новое в этом только сглаживание заявления Рузвельта о том, что американцы остаются в Китае на свой риск, а также указание на возможность решении, параллельных женевским. На мой вопрос, не нанес ли недавний запрет перевозок оружия в Китай и Японию на правительственных судах односторонний ущерб Китаю, Уэллес дал понять, что альтернативным решением было бы конвоирование судов, на что США не могут пойти, указывал, что закупке оружия китайцами в США с доставкой на пароходах третьих государств ничто не мешает (Уэллес отрицал, но нам доподлинно известно, что частные американские судовладельцы после этого решения также отказываются от перевозки оружия в Китай даже при ростовщической страховой премии). Уэллес заявил, что других мер ограничительного порядка не предвидится и что следующим шагом по тому же пути было бы применение закона о нейтралитете. В случае же применения закона можно это сделать так, чтобы не получилось одностороннего ущерба для Китая (намек на принадлежащее президенту право включать в эмбарго сырье и разрешать или запрещать воюющим странам забирать сырье в американских портах за наличные).

Договорившись, что беседуем в академическом порядке, Уэллес далее заявил следующее;

1. Участие в военных санкциях было бы мыслимо только в случае прямых угроз безопасности США, с предшествующим переломом настроения в массах.

2. Участие США в эмбарго, если будет осуществлено, то только в форме введения в действие акта о нейтралитете. Несмотря на разочарование американцев в связи с провалом женевской акции по маньчжурскому и абиссинскому вопросам, в американской политике ие произошло ничего, что помешало бы США позторить абиссинский опыт. Уэллес оговорился, что выражает личное мнение, вопрос слишком ответственный, более авторитетно мог бы сказать, только снесшись с президентом.

3. США готовы внимательно изучить всякое деловое предложение о консультации заинтересованных тихоокеанских держав, но пока такого предложения не поступало.

4. Трудно предрешать отношение США к возможным решениям совещательного комитета, не зная, по какому пути он пойдет, США следят за женевскими предложениями гуманитарной помощи Китаю, оказызают эту помощь самостоятельно через свой Красный Крест, собравший уже миллион долларов.

5. Несмотря на возмущение в США японской жестокостью. всякое нарушение правительством духа закона о нейтралитете


вызвало бы ne меньшее возмущение, которое осложнило бы внутриполитическое положение в ущерб президенту.

Ссылка Уэллеса на силы изоляционистских настроений обоснованна. Движение бойкота японских товаров значительно меньше, чем в Англии, и пока охватывает лишь передовые круги рабочего движения. Ужасы японского вторжения вызывают растущее возмущение- но оно пока приводит лишь к росту изоляционистских требовании применения закона о нейтралитете, от которого в данной обстановке выиграют японцы. Рузвельт пока сопротивляется этим требованиям, понимая, что применение к Китаю закона, составленного для Европы, означало бы отказ США от положения ведущей державы в Вашингтонском договоре*. Однако, ослабленный серьезным поражением в связи со скандальным делом Тика, Руз-зельт стремится восстановить популярность уступками изоляционистским настроениям. Отсюда такие меры, как прекращение экспорта в Китай на американских судах.

Не ставя вопроса более конкретно, мы никакого, даже неофициального заверения о поддержке мероприятий Лиги наций не добьемся. В возможность экономической санкции американцы не верят, а если бы это стало реальной возможностью. Рузвельт, наверное, не прочь был бы ввести в действие закон о нейтралитете, который в этом случае потерял бы свое антикитайское острие, и позаботился бы, чтобы от применения закона максимально пострадала Япония. Внутриполитически эта мера была бы популярна. Пока же можно рассчитывать на то, что меры морального воздействия, типа женевского протеста против бомбардировок**, будут дублироваться от саоего имени США.

Уэллес расспрашивал меня, не тревожат ли нас сведения о концентрации части войск на границах СССР и Монголии. Я ему ответил, что какие-либо тревожные явления мне неизвестны, в том числе непосредственной угрозы нашей безопасности мы не ощущаем. Уэллес выразил удовлетворение «тактичной и поавильной.» ссылкой иа позицию США в речи Литвинова на Ассамблее ***.

Возможно, что на днях, доложиз эту частную беседу на чальству, Уэллес попросит конкретизировать, какие мероприятия Лиги наций имеем в виду. Прошу ориентировать. Копия Литвинову направлена з Париж.

Умайский

Псчаг. no ap:t.

* См. «Вашингтонская конференция по ограничению вооружении '-] ти,хоокегн"?;:-]М и.-аяь;{евоеточ::ым вопросам 1921—1922:>, М., (924. а также т. iV. mm.:. 3$.

"*"См. док..Ks ?Л4. *** См. док..V» -337.


352. Телеграмма Генерального консула СССР в Урумчи в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

3 октября 1937 г.

Сегодня был с визитом у Чэнь Ли-фу. Разговор с ним был около двух часов. В основном Чэнь Ли-фу «разъяснял» мне политику Китая, в частности гоминьдана, и свою лично положительную роль в сближении Китая с СССР. Конкретных вопросов, тем более синьцзянскпх, Чэнь Ли-фу не затрагивал2'3-. Выразил пожелание еще со мной побеседовать*. Основные мысли Чэнь Ли-фу:

1. Китай хочет установить с СССР постоянную и длительную дружбу. Этого еще не понимают другие державы. Необходимо постепенно перейти от первого шага — пакта о ненападении ** к следующему шагу — договору о взаимной помощи.

