Норма как базовый элемент института.
Норма – предписания определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющие своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействия.
Норма определяет как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписаний либо долбровольное, либо основано на санкциях.
Норма состоит из следующих элементов:
1. Атрибут (группа людей, на которую распространяется норма)
2. Фактор долженствования (может, должен или не должен)
3. Цель
4. Условия, при которых действует норма
5. Санкции (юридические, которые фиксируются в норме права; социальные; основанные на остракизме, то есть изгнанием из общества)
Виды норм:
1) совместная стратегия (см. выше 1,3,4)
2) норма в узком понимании (см. 1+2+3+4)
3) правило (см. 1+2+3+4+5)
Различают два подхода к анализу норм:
1) Экономический (теория общественного выбора – отражает попытку рационализирования нормы. Данная теория изучает юридические нормы в основном, которые отражают результат политического выбора)
|
|
Политика – сложный институциональный процесс, на основе которого люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя их со своими ценностями. Наблюдается аналогия с рыночным поведением человека, когда товар на рынке выбирается согласно предпочтениям человека.
Определение оптимальных норм сталкивается с некоторыми трудностями.
1) Предполагается существование согласия между участниками обмена, что они не всегда выполняются на практике;
2) Проблема дурной бесконечности
3) Выбор норм на основе обчной процедуры выявления предпочтений приводит к тому, что в итоге невозможно предположить процедуру недиктаторского решения
2) Социологический. Экономика соглашений.
Следование нормам увидеть предпосылку рационального поведения для взаимной интерпретации намерения и предпочтения участиками сделок на рынке. Индивиды выполняют нормы не потому что она является идеалом поведения, а для снижение неопределенности во взаимодействиях и достичь поставленных целей.
Оба подхода отличаются:
- Во втором подходе природа нормы объясняется на основе экономического империализма
- В экономике соглашений рассматриваются соглашения в качестве совокупности неформальных норм
- Экономика соглашений предполагает множество форм соглашений и координаций
Семь типов соглашений, при этом каждый индивил может действовать в рамках их всех:
Тип соглашения | Основная норма поведения | Пример |
1) Рыночное соглашение | Происходит максимизация полезности индивида через удовлетворение потребностей других индивидов | Классический рынок |
2) Индустриальное соглашение | Обеспечение непрерывности проиводственного процесса, подчин. взаимодействий между людьми требованиям технологий | ВПК |
3) Традиционный тип | Обеспечение воспроизводства традиций использования принципа старшинства | Семья |
4) Гражданский тип | Подчинение индивидуальных интересов коллективным | Политическая сфера |
5) Общественное имя | Привлечение обественного внимания, достижение известности | СМИ |
6) Творческая деятельность | Достижение неповторимого результата, у которого отсутствуют аналоги | Творческая деятельность, спортивныедостижения |
7) Экологический тип | Обеспечение гармонии с природой, подчинение взаимодействий людей требованиям экологии | Деятельность по охране природы |
Предусматриваются следующие варианты соотношений соглашений:
|
|
- Экспансия – организация взаимодействия происходит на основе норм одного из соглашений в той области, в которой ранее господствовали нормы другого соглашения (Политическая сфера)
- Касание – такое соотношение, при котором одно и тоже взаимодействие может рассматриваться и быть осуществлено на оснве взаимоисключения норм. (Сдача крови - донорство)
Налюдатель Б | |||
Рыночное соглашение | Гражданское соглашение | ||
Донор А | Продать | реалист | оппортунист |
Бесплатно | наивный | солидарный |
Варианты непонимания между участниками относится к ситуациям «наивный» и «оппортунист».
- Компромисс – соотношение соглашений, при котором появляются синтетические нормы, которые снимают противоречия между требованиями различныз соглашений (рекламная компания) – предполагается нахождение компромисса между рыночныс соглашением и соглашением об общественном мнении.
Предполагается, что в качестве нормы поведения должна выступать рациональность.
М. Вебер – типолошия социальных действий, в которой выделено 4 типа идеального поведения:
1) Целерациональное поведение (продумывание использования условий и средств для достижения поставленной цели)
2) Ценностно-рациональный тип (использование условий и средств для достижения заданных из вне целей, цели определяются верой в различные ценности)
3) Традиционное поведение (цели и средства заданные из вне и носят традиционный характер. В основе поведения – обычай или длительная пртивычка) – страны Арабского мира
4) Аффективное поведение (цели и средства не выделены, а поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида)