Практическое задание. 1Создать алгоритм «Порядок создания нового предприятия»

1Создать алгоритм «Порядок создания нового предприятия»

2.2 Экономические ресурсы предпринимательской деятельности

Основными источниками финансирования предпринимательской деятельности служат: собственный капитал, лизинг, франчайзинг, гранты, кредиты.

Внутренняя среда предприятия

Внутренняя среда предприятия - это совокупность ряда взаимосвязанных факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, порождены им, в свою очередь оказывающих непосредственное воздействие на деятельность предприятия, результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.

Факторами внутренней среды предприятия являются: производственно-технические (основные и оборотные средства – совокупность машин, оборудования, сырье, материалы), социальные (комплекс отношений между людьми, мотивация, расстановка кадров), экономические (экономические процессы, движение капитала, денежных средств), информационные (технические средства, обеспечивающие каналы и сети предприятия, Интернет), маркетинг (изучение рынка, реклама), организация управления (структура организации, управление денежными потоками, финансовый мониторинг, кадровая политика).

Под расходами (затратами, издержками) предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

1. расходы, связанные с извлечением прибыли;

2. расходы, не связанные с извлечением прибыли;

3. принудительные расходы.

Расходы, связанные с привлечением прибыли, включают: затраты на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг) – расходы, связанные с созданием товара, в результате продажи которого предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка; инвестиции – капитальные вложения в целях расширения объемов собственного производства, извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, - расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность, гуманитарные цели.

Принудительные расходы – это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация), управленческие и коммерческие расходы (устанавливаются самостоятельно). К прочим расходам относятся: предоставление за плату во временное пользование активов предприятия; предоставление за плату патентов; участие в уставных капиталах других предприятий; операции с основными средствами предприятия (выбытие, списание); выплачиваемые проценты (кредиты, займы); штраф, пени; убытки; суммы дебиторской задолженности; курсовые разницы; сумма уценки активов; расходы по форс-мажорным обстоятельствам (стихийные бедствия, пожар, авария, национализация имущества). На основании этой классификации составляется смета затрат на производство и реализацию продукции.

По отношению к объему производства затраты подразделяются на постоянные и временные. Постоянные - это затраты, не зависящие от объема производства (арендные платежи, амортизация основных средства, коммунальные платежи, заработная плата, налоги). Переменные затраты – это затраты зависящие от выпуска продукции (топливо, сырье, материалы, ремонт и обслуживание оборудования).

Управление затратами – это одна из главных задач управления предприятием. На крупных предприятиях выделяют затраты по месту возникновения: общезаводские, цеховые, на отдельных участках.

По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делят на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы материал изготовления, сырье; к косвенным относят

Существуют методы управления расходами: административные (предотвращение хищений, злоупотребления) и экономические (планирование, бюджетирование).

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, имущества и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Доходы подразделяются: доходы от обычных видов деятельности и прочие. Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказания услуг. К прочим доходам относят: плата за временное пользование активами предприятия; плата за права на патенты, поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий; прибыль предприятия в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных средств; проценты за предоставленные денежные средства; штрафы, пени, неустойки; активы, полученные безвозмездно; сумма кредиторской и депонентской задолженности; курсовые разницы; сумма дооценки активов.

Доходы бывают в зависимости от направления деятельности предприятия: основной (выручка от реализации продукции), инвестиционной (результат от продажи внеоборотных активов, ценных бумаг), финансовой (результат от размещения облигаций. Акций предприятия).

Поступление выручки на денежные счета предприятия – это завершение кругооборота средств, формируется валовый и чистый доходы.

2.3 Прибыль предприятия

Прибыль – это разность между денежными поступлениями денежными поступлениями и денежными выплатами; разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

К факторам роста прибыли относятся: увеличение объемов продаж, рост цен, снижение себестоимости, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Прибыль распределяется между государством, банком, собственниками предприятия и самим предприятием.

Взаимоотношения предприятия и государства регулируются на основе налогообложения прибыли. В состав налогов входят федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги.

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, выполнение работ, оказания услуг. Часть налогов включается в цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины).

Другие налоги входят в состав расходов на производство продукции, т.е. относятся на ее себестоимость (единый социальный налог, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный налог, лесной налог, др.). Третьи налоги относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, т.е. уменьшают балансовую прибыль предприятия (налог на прибыль, налог на имущество, налог на рекламу). После налоговых вычетов из прибыли предприятие выплачивает кредиты по своим обязательствам. Налоги выплата кредитов влияют на чистую прибыль.

Оставшаяся прибыль после уплаты налогов распределяется между собственниками и самим предприятием; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на капитальные вложения, строительство, на проведение научно-исследовательских работ и др. Прибыль разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества и прибыль, направляемую на потребление.

ТЕМА 2.3 Экономические ресурсы предпринимательской деятельности

При прогнозировании и диагностике финансового состояния предприятия следует проанализировать: ликвидность и платежеспособность (кратко долгосрочные перспективы), финансовую устойчивость (долгосрочные перспективы), деловую активность (текущая активность). Сравнительный анализ коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности с нормативными показателями свидетельствует об эффективной хозяйственной деятельности предприятия.

Платежеспособность - это способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам, т.е. у предприятия активы больше, чем его обязательства (норматив: 0,05 – 0,20).

Ликвидность – это способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы:

1. коэффициент абсолютной ликвидности – это отношение денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочным обязательствам (норматив: 0,2 - 0,5);

2. коэффициент критической ликвидности – это соотношение денежных ценных бумаг и дебиторской задолженности (норматив: 0,8 – 1,0);

3. коэффициент текущей ликвидности – это отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам (норматив: 2,0 – 2,5);

4. коэффициенты ликвидности оборотных средств – это отношение оборотных активов к оборотным пассивам (К1 1,8); отношение оборотных активов предприятия без товарных запасов к оборотным пассивам (К2 1,0).

Оборотный капитал – это разность текущих расходов и краткосрочных обязательств.

2.4 Оценка финансовой устойчивости

Информацию о долгосрочной перспективе финансового состояния предприятия дает анализ данных показателей:

1. коэффициент соотношения собственности и заемных средств – частное от деления всей суммы обязательств по привлеченным заемным средствам к сумме собственных средств (не превышает единицы);

2. коэффициент концентрации собственного капитала – доля владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность (0,6);

3. коэффициент финансовой зависимости – обратный коэффициенту концентрации капитала.

Оценка деловой активности

Оценить деловую активность предприятия можно на качественном и количественном уровнях.

К качественным критериям относятся, широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия. Количественная оценка проводится по двум направлениям:1) по степени выполнения плана, по основным показателям, темпам роста; 2)уровню эффективности использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления в современной экономике существует золотое правило экономики предприятия:

Тпб Тр Так 100%, где

Тпб ; Тр; Так - темпы изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.

Для второго направления количественного анализа рассчитывают показатели эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.

Прогнозирование банкротства

Задача прогнозирования банкротства решается методом дискриминантного анализа

2.5 Бизнес-планирование

Любая предпринимательская организация должна заниматься планированием в рыночных условиях. Полное представление цели деятельности предприятия, ее корректировке с учетом изменений внешней среды, четкое обеспечение распределения ресурсов может обеспечить успех пв предпринимательстве. Планирование несет в себе общеэкономический и конкретно-управленческий смысл.

В предпринимательской практике различают два вида планирования: бизнес-планирование и внутрифирменное. Объектом внутрифирменного планирования предпринимательства является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих этот процесс.

Бизнес-план – это основной документ, раскрывающий создание и развитие и организацию предпринимательской структуры, связанное с вложением инвестиций. Бизнес-план ирование призвано обеспечить пути реализации миссии предпринимательской структуры и ориентировано на обоснование создания предприятия либо реализацию конкретных новых инвестиционных решений предприятия.

Бизнес-план должен содержать следующие разделы:

1. Краткая информация о предприятии. Его возможности (резюме).

2. Виды товаров (услуги).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план и стратегия финансирования.

Раздел «Возможности фирмы (резюме)»

В этом разделе определяются все направления деятельности фирмы, целевые рынки фирмы по каждому направлению, и место фирмы на этих рынках; должны быть освещены следующие моменты: основные цели фирмы (изготовление товара, исследование нового товара, увеличение объема продаж, увеличение роста прибыли), основные стратегии (увеличение доли внутреннего рынка, выход на внешний рынок, снижение издержек обращения) и т.д.

2. Раздел «Виды товара»

В этом разделе дается описание товара (услуг):какие товары предлагает фирма, наглядное изображение товара, его название, спрос на товар, его предпочтительность перед другими товарами, технология изготовления, стадии жизненного цикла, дизайн.

3. Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)»

Раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю представить себе покупателя и его ниша на рынке: какие рынки используются фирмой, сегменты рынка, спрос потребителя, приемы реагирования на спрос, реакция рынка на товар.

4. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта»

Раздел посвящается анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике: характеристика области деятельности фирмы, кто конкуренты, доля рынка крупный фирм, распространенные организационные структуры у конкурентов, конкурентоспособность товара, предмет жесткой конкуренции.

5. Раздел «План маркетинг»

В этом разделе предприниматель должен объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга: цели и стратегии маркетинга, ценообразование, схема распространения товаров, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама. Формирование общественного мнения о фирме и товарах.

6. Раздел «План производства»

Данный раздел готовится предпринимателями, занимающиеся производством товаров, они должны доказать эффективность производства: где будет изготавливаться товары, удачность расположения предприятия, необходимые производственные мощности, трудности организации производства, система охраны природы, возможные издержки производства.

7. Раздел «Организационный план»

Этот раздел показывает организационную структуру фирмы, система кадровой политики, квалификационные требования к персоналу.

8. Раздел «Правовое обеспечение деятельности фирмы»

В разделе приводится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы: дата создания и регистрации, где и кем зарегистрирована, учредительные документы, зарегистрированный офис, форма собственности, пайщики фирмы, копии лицензий на виды деятельности.

9. Раздел «Оценка риска и страхование»

Задача данного раздела – рассказать будущим инвесторам или кредиторам о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния: перечень рисков, организационные меры по их профилактике, программа страхования от рисков.

10. Раздел «Финансовый план и стратегия финансирования»

Этот раздел раскрывает планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью эффективного использования денежных средств: оперативный план, план доходов и расходов, план о движении денежных средств, балансовый отчет.

Контрольные вопросы

1. Каким образом формируются доходы предприятия?

2. Каким образом формируются расходы предприятия?

3. Что входит в понятие «издержки предприятия»?

4. Почему прибыль считается движущей силой?

5. Что представляет собой система мониторинга ситуаций развития бизнеса?

6. Каковы критерии оценки деловой активности предприятия?

7. На основе чего возможно сделать вывод о вероятности банкротства предприятия?

8. Какие виды конкуренции существуют в современных условиях?

глава3. ТЕХНОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Виды и инфраструктура коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность включает в себя следующие этапы: информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор предпочтительных партнеров, установление договорных отношений. Помимо коммерческой части работы присутствуют технологические операции: поступление товаров, разгрузка транспортных средств, прием товаров, хранение товарных запасов, перемещение продукции и их реализация. На предприятиях оптовой торговли коммерсанты выполняют работу по управлению товарными запасами, управлению ассортиментом, организации рекламно – информационной работой, оптовой продаже товаров, оказанию услуг оптовым покупателям. На предприятиях розничной торговли выполняют такие же действия, но по отношению к конкретным потребителям.