2. Китайский народ будет драться с японцами до конца и готов принести себя в жертву, чтобы восторжествовала справедливость во всем мире.

3. Однако он считает, что Китай будет иметь победу над Японией уже в течение одного года, а если ему па помощь придет СССР, то даже в течение двух месяцев.

4. Европа идет к гибели. СССР, находящийся между Европой н Азией н впитывающий восточную и европейскую культуру, вместе с Китаем создадут силу, которую никто не сломит и которая спасет Европу и весь мир от гибели.

M энн и

Печат. по арх,

353. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Германии в СССР Шулен-бургом

4 октября 1937 г.

Шуленбургу, явившемуся по моему приглашению, я сообщил о намерении правительства СССР открыть в Германии два новых советских консульства, именно — в Бреславле и в Мюнхене. Таким образом, общее число консульств СССР в Германии будет доведено до четырех. Столько же германских консульств, согласно решению Советского правительства, может быть сохранено в СССР. Таким образом. Германии предлагается сократить три своих консульства в СССР из наличных семи ***.

Шуленбург осзедомился. остается ли в силе заявленное нами требование, чтобы при всех условиях закрыты были гер-

* Дак"',гменг.пв о нивой встрече в а?ХЕ:зе не пбнаружейс ** См. Ък_,\г 300. 302. 315. *** О. также :_ок_ К? ай.3. 4Ю-


манские консульства в Одессе и Владивостоке? На мой утвердительный ответ он развел руками и заявил, что, не высказывая своего личного мнения о нашем новом предложении, он сегодня же передаст его в Берлин.

Единственное замечание, которое он считает необходимым сделать, относится к советскому торгпредству в Германии. По мнению посла, количество сотрудников этого торгпредства настолько значительно, что нельзя не принять его во внимание при осуществлении уравнительного принципа, положенного в основу нашего предложения.

На это я возразил, что торгпредство в Германии существует на основании особого статуса*, не допускающего его приравнивания к консульствам, и что начало равенства проводится нами в отношении общего числа учреждений, а не количества их сотрудников.

В заключительной части беседы Шуленбург напомнил о наличии особого соглашения СССР с Германией, в силу которого выездные визы германским гражданам должны выдаваться советскими властями в срок не более 48 часов. Это соглашение систематически нарушается нашими органами. В частности, посол может указать на проволочку, чинимую в деле выдачи указанных виз германским гражданкам Оберберг, Хеннгхаузен н Фриц. Шуленбург просил меня посодействовать скорейшему удовлетворению их ходатайств о выезде. Я обещал послу оказать просимое им содействие.

Потемкин

Пенат. по арх.

354. Телеграмма Народного Комнссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, нз Женевы

Немедленно 6 октября 1937 г.

Предложение передать китайский вопрос участникам Вашингтонского договора было выдвинуто Англией в Комитете [23-х] неожиданно **. Это предложение делалось французами в самом начале конфликта, но Америка отклонила. Согласятся ли теперь Америка, англичане не знают, но, по-видимому, полагают, что Америке трудно будет отклонить предложение, если оно будет сделано от имени Ассамблеи [Лиги наций]. Хотя Крэнборн в редакционном комитете публично сказал, что имеется в виду привлечение Советского Союза, я все же возражал против предложения, но не был поддержан китайцами201. Веллингтону Ку не.хватало настойчивости, напористости и темперамента, а потому его легко было заставлять

* См, т. IV, дек..Ne 72 и т, V, док. Уч 121. ** См. газ. *• Известия*. 4. 6 октября 193/ г.


отказываться от собственных предложений. Если бы Китай был представлен человеком типа доктора Иена*, то резолюция, несомненно, выглядела бы лучше. Китайцев приходилось тащить за собой и подталкивать. Если удалось улучшить первоначальные смехотворные формулировки англичан, то заслуга не китайцев, а наша. Возмутительнее всех, после поляков, велн себя французы, пославшие в подкомитет не члена делегации, а чиновника МИД, известного своим прояпонским настроением. Англичане были более уступчивы в отношении наших и китайских предложений, чем французы, австралиец н голландец. У меня создалось впечатление, что Англия готова не церемониться с Японией и решительно выступать против нее, если только с ней пойдет Америка. В противном случае Лига ничего больше не сделает. Не исключено, однако, что англичане прячутся за Америкой, чтобы скрыть свое собственное нежелание ввязаться в конфликт с Японией. Французы крепко боятся за Индокитай, а Голландия — за свои владения. Если бы Рузвельт произнес свою речь ** на день раньше, то это, несомненно, сказалось бы на резолюции. В общем надо считать Лигу окончательно парализованной и недееспособной. Дальнейшее развитие событий зависит от позиции Америки.

Китайцы обращались ко мне по вопросу о транзите через Индокитай для наших поставок***, ио я отвечал незнанием.

Литвинов

Печат. по арх.

355. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Болгарии

7 октября 1937 г.

На телеграмму от 5 октября232. Предлагаемый Вами демарш по вопросу РОВС считаю необходимым. Произведите его в твердой форме, предупредив, что разрешение создания такого центра в Болгарин было бы расценено нами как самый опрометчивый и недружественный акт со стороны болгарского правительства ****.

В. Потемкин

Печат. по арх.

^ Ян Хой-цин —посол Китая в СССР до 25 августа 1936 г.

См. газ. «Известия», 8 октября 1937 г. ** См. также док..4? 418, прим. 182. **** См. док,.>* 358.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: