Цель: исследование эмпатических тенденций.
Инструкция: «Вам будет предложен тест, содержащий 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера подчеркните ответ «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет».
Тестовый материал
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый мне человек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
|
|
9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь и переживаю, негодую.
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не действуют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
|
|
32. Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причин.
Обработка результатов. Цель обработки результатов – получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций испытуемого). Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».
Ключ к тесту
Да | 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
Нет | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да» и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет». Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов (Табл. 7.1).
Таблица 7.1.
Таблица интерпретации индекса Иэ
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
высокий | средний | низкий | |
Юноши | 33-25 | 24-17 | 16-8 |
Девушки | 33 - 29 | 28-22 | 21-22 |
Если индекс эмпатийности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то уровень эмпатических тенденций считают очень низким.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1. Интерактивная сторона общения – это…
а) обмен информацией между людьми;
б) организация взаимодействия между людьми;
в) восприятие людьми друг друга.
2. Семантический барьер в общении – это:
а) политические, религиозные, профессиональные разногласия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента;
б) различные языки, диалекты, дефекты речи, неправильное грамматическое построение фраз;
в) искажение информации при передаче информации через несколько человек-ретрансляторов;
г) различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи).
3. Информационно-дефицитный барьер в общении – это:
а) политические, религиозные, профессиональные разногласия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента;
б) различные языки, диалекты, дефекты речи, неправильное грамматическое построение фраз;
в) искажение информации при передаче информации через несколько человек-ретрансляторов;
г) механический обрыв информации;
д) несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения (или стиля речи и психологического состояния);
е) различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи).
4. Такесика – это:
а) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
б) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
в) зрительно воспринимаемые движения, которые выполняют выразительно-регулятивную функцию в общении.
г) ритмико-интонационные особенности речи;
д) включение в речь пауз, вздохов, кашля, плача.
5. Проксемика – это:
а) биологически необходимая форма человеческого общения, проявляющаяся в виде динамических прикосновений;
б) пространственная ориентация партнеров в момент общения;
в) зрительно воспринимаемые движения, которые выполняют выразительно-регулятивную функцию в общении.
г) ритмико-интонационные особенности речи;
д) включение в речь пауз, вздохов, кашля, плача.
6. Подтверждение взаимных ролевых ожиданий при общении – это:
а) идентификация;
б) конгруэнция;
в) рефлексия;
г) аттракция;
д) стереотипизация.
7. Умение вызвать к себе эмоционально положительное отношение –…
а) идентификация;
б) конгруэнция;
в) рефлексия;
г) аттракция;
д) стереотипизация.
8. Мысленное уподобление себя другому при общении –…
а) идентификация;
б) конгруэнция;
в) рефлексия;
г) аттракция;
д) стереотипизация.
9. Осознание действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами –…
|
|
а) идентификация;
б) конгруэнция;
в) рефлексия;
г) аттракция;
д) стереотипизация.
10. Психологический прием убеждения, утверждающий, что очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность (Наиболее убедителен такой порядок аргументов: сильные; средней силы; один, но самый сильный) – это…
а) Правило Гомера;
б) Правило Паскаля;
в) Правило Сократа.