24, Раскройте виды землеустроительной документации по планированию и прогнозированию использования земель.
Одним из основных методов государственного управления земельными ресурсами в целях организации перспективного использования земель является землеустройство.
Выполняемые при этом действия и землеустроительная документация должны соотноситься с основными функциями общей структуры управления землей (планирование, организация и контроль за состоянием и использованием земли, ее охраной).
В этой связи землеустроительная документация разрабатывается в четыре основных этапа:
Прогнозирование и планирование.
Предпроектные работы.
Землеустроительное проектирование.
Осуществление проектов землеустройства
В системе управления земельными ресурсами любой страны планирование использования земель и их охраны является важнейшей функцией, определяющей перспективы рационального землепользования.
Оно служит средством реализации земельной политики государств, а также увязки национальных, региональных и местных интересов при организации рационального использования земель и их охраны.
|
|
При этом в экономически развитых зарубежных странах различают три вида планирования использования земель и их охраны:
пространственное (территориальное);
городское;
ландшафтное.
При этом пространственное планирование
не является сферой градостроительной деятельности, а решает вопросы организации всего пространства на больших территориях, где населенные пункты занимают лишь небольшую часть.
При пространственном планировании решаются вопросы развития землепользования в увязке с основными направлениями экономического роста, миграцией населения, требованиями охраны природы, улучшения социальной инфраструктуры.
^ Городское планирование использования земель направлено на организацию рационального землепользования в населенных пунктах, на регулирование планировки и застройки городских и поселенческих территорий, и в конечном счете на выдачу разрешений на строительство.
^ Ландшафтное планирование обеспечивает, прежде всего, рациональное использование земель и их охрану на сельских территориях, способствуя осуществлению
природоохранных и социально-экономических задач в аграрном секторе экономики.
В настоящее время планирование использования земель и их охраны в Российской Федерации должно осуществляться на основе земельного и градостроительного законодательства в ходе землеустроительной и градостроительной деятельности.
Так, в соответствии с п.1 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации «Землеустройство включает в себя мероприятия по … планированию и организации рационального использования земель и их охраны…». Федеральный закон «О землеустройстве» также относит вопросы планирования и организации рационального использования земель и их охраны к землеустроительным действиям.
|
|
При этом указывается, что планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Федерации и в муниципальных образованиях.
Таким образом, объектами планирования использования земель и их охраны в соответствии с этим законом являются территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В этой связи на основании ст.19 Федерального закона «О землеустройстве» основными видами землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны в Российской Федерации являются:
Генеральная схема землеустройства Российской Федерации,
Схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации,
Схемы землеустройства муниципальных образований и других административно- территориальных образований,
Схемы использования и охраны земель.
На первом этапе разрабатываются федеральные и региональные прогнозы использования и охраны земель, которые представляются Генеральной схемой землеустройства территории Российской Федерации, схемами землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными программами использования и охраны земель.
Прогнозы и территориальные схемы данного уровня имеют, как правило, расчетный срок 15-20 лет, а федеральные и региональные программы – от 1 до 5 лет.
Прогнозы использования и охраны земель входят в единую систему прогнозирования и планирования развития и размещения производительных сил страны, ее регионов и предназначены для взаимоувязанного решения проблем организации и повышения плодородия почв и охраны земель в комплексе с другими природоохранными мероприятиями.
Данные программы разрабатываются по стране в целом, субъектам Российской Федерации – регионам, территориально-производственным комплексам, а также территориям, находящимся в ведении органов местного самоуправления.
По характеру решаемых проблем их подразделяют на программы освоения новых земель, защиты почв от эрозии, консервации деградированных земель, восстановления земель в районах радиоактивного загрязнения местности, повышения плодородия почв и др.
Для подготовки обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель, формированию новых форм землевладения и землепользования, переселению граждан в районы с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами земельные органы разрабатывают Генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации, а также схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.
Такие схемы могут быть разработаны и для федеральных округов, экономических районов и регионов. Они согласовываются с перспективами экономического и социального развития страны (субъекта Федерации), отраслей народного хозяйства, прогнозами развития научно-технического прогресса. В них содержатся разделы по перспективному использованию земельных ресурсов и их охране, а также другими схемами рационального использования и охраны природных ресурсов (водных, лесных, биологических).
Данные программы разрабатываются по стране в целом, субъектам Российской Федерации – регионам, территориально-производственным комплексам, а также территориям, находящимся в ведении органов местного самоуправления.
|
|
По характеру решаемых проблем их подразделяют на программы освоения новых земель, защиты почв от эрозии, консервации деградированных земель, восстановления земель в районах радиоактивного загрязнения местности, повышения плодородия почв и др.
Для подготовки обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель, формированию новых форм землевладения и землепользования, переселению граждан в районы с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами земельные органы разрабатывают Генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации, а также схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.
Такие схемы могут быть разработаны и для федеральных округов, экономических районов и регионов. Они согласовываются с перспективами экономического и социального развития страны (субъекта Федерации), отраслей народного хозяйства, прогнозами развития научно-технического прогресса. В них содержатся разделы по перспективному использованию земельных ресурсов и их охране, а также другими схемами рационального использования и охраны природных ресурсов (водных, лесных, биологических).
В основе разработки схем лежат данные природно-сельскохозяйственного и других видов районирования (эколого-хозяйственного, ландшафтного и т.д.).
По ним планируют осуществление землеустроительных мероприятий, разрабатывают программы, связанные с использованием и охраной природных ресурсов.
На втором (предпроектном) этапе разрабатывают: схемы землеустройства муниципальных районов или иных административно-территориальных образований, среди которых наиболее важное решение имеют схемы землеустройства административных районов; схемы решения отдельных землеустроительных задач, связанных с развитием и размещением производительных сил, агропромышленного производства и его отраслей, совершенствованием земельных отношений, землевладений и землепользований, проектированием природоохранных мероприятий на землях, входящих в особую территорию (водосборный бассейн, водосборную площадь, фацию и др.); технико-экономические обоснования (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР) землеустроительных мероприятий, связанных с использованием и охраной земель по группе землевладений и землепользований и объектам проектирования.
|
|
В схемах землеустройства муниципальных и иных административно-территориальных образований, являющихся основной предпроектной документацией, используемой при разработке проектов землеустройства, детализируются общие вопросы организации рационального использования и охраны земель, намеченные в схемах более высокого уровня, с доведением их до конкретных землевладений и землепользований.
При переходе от решения вопросов землеустройства территории субъектов Федерации к уровню административного района возрастает степень территориальной детализации показателей улучшения, использования и охраны земель.
Если в областных схемах преобладают исследования и расчеты по:
анализу природных и экономических условий, выделению ареалов эффективного распространения сельскохозяйственных культур и формированию сырьевых зон, выявлению земель, подлежащих коренному улучшению, экономическому обоснованию совершенствования землепользования, то в районных схемах решаются вопросы непосредственно по: устройству территории, размещению населенных пунктов и производственных центров, развитию дорожной сети, организации угодий.
Все намечаемые мероприятия конкретизируются по этапам на несколько расчетных сроков вперед, но не более чем на 12- 15 лет.
Основная задача схем – обоснование хозяйственной необходимости и экономической целесообразности мелиорации и строительства, выбор эффективных направлений и способов осуществления работ, их последовательности.
В Генеральной схеме находят отражение следующие вопросы:
тенденции и направления использования земельных ресурсов и их охраны, определяемые характером и темпами развития производительных сил в Российской Федерации и ее федеральных округах;
перераспределение земельного фонда по отраслям народного хозяйства и категориям земель (динамика и пропорции перераспределения должны быть подчинены развитию производительных сил и их совершенствованию);
определение возможностей увеличения площади сельскохозяйственных угодий для использования в агропромышленном комплексе, повышения эффективности использования земель в сельскохозяйственном производстве;
внедрение новых организационно- хозяйственных и территориально пространственных форм использования земель в агропромышленном комплексе;
производство по секторам сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и промышленности в сырье;
потребность в капитальных вложениях для обеспечения эффективного использования земель.
Данные Генеральной схемы используются:
при решении вопросов развития и размещения народного хозяйства и отдельных, особенно землеемких его отраслей (сельского, водного, лесного хозяйства),
организации рационального природопользования;
для разработки направлений и перспектив экономического и социального развития;
при составлении схем землеустройства территории субъектов Федерации и других регионов;
при разработке федеральных и региональных программ использования и охраны земель.
Реализация предложений, содержащихся в Генеральной схеме, позволяет
повысить эффективность использования земельных ресурсов в комплексе со всем природным и экономическим потенциалом страны, оптимизировать межотраслевое и межрегиональное распределение земельных угодий, территориальную организацию производства, особенно сельскохозяйственного, лучше спланировать мероприятия по охране земель.
Схемы землеустройства на областном уровне в России начали составляться с конца 60-х годов в связи с необходимостью упорядочения землепользования, рационального размещения элементов инфраструктуры, охраны природной среды.
Нужны были новые методы дифференциации мероприятий по отдельным территориальным единицам с учетом их природно-экономического потенциала (прежде всего количества и качества земель) совершенствования систем землепользования, выбора эффективных направлений улучшения, использования и охраны земельных ресурсов.
В настоящее время роль схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации в связи с большими земельными преобразованиями, происшедшими в России в 1991- 2005 годах, существенно повысилась.
Эти схемы разрабатываются параллельно или в развитие Генеральной схемы. Они также являются долговременными, носят предплановый характер и имеют расчетный период осуществления 15-20 лет.
Их содержание аналогично генеральной схеме, но степень детализации проработок выше с доведением до отдельных административных районов.
Для полноты изложения раздела по землеустроительному планированию необходимо в настоящий период руководствоваться современными нормативами действий по землеустроительной документации:
постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»,
от 11.06.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»,
от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»,
от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»,
от 03.03.2007 № 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат», а также Сборник классификаторов, используемых Росреестром в автоматизированных системах ведения ЕГРП и государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Росреестра от 01.09.2010 № П/484.
25, Охарактеризуйте виды и содержание документов территориального планирования
ТП напр-но на опр-е в док-х ТП назнач-я тер-й исходя из совок-ти соц-х,экон-х,экол-х и иных факторов в целях обеспеч-я устойчивого развития тер-й,развития инж-й,транспортной и соц-й инфрастр-р,обеспечения учета интересов гр-н и их объединений,РФ,субъектов РФ,мун.обр-й.
В соотв. со ст. 9 гл. 3 Градостр. кодекса РФ основные документы территориального планирования (ТП) подразделяются на:
1 документы ТП РФ (схема ТП РФ)
2 документы ТП субъектов РФ (схема ТП субъектов РФ)
3 документы ТП муниц. образований (схемы ТП муниц. образований и админ.-территориальных единиц, генплан, проекты планировки, проекты тер. зем-ва).
В соотв. с гл.3 ГрадК РФ ст 9 вводится в действие с 1 января 2012г треб-ся разрабатывать док-ты ТП, они явл-ся обязат. для органов местного самоупр-я; гос. власти при принятии и реализации ими решений. Не доп-ся органами гос. власти и органами местного самоупр-я принятия реш-й о резервир-и земель, об изъятии, в т.ч. путем выкупа ЗУ для гос. или муниц нужд, о переводе земель из одной категории в др. при отсутствии док-в ТП, за искл-м случаев предусмотр. законодат-м.
Виды ТП:
- стратегическое вкл-т выбор направлений тер-го развития, обеспеч. наиб. соц-эконом. эффект с учетом соврем. экол. состояния земель;
- тактическое - орп-ся потребность в необх. тер-ях для различных отраслей экономики; подготовка, переподготовка кадров; орг-я изучения опыта разработки и утверждения документов ТП;
- текущее. оценку выполнения плана,напряженность плана,динамику планируемых мероприятий.
Объекты ТП: тер-я РФ, тер-я субъектов РФ, тер-я муниц. образований.
Целью разработки схем ТП явл-ся: регулирование регион-х, фед-х и местных интересов, интересов граждан в сфере градостроит. деят-ти, установление ограничений по исп-ю тер-ии для расселения и др. видов градостр. деят-ти.
При разработке схем ТП разного уровня д.б. в комплексе проработаны следующие вопросы:1)использование земель; 2)расселение; 3)развитие жилищно-коммунальной сферы, транспорта, организация отдыха в городе; 4)прогнозирование населения экономической базы.
ТП выполняется в соотв. с землеустр., архитектурно-планировочными, градостроит-ми и технич-ми требованиями и усл-ми.
Схема ТП вкл. в себя: - прогнозируемые напр-ия разв-ия экономич. базы региона с учетом ресурсного потенциала тер-ии, демографич. прогноз и в свяэи с этим орган-ия и трансформация схемы расселения; - схему с отображением рез-тов комплексной оценки тер-ии, включая зоны СС особыми условиями исп-ия тер-ии, тер-ии, подверж-ые ЧС природ. и техног. х-ра и воздействия их последствий, тер-рии об-тов культурного наследия, земли ЛФ и с/х земли.
Схема ТП разл-го уровня включает в свой состав планово-картографическую, расчетно-конструктивную и пояснительную части.
Схемы документов ТП РФ включают: схемы капит. строительства фед. уровня (энергетические системы, объекты атомной энергетики, объекты обороны и без-ти, трансп. путей, инф-ки и связи); карты обзорного типа; документы по ландш-экол. районированию, схема эколог. каркаса РФ.
В схемах ТП д.б. включена инф-я о перспективных направл-х исп-я тер-и и установление основных ведущих объектов промышленности, энергетики, обороны.
Расчетная часть схемы ТП РФ включает обоснование размещения объектов, расчеты о составе населения, миграции, валового национ. дохода и его распределение, плотность населения, обоснование объектов соц. инфраструктуры.
В пояснит. записке описываются особ-ти каждого объекта и его значимость для тер-и.
Схема ТП РФ, в том числе внесение изменений в такие схемы утверждаются Правительством РФ.
Схема ТП субъектов РФ детализирует и доп-т схему ТП РФ (карты-схемы экол. каркаса, карты-схемы изменения границ земель с/х назн-я и гр-иц с/х угодий в составе земель с/х назначения, карты-схемы размещения кап. строительства). На схемы наносится инф-я о состоянии миграции населения, прироста населения в сети размещения нас.пунктов, объектов требующих особой охраны. Схемы должны отражать комплексное развитие территории.
Согласно п 3. Ст 14 ГрадК РФ Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
1) объектов энергетических систем регионального значения;
2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации.
Схема ТП организации исп-я и охраны земель муниц. образований, адм.-тер. единиц содержит:
1 карту ландш-экол. зонирования
2 схему капит. строительства
3 схемы иных объектов.
Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
1) объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;
2) автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
Все материалы после разработки подлежат согласованию и утверждению.