В оптовой торговле товарами осуществляются операции по их реализации посредникам для различного применения: снабжение товаропроизводителя, перепродажи торговым посредникам. В результате продукция находятся в транспортном движении, в состоянии товарных запасов на складах посредников, состоянии повторной продажи из-за звенности оптовой торговли.

Товароснабжение – это система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Благодаря товароснабжению обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, выполнение финансово – экономических показателей работы предприятий.

При организации товароснабжения предприятий торговли следует учитывать основные требования:

· источники и формы товароснабжения определяются с учетом ассортимента и объема выпуска товаропроизводителями и их территориальной удаленностью;

· завоз товаров согласно со спросом ассортиментным минимумом;

· количество завозимых товаров зависит от типа предприятия, его мощности и др.;

· величина единовременной поставки;

· снижение издержек обращения.

Товароснабжение торговых предприятий должно основываться на следующих принципах: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизация. Организация товароснабжения зависит от многих факторов: уровня управления процессом товароснабжения, достоверности информации, размещения предприятий торговли и др.

В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснабжения.

При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется прямо из производственных предприятий промышленности и с\х. Данная форма товароснабжения применяется для товаров простого ассортимента, что уменьшает издержки обращения, снижает товарные потери, ускоряет товарооборачиваемость.

При складской форме товароснабжения товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предпродажной подготовке, завозятся со складов оптовых предприятий.

Товары могут доставляться в магазины централизованным и децентрализованным методами. Централизованная доставка товаров осуществляется согласно графикам завоза, представляющие собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. Графики завоза товаров тесно связаны с транспортными маршрутами: кольцевой, маятниковый.

Основной целью Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков является формирование системы организаций и условий функционирования рынков, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Основными участниками товарного рынка являются: товарные биржи, аукционы, ярмарки, оптовые рынки, МОМ, индивидуальные предприниматели.

Товарные биржи – это организации, создаваемые для проведения гласных публичных торгов, которые проходят по специально установленным правилам в заранее определенно месте и в определенное время. Основная цель биржевых торгов – заключение сделки, предметом которой выступают: товары и контракты на поставку товаров.

Биржи классифицируются по признакам: организационно – правовому статусу, месту и роли в мировой торговле, виду биржевых товаров, масштабу действия, характеру деятельности, характеру биржевых операций, степени участия посетителей в биржевых торгах, форме биржевой торговли.

С учетом характера биржевых операций принято выделять биржи реального товара (спот\кэш) с последующей поставкой товаров; фьючерсные биржи, продающие контракты о реализации товаров производимые в будущем.

На биржевых торгах заключаются следующие виды сделок: спот\кэш, форвард – поставка в будущем, фьючерс – сделка без реального товара, опционная сделка – право на покупку или продажу биржевого товара.

Биржевая торговля действует согласно определенным правилам: устанавливаются правила проведения торгов, виды сделок, наименование товарных секций, перечень биржевых структур, порядок информации участников о биржевых сделках, порядок регистрации и учета биржевых сделок, порядок расчета при заключении сделки. Местом проведения торгов является специальный зал, разделенный на товарные секции, для торговли отдельными товарами. Место, где разрешено заключать биржевые сделки, называется биржевой ямой.

Торговые операции совершают биржевые посредники: брокерские фирмы, брокерские конторы, независимые брокеры.

Функционирование биржи осуществляется с помощью ее структурных подразделений - комиссий, комитетов и отделов. Комиссия по приему в члены биржи, арбитражная комиссия, комиссия по торговой этике, контрольная комиссия, ревизионная комиссия, комиссия по деловым операциям. Наблюдательный комитет, комитет по новым товарам. Отдел биржевых товаров, отдел регистрации и контроля за исполнением биржевых сделок, отдел расчетов по биржевым сделкам, транспортно- тарифный отдел, информационно – справочный центр, отдел организации и обеспечения биржевой торговли, отдел совершенствования биржевой торговли, административно – хозяйственный отдел складского хозяйства и биржевой музей.

Основными участниками биржевых торгов являются: брокеры, маклеры, трейдеры, дилеры, операторы. Клиенты биржи заключают с посредниками договор обслуживания.

Споры рассматриваются биржевой арбитражной комиссией или арбитражным судом.

Аукцион – способ продажи товаров по ценам, устанавливаемым покупателями в результате торгов. Участниками аукциона являются, во-первых, продавцы - владельцы товара; во-вторых, покупатели; в-третьих, работники аукциона.

Все торгово – технологические операции, совершаемые на аукционе, можно разделить на три этапа: подготовительные операции, операции, связанные с проведением торгов, операции, связанные с расчетами. На аукционе все товары – лоты - проходят экспертизу, на них выпускают каталог, проводят предварительную выставку лотов.

В настоящее время проводят следующие аукционы:

1. с повышением цены – согласный: гласный и негласный;

2. с понижением цены - благотворительный;

3. аукцион – «втемную».

По окончании торгов производятся расчеты. Продавец получает начальную стоимость и процент разности между аукционной ценой и начальной ценой. Покупатель уплачивает аукционную цену и комиссионные. Разница между этими расчетами составляет прибыль аукциона.

Оптовые рынки – самостоятельные хозяйственные структуры, осуществляющие организацию купли – продажи мелких партий товаров в определенном месте и по установленным правилам.

На оптовом рынке павильонно – секционная организация торгового процесса создана для повышения эффективности снабжения покупателей продтоварами.

Участниками торгов являются: продавцы – товаропроизводители, оптовые предприятия; покупатели – предприятия розницы, мелкооптовые коммерческие структуры, предприятия общественного питания, бюджетные организации, население; персонал оптового рынка.

Торги проходят в специальном торговом зале по разработанным правилам, а также в розницу индивидуальным покупателям. Персонал оптового рынка регулирует работу участников торгового процесса.

Мелкооптовые магазины «кэш энд керри» служат для того, чтобы продать покупателю мелкооптовую партию с их последующей продажей в магазинах и в мелкой рознице.

Главной особенностью этих предприятий являются низкие цены на товары за счет ряда условий: низкая арендная плата, самостоятельный отбор покупателями товаров, отсутствие предпродажной подготовки товаров, удобные подъездные пути, бесплатная автостоянка, расчет производится наличными. Услугами этих магазинов пользуются как мелкие торговцы, так и крупные магазины.

Индивидуальные предприниматели занимают свою рыночную нишу: работают с такими товарами, которые коммерчески невыгодны более крупным поставщикам.

Ярмарка – эффективная форма оптовой закупки товаров.

Оптовая ярмарка – это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей – продавцов и покупателей – в установленном месте и на установленный срок. Оно организуется с целью заключения договоров купли-продажи (поставки) и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Организаторами ярмарок выступают предприятия, организации любых форм собственности. Для участия в работе ярмарки приглашаются посетители - представители торговых предприятий и организаций.

Деятельность ярмарки состоит из трех этапов: предварительный, организационный, заключительный. На предварительном этапе создается ярмарком, рабочая группа, которые должны решить организационные вопросы по срокам работы ярмарки, издание рекламной продукции, оплате регистрационного сбора. На втором этапе организаторы должны подготовить каталог, разместить участников ярмарки, составить план работы ярмарки. На третьем этапе подводятся итоги ярмарки.

Успешную деятельность ярмарки обеспечивают ее структуры: дирекция, арбитраж, группа по учету договоров,

Контрольные вопросы

1. Перечислите этапы коммерческой деятельности?

2. Каково назначение товароснабжения, и какие его формы практикуются?

3. Кто является участником товарного рынка?

4. Какова схема деятельности биржи?

5. В чем заключается особенность работы аукционов?

6. Каково место мелкооптовых рынков в современной экономике?

7. Какова конкурентоспособность мелкооптовых магазинов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: