Философия руководства – философия власти

Философия руководства базируется на философии власти и древнейших представлениях о политике.

- «кот должен ловить мышей, крестьянин – работать, руководитель – руководить, но все должны выполнять свои функции со знанием дела» (китайская мудрость);

- «правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее опрокинуть» (Сунн Цзы).

Власть и руководство — очень схожие, но разные явления. Власть – ключевая точка в иерархии. Руководство – это процедура осуществления власти. Менеджер наделен властью, руководитель планирует, организует, прогнозирует, контролирует. Для умного руководителя власть – есть средство достижения целей, для неумного — самоцель.

Власть бывает добровольной и принудительной (демократической и диктатурой – комбинация законной власти и законного авторитета; комбинация законной власти и незаконного применения силы). Сила добровольной власти заключается в поддержке снизу.

Потребность во власти – признак успешного менеджера.

В рациональной организации объем власти равен объему ответственности (пятый универсальный исторический закон).

Назначение власти – разрешать постоянно возникающие противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

Формы государственной власти: законодательная; судебная; исполнительная.

Источники власти (контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного):

- власть личности (принадлежит непосредственным основателям компании);

- власть собственников (основатели компании, инвесторы);

- власть самого предприятия.

Виды власти:

- власть, основанная на принуждении и страхе;

- власть, основанная на вознаграждении;

- власть, основанная на авторитете и знаниях;

- власть, основанная на примере;

- власть, основанная на законных правах.

Уровни власти:

- федеральная;

- региональная;

- местная.

Понимание власти как типа господства (М.Вебер) позволило разделить ее на разновидности легитимной:

- традиционную (управление на основе привычки, обычая низов подчиняться верхам; основана на вере низов в необходимость повиноваться);

- легальную (разумно узаконенную, основанную на доверии граждан к государству);

- харизматическую (управление на основе выдающихся личных качеств; «большая умница», «свой парень», «борец за справедливость», «наш вождь»; от возвеличивания – культа – личности).

Сегодня выделяют следующие типы власти:

- олигархическая (власть немногих);

- этнократическая (власть отдельной национальности, лиц или групп);

- теократическая (власть религиозных групп);

- технократическая (власть требований производства без учета в полной мере политических и социальных требований);

- охлократическая (власть, основанная на популистских массовых настроениях).

Классифицируют также власть следующим образом:

- формальная;

- реальная.

Одну из первых теорий власти (управления) создал Конфуций (551-478 вв. до н.э.). Он провозгласил закон идеальных отношений, в основе которого «гуманное управление» и благородство: «Достигни любви народной и ты достигнешь власти, если же потеряешь любовь народную – потеряешь и власть».

Основными началами управления в государстве по Платону (427-347 гг. до н.э.) должны быть совещательное, защитное и деловое; иерархическое и законное; отсутствие частной собственности, равноправие женщин и мужчин: «Бог вылепил людей в тех, кто способен править и примешал при рождении золото, в их помощников — серебро, а земледельцев и ремесленников – железа и меди».

«Политика» Аристотеля (384-322 до н.э.) обозначила три правильные формы власти и три неправильные (монархия, аристократия, полития; тирания, олигархия, демократия).

Правила политического управления формулирует Никколо Макиавелли (эпоха возрождения) и утверждает, что политику нельзя судить с нравственных позиций, ибо в подданных следует вселять страх.

В 18 в. в США была провозглашена свобода личности как политическая ценность и приписана Декларация независимости, Конституция, Билль о правах. Томас Джеферсон (1743-1826 гг.) сформулировал правила практической философии.

Лорд Эктон утверждал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Однако, сегодня власть имеет тенденцию к ослаблению.

Во-первых, значительно сократился разрыв между руководителем и подчиненным в уровне образования и квалификации.

Во-вторых, вместо прежних универсальных работников, заменить которых можно в любой момент, основу организации стали составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией.

В-третьих, разрыв человека с традициями национальной культуры привел к свободе перемещения людей из одной среды в другую.

В-четвертых, мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации и т.п. значительно облегчили для хороших специалистов поиск нового места работы.

В целом, факторы, ослабляющие власть современных руководителей, можно свести к следующему:

- высокий уровень образования и квалификации исполнителей;

- уникальность их профессиональных качеств;

- высокая информированность и мобильность;

- общее ослабление традиции подчинения.

В итоге власть руководителей над подчиненными существенно ослабилась, изменила формы проявления, стала более гибкой.

Актуализировались в этой связи такие методы управления как:

- делегирование полномочий;

- коллективное принятие решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: