Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя -— земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуати-
ровали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
|
|
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое государство возникло в результате появле-ния частной собственности и раскола общества на классы. Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправ-, ных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособ-лена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Герма-ния Россия и некоторые другие государства возникли не как фео-дальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственнос-тью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаки — знать еще не имела крупной частной собственности на ню, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 1.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 4.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., I'«6. Тема 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-i-рова. М., 1995. Тема 2.
|
|
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. ||'кция 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-юв. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Теория права и государства/ Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева. Уфа, 1')94.Гл.2.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. Тема 2. '■.10—15.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М, 1985.
5. Теологическая теория происхождения государства
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католи-1 ческой церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство -продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — I вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться госу-1 дарю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое | неравенство людей предопределено той же божественной волей, с] чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Все- ] вышнему.
Наделяя государство и государей (как представителей и вырази- ^ телей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной! теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и спо-' собствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — Церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать го- j су дарственное устройство. К тому же теологическая теория в прин- \ ципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аквпнский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (XI—XVII вв.). Л., 1990.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 2.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5.
Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-} герова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева- j лов. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева, /фи, L994. Гл. 2.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 18.
п. Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теории Происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.
Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллектив-ные стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникно-ю семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в регате объединения людей и увеличения числа этих семей приво-: конечном счете к образованию государства..
Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «пат-риарха», подданным предложено покорно подчиняться государю, Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
|
|
Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, [не могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государст-
венности власти, «родственности» всех в единой стране.
Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс
происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие
семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец»,члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аристотель. Политика // Сочинения. М., 1988.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 2.
Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1 Гл.2.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М| 1996. Тема 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова; А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен герова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева лов. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 199(] С. 18—19.
7. Договорная теория происхождения государства
Договорная теория происхождения государства получила рас пространение в наиболее логически завершенном виде в XVII- XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.
По мнению представителей данной доктрины, государство воз никает как продукт сознательного творчества, как результат догово' ра, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естествен ном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу кото рого они передают часть своей свободы, своей власти государству Изолированные же до происхождения государства индивиды пре вращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возни кает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно -ответственность за невыполнение последних.
|
|
Так, государство имеет право принимать законы, собирать надо ги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою тер риторию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозны ми представлениями о происхождении государственности и полити ческой власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
С другой стороны, слабым звеном данной теории является схема тичное, идеализированное и абстрактное представление о первобыт^ ном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развив
Тия осознает необходимость соглашения между народом и правите-лями.Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего социально-экономических, о-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе фак-торов субъективных.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. щий Г. О праве войны и мира. М., 1956.
к Д. О политическом и гражданском обществе // Сочинения: В 4 т. В. Т. 3. нтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
г теория права и государства / Поя ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. ML, а5.
чщев AM. Избранные философские произведения. М., 1949.) Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического 1., 1969. иия государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
иисо.М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Ърия государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. |я 1.
ррия государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-а. М., 1995. Тема 2.
V Теория насилия по вопросу о происхождении государства
Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возник –ла в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в эко-
номических отношениях, божественном провидении и обществен-ном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, пора-бощении одних племен другими. Для управления завоеванными пали и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство —
естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властво-вания одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения эконо-
мического господства. В результате войн племена перерождались в
!, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в
рабов.
Следовательно, государство — не итог внутреннего развития об- щества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского).
С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 14—15.
Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
Дюринг Е. Ценность жизни. СПб., 1894.
Каутский К. Материалистическое понимание истории: В 2 т. М., 1931. Т. 2.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 2.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 80^-84.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М. 1996. Тема 5.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-
герова. М., 1995. Тема 2.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Сочинения. Т. 20.. ; 9. Органическая теория происхождения государства
Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвиным.
По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким обра юм, государство практически уравнивается с биологическим ор-
ганизмом.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.
Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные у. проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между обой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 13. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 85. Общая террия права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5.
Платон. Государство // Сочинения. М., 1972. Т. 3. Ч. 1.
Спенсер Г. Основание социологии. СПб., 1908. Т. 1,2.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
<:. 38.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1987. Гл. 2.
Теория государства и права/ Отв. ред. А.И. Королев и Л.С. Явич. 2-е изд. Л., 1987. Гл. 2.
Теория права и государства/ Под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева. Уфа, 1994. Гл. 2.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2.
10. Материалистическая теория происхождения государства
К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ре-
месло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обще ством и не выражающей интересы всех его членов. Властная рол: переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управ ляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих. -
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 2.
Косарев АЛ. Происхождение и сущность государства. М., 1976.
Ленин В.И. Государство и революция //Полное собрание сочинений. Т. 33.
Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 4.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.,1985.
11. Психологическая теория происхождения государства
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.
Однако стороны, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты госу-дарствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 13—14.
Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. Т. 2.
Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1904. Т. 1.
Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994. Гл. 2.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 84—85.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нрав
ственности. СПб., 1907. Т. 1. |
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. С. 38.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1994. Гл. 2.
12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не со
впадающей с населением страны (государство обязательно обладает
аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это
чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержа
ния государственного аппарата, людей, не производящих матери
альных ценностей и занятых только управленческой деятель
ностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет
своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию,
независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);
4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей
территории и независимость в международных отношениях);
5) право (государство не может существовать без права, так как
последнее юридически оформляет государственную власть и тем
самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и
формы осуществления функций государства и т.п.):
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кашанина ТВ., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.
< 14—18.
Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические
проблемы теории государства. Ы., 1993.
Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. С. 24—34. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
|'|%. Тема 5.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 2.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \ И. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/ Под ред. А.Б. Вен-11 рова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-
IOH. Екатеринбург, 1996. Гл. 9.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 15.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М„ 1985.
13. Суверенитет как признак государства
Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.
Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Верховенство государственной власти означает:
1) ее безусловное распространение на население и все социаль
ные структуры общества;
2) монопольную возможность применения таких средств воздей
ствия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни),
которыми не располагают другие субъекты политики;
3) осуществление властных полномочий в специфических фор
мах, прежде всего юридических (правотворческой, правопримени
тельной и правоохранительной);i 37
4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожным: акты других субъектов политики, если они не соответствуют уста новлениям государства.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, какединство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.
Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты,
Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азаров Н.И. Тебрия государства и права. М., 1998. С. 25.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 102—104.
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 35—36, 49,131—132.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 28—31; 220—221.
Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 1. С. 98—99.
Политические проблемы теории государства. М., 1993.
Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 367—369.
Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 17.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 52.
Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и Л.В. Малько. Саратов, 1994. С. 69.
14. Особенности возникновения права
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох).
Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.
Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы
Обычного права и санкционирование их в этой связи силой госу
дарства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании
специальных документов, содержащих юридические нормы, — нор
мативных актов (законов, указов и т.п.);
3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (при
нимаемых судебными или административными органами и приобре
тающих характер образцов, эталонов для решения других аналогич
ных дел).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1.ТемаЗ.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 12.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 5. С. 64—73.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 2. С. 47—55.
Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция 6. С. 144—183.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 7. С. 83—88.
Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. Гл. 1. С. 12—17.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 5.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 16—17.
15. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
1) распространяется на все общество;
2) носит публично-политический характер;
3) опирается на государственное принуждение;
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити
ками и т.п.);
5) система налогов;
6) деление населения по территориальному признаку и др.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Власть. Очерки современной политической философии Запада. М.,
1989.
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и
право. 1994. № 7.
Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль //
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Тема 22.
Теория политики / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов,
1994. С. 61—73.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. Гл. 3.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Гл.1.
Энгельс Ф. Об авторитете // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18.
* 16. Легитимность и легальность государственной власти
i Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование1
власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:
— рациональный, когда власть узаконена установленными демо
кратическим путем и признанными нормами права, основана на
подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых
избираются и действуют представители власти;
— идеологический, когда власть признается обоснованной в силу
внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологи
ческих ценностей, которые ею провозглашены;
— традиционный, когда власть признается оправданной в силу
укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в
непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
— харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.
Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать ца сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственным'и, эмоционально-психологическими.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.
С. 52—54.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 94—96. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д, 1996. Лекция 4. С. 104—
108.
Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 151—154. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. С. 338—342.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
Л.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 126—128.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.П. Перевалов. М., 1997. С. 136—138.
Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и Л.В. Малько. Саратов, 1994. С. 102—113.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Курс лекций. Екатеринбург,
1996. С. 23.
ЧиркинВ.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
17. Понятие и сущность государства
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два
аспекта:,
1) то, что любое государство есть организация политической
власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержатель
ная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
— классовый, в рамках которого государство можно определить
как организацию политической власти экономически господству
ющего класса. (Здесь государство используется в узких целях как
средство для обеспечения главным образом интересов господству
ющего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение инте
ресов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у
других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного
сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие
интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);
— общесоциальный, в рамках которого государство можно опре
делить как организацию политической власти, создающую условия
43 ■'
для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, рассовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
Ильин И.А. О государстве // Собрание сочинений М., 1993. Т. 1.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 2.
Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 1. Лекция 3.
Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений. Т. 37.
Лившиц Р.3. Теория права. М., 1994. Гл. 1.
Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные
науки и современность. 1996. № 4. '
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 20.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 3.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория права/ Под ред. А.Б. Венгеро-ва. М., 1995. Тема 4.