6.1. Расчет капитальных вложений по участку. Определяется величина затрат, необходимых для внедрения в производство предлагаемых мероприятий, в том числе на мероприятия по БЖД (см. вариант I).
6.2. Расчет текущих затрат по участку до мероприятия и после мероприятия. Необходимые исходные данные для расчета текущих затрат по участку приведены в табл. 21.
Расчет текущих затрат по участку производить по двум вариантам (до и после мероприятий) по формулам (1) – (23). Результаты расчетов могут быть представлены в табличном виде (см. табл. 12), позволяющем сделать выводы по результатам расчетов.
7. Оценка влияния проектных решений на затраты, доходы, прибыль и рентабельность предприятия. Величина уровня снижения затрат предприятия определяется по формуле (83), оценка уровня увеличения прибыли предприятия – по формуле (84). Для определения влияния разработанных мероприятий на рентабельность предприятия необходимо определить рентабельность после внедрения и прирост рентабельности как разность между значением после мероприятия и до мероприятия.
8. Расчёт срока окупаемости капитальных вложений. Расчёт выполняется по формуле (39). Результаты расчётов оформляются графически в виде табл. 22, 23, и делается вывод.
Вариант VI. Реконструкция производственно-технической базы действующего автопредприятия
Разработка проектов реконструкции, расширения и технического перевооружения производственно-технической базы (ПТБ) действующих автопредприятий (АТП) (в дальнейшем – реконструкция) базируется на тех же положениях и принципах, что и разработка проектов нового строительства, однако имеет специфику, связанную с необходимостью выполнения проектных работ в условиях определенных ограничений: сложившаяся застройка территории АТП, наличие зданий и сооружений, размещение в них рабочих постов и оборудования, устройство и расположение инженерных сетей и коммуникаций и т.п. Перечисленные обстоятельства оказывают влияние на весь процесс разработки проекта реконструкции ПТБ действующего АТП. В связи с вышеперечисленным можно сформулировать проблему и цель маркетинговых исследований.
Этап 1 маркетинговых исследований. Проблема – выбор эффективного способа использования имеющегося производст-венного потенциала. Цель исследования – оценить ПТБ в действующем АТП с помощью общепринятых оценочных показателей и сопоставить их с эталонными.
Этап 2 маркетинговых исследований. Отбор источников информации.
Этап 3 маркетинговых исследований. Предполагает практи-ческую реализацию второго этапа маркетинговых исследований.
Этап 4 маркетинговых исследований. При реализации данного этапа должны быть получены следующие результаты: технологические показатели (число производственных процессов ТО и Р, фондовооруженность предприятии), строительно-планировочные показатели (площадь территории, площадь производственно-складских, административно-бытовых и других помещений). Должны быть получены удельные технико-экономические показатели, представляющие собой нормативы численности производственных рабочих, рабочих постов ТО и Р, площадей производственно-складских помещений на один автомобиль. Кроме того, должна быть получена информация об объеме перевозок, количестве подвижного состава, коэффициентах выпуска и технической готовности за отчетный период. Номенклатура показателей ПТБ предприятия включает технологические показатели (число производственных процессов ТО и Р, фондовооруженность предприятия и механовооруженность рабочих и пр.), строительно-планировочные показатели (площадь территории, площадь производственно-складских, административно-бытовых и других помещений), показатели стоимости реконструкции (уровень рентабельности, сроки окупаемости и др.). Использование тех или иных показателей определяется задачами реконструкции.
В ряде случаев на АТП сокращается объем перевозок и численность подвижного состава, что приводит к недоисполь-зованию ПТБ.
Использование тех или иных показателей определяется задачами реконструкции. В ряде случаев на АТП сокращаются объем перевозок и численность подвижного состава, что приводит к недоиспользованию ПТБ. Ставятся задачи: определить часть ПТБ, которая должна быть использована для поддержания в технически исправном состоянии имеющегося подвижного состава, а также которая может быть использована для коммерческой деятельности предприятия (сдачи помещений в аренду, организации ТО и Р автомобилей частных лиц и т.п.). В этом случае используются технологические показатели: численность производственных рабочих, количество постов ТО и Р, площади производственно-складских и других помещений. Пример оформления «листа обоснования» при реконструкции производственно-технической базы в действующем автопредприятии представлен на рис. 22.
При экономической оценке проектных решений необходимо выполнить:
1. Расчет дохода.
2. Расчет эксплуатационных затрат предприятия.
3. Расчет налогов.
4. Расчет прибыли.
5. Расчет рентабельности.
6. Оценку технико-экономических показателей по участку.
6.1. Расчет капитальных вложений по участку.
6.2. Расчет текущих затрат по участку до мероприятия и после мероприятия.
7. Оценку влияния проектных решений на затраты, доходы, прибыль и рентабельность предприятия.
8. Расчет срока окупаемости капитальных вложений.
Методика расчёта представлена в вариантах IV, V.
Вариант VII. Совершенствование организации и технологии производства на автопредприятиях
Этап 1 маркетинговых исследований. Проблема – совер-шенствование организации труда на рабочих местах, участках, цехах или совершенствование технологических процессов. Цель исследования – выявление уязвимых (имеющих большое количество отказов) агрегатов и систем автомобиля, работающих в конкретных условиях эксплуатации.
Этап 2 маркетинговых исследований. Отбор источников информации.
Этап 3 маркетинговых исследований. Предполагает практи-ческую реализацию второго этапа маркетинговых исследований.
Этап 4 маркетинговых исследований. В результате исполь-зования преимущественно вторичных данных должна быть дана характеристика работы участка, цеха либо специализированного предприятия. Анализ собранных данных должен позволить получить количественные показатели: по отказам агрегатов в системе автомобиля как в гарантийный период эксплуатации, так и за весь срок эксплуатации; по ходимости конкретных спряжений в агрегате. Организация производства является подсистемой технической эксплуатации автомобилей, объединяет приемы и методы производительного труда персонала инженерно-технической службы АТП.
Пример оформления «листа обоснования» при совершенствовании организации и технологии производства автопредприятия представлен на рис. 23.
Проекты по организации производства предусматривают совершенствование организации труда на рабочих местах, участках, цехах, при этом возможно также совершенствование техноло-гических процессов. Эти вопросы довольно часто приходится решать одновременно. В силу объемности рассматриваемого материала такие проекты могут выполняться комплексными. Однако эти вопросы могут быть рассмотрены автономно для отдельно взятого предприятия и выполняться как два самостоятельных проекта.
Рассмотрим пример конкретного случая. Для принятия каких-то решений по совершенствованию организации труда в первую очередь необходимо провести сбор информации, характеризующей работу участка, цеха либо специализированного предприятия. Такой информацией для данного предприятия могут быть количественные показатели по отказам агрегатов и систем автомобиля как в гарантийный период эксплуатации, так и за весь срок эксплуатации. Эта информация позволит выявить уязвимые (имеющие большое количество отказов) агрегаты и системы автомобиля, работающие в конкретных условиях эксплуатации.
После того, как выявлены агрегаты либо системы, опреде-ляющие безотказную работу автомобиля, необходимо собрать дополнительную информацию по ходимости конкретных спряжений в агрегате. Определение частоты отказов и неисправностей по элементам агрегата или какой-то системы позволит сформулировать проблему, раскрыть причины, вызывающие отказы и неисправности. Это дает основание дипломнику сформулировать конкретные задачи по устранению причин, вызывающих отказы, что в конечном счете должно привести к их уменьшению либо прекращению. Пути решения этих задач могут быть организационные, технологические, конструктивные и должны быть реализованы в исполняемом проекте.
Далее необходимо провести мероприятия по совершенст-вованию технологических процессов технического обслуживания и ремонта. Совершенствование технологических процессов связано с введением нового, прогрессивного технологического оборудования как на отдельных операциях, так и в целом по рассматриваемому технологическому процессу ремонта, ТО и диагностики.
При экономической оценке проектных решений необходимо выполнить:
1. Расчет дохода.
2. Расчет эксплуатационных затрат предприятия.
3. Расчет налогов.
4. Расчет прибыли.
5. Расчет рентабельности.
6. Оценку технико-экономических показателей по участку.
6.1. Расчет капитальных вложений по участку.
6.2. Расчет текущих затрат по участку до мероприятия и после мероприятия.
7. Оценку влияния проектных решений на затраты, доходы, прибыль и рентабельность предприятия.
8. Расчет срока окупаемости капитальных вложений.
Методика расчёта представлена в вариантах IV, V.
Контрольные вопросы и задания
1. Как характеризуется рыночный сегмент при реализации услуг по ТО и Р?
2. Какие этапы входят в схему проведения маркетинговых исследований при реализации услуг по ТО и Р?
3. Какая маркетинговая информация необходима для составления бизнес-плана развития АТП?
4. Перечислите основные этапы маркетинговых исследований для вновь организуемых участков в действующих автопредприятиях.
5. Перечислите основные этапы маркетинговых исследований при проектировании станций технического обслуживания и ремонта автомобилей.
6. Перечислите основные этапы маркетинговых исследований при реконструкции участков в действующих автопредприятиях.
7. Перечислите основные этапы маркетинговых исследований при реконструкции производственно-технической базы действую-щего автопредприятия.
8. Перечислите основные этапы маркетинговых исследований при совершенствовании организации и технологии производства на автопредприятиях.
Рекомендуемая литература
1.Дипломный проект по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство». Состав и порядок выполнения: методи-ческие указания / сост.: А.П. Ёлгин, А.В. Трофимов. – Омск: СибАДИ, 2004. – 24 с.
2. Краткий автомобильный справочник: в 4 т / М. И. Грифф, В. С. Олитский. – М., 2009. – Т. 2, ч. 2.
3. Краткий автомобильный справочник: в 5 т. / под общ. ред. М.И. Гриффа. – М.: Автополис-плюс, 2006. –Т. 4, ч. 1.
4. Технология расчёта рентабельности оборота и рентабельности услуг (перевозок) транспортных организаций //Автотранспортное предприятие. – 2013. – №8. – С. 18 – 20.
5. Методика формирования собственных источников инвестиций для обновления основных средств // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 8. – С. 20 – 22.
6.Организационно-техническое обоснование тем дипломных проектов: методические указания для студентов специальности 15.02.00 / сост. Н.Г. Певнев. – Омск: СибАДИ, 2001. – 28 с.
7.Разработка бизнес-плана автопредприятия: задание и методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование АТ» для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / сост.: Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова. - Омск: СибАДИ, 2005. – 28 с.
8. Певнев, Н.Г. Справочные и нормативные материалы по автомобилям для выполнения экономической оценки проектных решений в курсовых и дипломных проектах / Н.Г. Певнев, Л.С. Тро-фимова, Е.О. Чебакова. - Омск: СибАДИ, 2010. – 132 с.
9.Технологические и экономические расчеты при проектиро-вании станции технического обслуживания: методические указания / сост.: Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, А.П. Жигадло. – Омск: СибАДИ, 2004. – 50 с.
10.Экономическая оценка обновления парка подвижного состава АТП: методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной и заочной форм обучения / сост.: Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, Е.О. Чебакова. - Омск: СибАДИ, 2010. – 32 с.
11.Экономическая оценка проектных решений: методические указания по выполнению экономической части дипломного проекта для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / сост.: Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, Е.О. Чебакова. - Омск: СибАДИ, 2007. – 59 с.
12. Ренгольд, О.В. Налоги и налогообложение на автомобильном транспорте: учебное пособие для студентов экономических специаль-ностей / О.В. Ренгольд; СибАДИ. – Омск: СибАДИ, 2013. – 96 с.
13. Трофимова, Л.С. Практикум по дисциплине «Экономика отрасли»: учебное пособие / Л.С. Трофимова, И.В. Погуляева, О.В. Быкова. – Омск: СибАДИ, 2008. – 57 с.
14.Федеральная налоговая служба. Информация об особенностях начисления транспортного налога // Автотранспортное предприятие. – 2013. – № 2. – С. 21 – 23.
Приложение А
Таблица А.1. Автомобили и их технические характеристики
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
ГАЗ-3302 | ГАЗ- | ГАЗ- | ГАЗ- | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 11,5 | 19,6 | 14,5 | |
Колесная формула | 4x2.2 | 4x2.2 | 4x4.1 | 4x2.2 |
Двигатель | ЗМЗ-4026.10 | ЗМЗ- 511.10,7 | Д-245.7 | ЗМЗ Д-245,7 |
Мощность двигателя, л.с. | 122,4 | 122,4 |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ- 133Г40 | ЗИЛ- 433100 | ЗИЛ- 433360 | ЗИЛ-5301АО | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 23,7 | 17,5 | 25,8 | |
Колесная формула | 6x4.2 | 4x2.2 | 4x2.2 | 4x2.2 |
Двигатель | ЗИЛ-645 | ЗИЛ-645 | ЗИЛ-508.10 | Д-245.12 ММЗ |
Мощность двигателя, л.с. | 108,8 |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ-5301ПО | ЗИЛ- 5301ТО | КамАЗ - 43114 | КамАЗ-43114-029-02 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 30,5 | 30,5 | ||
Колесная формула | 4x2.2 | 4x2.2 | 6x6.1 | 6x6.1 |
Двигатель | Д-245.12 ММЗ | ЗИЛ-245.12 ММЗ | 740.11-240 | 740.11-240 |
Мощность двигателя, л.с. | 108,8 | 100,8 |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
КамАЗ- 43118 | КамАЗ- 4326 | КамАЗ- 53215 | МАЗ-437040-021 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 30,5 | 30,5 | 30,5 | |
Колесная формула | 6x6.1 | 4x4.1 | 6x4.2 | 4x2.2 |
Двигатель | 740.13-260 (Е-1) | 740.11-240 | 740.11-240 | ММЗ Д-245.9-540 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
МАЗ- 5336-021 | МАЗ-533608-021 | МАЗ-533702-2120 | МАЗ-53371-031 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 20,3 | 21,5 | ||
Колесная формула | 4x2.2 | 4x2.2 | 4x2.2 | 4x2.2 |
Двигатель | ЯМЗ-238М2 | MAN D2866 LF15 | ЯМЗ-236НЕ (ЕВРО-1) | ЯМЗ-236М2 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
МАЗ-630168 | МАЗ-631705-010 | КрАЗ-5133B2 | КрАЗ-5133BЕ | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 25,3 | |||
Колесная формула | 6x2.2 | 6x6.1 | 4x2.2 | 4x4.1 |
Двигатель | MAN D2866 LF20 (EURO2) | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Б | ЯМЗ-238Б |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
КрАЗ- | КрАЗ-65053 | КрАЗ-65101 | «Урал-4320-0110-41» | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | ||||
Колесная формула | 6x4 | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x6.1 |
Двигатель | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ- 238Д | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ-236НЕ2 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
«Урал- 43206» | «Урал- 4320-10» | «Урал- 4320-31» | «Урал-5323-21» | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | ||||
Колесная формула | 4x4.1 | 6x6.1 | 6x6.1 | 8x8.1 |
Двигатель | ЯМЗ- 238М2 | ЯМЗ- 236М2 | ЯМЗ- 238М2 | ЯМЗ- 238Б |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
ГАЗ-33023 | ГАЗ- | ГАЗ-САЗ-3507 | ЗИЛ-ММЗ-45065 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 19,6 | 25,8 | ||
Колесная формула | 4x2.2 | 4x2.2 | 4х2.2 | 4х2.2 |
Двигатель | ЗМЗ-4061 | ЗМЗ- | ЗМЗ- 511.10 | ЗИЛ- 508.10 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ-ММЗ-45085 | КамАЗ-4528 | КамАЗ-452800 | КамАЗ-452802 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 19,5 | 30,5 | 30,5 | 30,5 |
Колесная формула | 4х2.2 | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x4.2 |
Двигатель | ЗИЛ-508.10 | 740.11 Е-1 | 740.11-240 | 740.11 E-1 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
КамАЗ-452803 | КамАЗ-452805 | КамАЗ-452809 | КамАЗ-55102-050 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 30,5 | 30,5 | 30,5 | 30,5 |
Колесная формула | 6x4.2 | 4x2.2 | 6x4.2 | 6x4.2 |
Двигатель | 740.11-240 | 740.11-240 Е-1 | 740.11-240 | 740.11-240 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
КамАЗ-55111-01/02 | КамАЗ-65111 | КамАЗ-65115 | КамАЗ-6520 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | ||||
Колесная формула | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x4.2 |
Двигатель | 740.11-240 | 740.13-260(Е-1) | КамАЗ-65115 | 740.51-320 Е-2 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
КамАЗ-6540 | КрАЗ- 6130 C4 | КрАЗ-65032 | КрАЗ-65032 -043 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | ||||
Колесная формула | 8x4.2 | 6x4.2 | 6x6.2 | 6x6.2 |
Двигатель | 740.13-240 | ЯМЗ-238Б | ЯМЗ-238Д | ЯМЗ-238Д |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
КрАЗ-65055 | КрАЗ- | МАЗ- | МАЗ- 5516-030 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | ||||
Колесная формула | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x4.2 |
Двигатель | ЯМЗ- 238Б | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ- 238Д | ЯМЗ- 238Д |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
МАЗ-551603-020 | МАЗ-551605-021 | МАЗ-551650-031 | МАЗ- 5551-020 | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 23,8 | 22,8 | ||
Колесная формула | 6x4.2 | 6x4.2 | 6x6 | 4x2.2 |
Двигатель | ЯМЗ-236БЕ | ЯМЗ-238ДЕ | ЯМЗ- 238Д | ЯМЗ-236М2 |
Мощность двигателя, л.с. |
Продолжение табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
МАЗ-555102-2120 / 123 | МАЗ-55513-020 | МАЗ-555140-2120 / 123 | «Урал- 5557-10» | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 23,5 | |||
Колесная формула | 4x2.2 | 4x4.2 | 4x2.2 | 6x6.1 |
Двигатель | ЯМЗ-236НЕ Е-1 | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ- 236М2 |
Мощность двигателя, л.с. |
Окончание табл. А.1
Техническая характеристика | Марка автомобиля | |||
«Урал-55571-30» | «Урал-55571-40» | «Урал-5557-31» | «Урал-63615» | |
Грузоподъемность, кг | ||||
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | ||||
Колесная формула | 6x6.1 | 6x6.1 | 6x6.1 | 6x6.1 |
Двигатель | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ-236НЕ2 | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ- 238М2 |
Мощность двигателя, л.с. |
Приложение Б