3Самостоятельная работа на уроке:
v Заполнить таблицу «Ярмарки»
Виды ярмарок | Субъекты ярмарки | Объекты ярмарки | Торги | Состав ярмарки | Прочие сведения |
v Заполнить таблицу «Биржи»
Участники биржи | Организация подготовки биржевых торгов | Проведение торгов | Ассортимент товаров | Расчеты за товары: покупатели продавцы | Прочие сведения | |
v Заполнить таблицу «Аукционы»
Виды аукционов | Организация подготовки аукциона | Проведение торгов | Ассортимент товаров | Расчеты за товары: покупатели продавцы | Прочие сведения | |
v Заполнить таблицу «Закупки товаров»
Виды | Ярмарка | Аукцион | Биржа | ОПР | МОМ | Прочие сведения |
Торги | ||||||
Ассортимент | ||||||
Участники |
ЛИТЕРАТУРА:
|
|
1. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М.: ИВЦ «Маркетинг».
2. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.Г. Коммерческая деятельность. –М.: Маркетинг, 2000.
3. Панкратов Ф.Г. Практикум по коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 1999.
Дополнительная литература
4. 18 Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
5. 19 Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация. – М.: Инфра – М, 2000.
- 20 Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленной фирмы. – М.: Экономическое образование,1995.
3.2 Технологический процесс коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность предприятий основана на закупочной работе. Закупка товаров – это приобретение товаров для дальнейшего целевого использования.
Для закупочной работы характерны такие этапы:
1. изучение и прогнозирование покупательского спроса;
2. определение потребности в товарах;
3. выявление источников поступления товаров и выбор поставщиков;
4. установление хозяйственных связей с поставщиками;
5. контроль над исполнением договоров.
Целью экономического развития является удовлетворение потребностей. Потребность – это осознанная необходимость человека и общества в материалах, товарах. благах и услугах. Спрос – это определенная часть общественной потребности, обеспеченной денежными средствами. Различают спрос: твердосформированный, конкретизированный, альтернативный, импульсный, реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, отложенный, эластичный, неэластичный и др. Каждый из перечисленных видов спроса подлежит изучению, как товаропроизводителями, так и коммерческими работниками.
|
|
Для определения потребности в товарах используют различные методы (нормативный метод определения потребности в товарах, метод использования коэффициента эластичности, балансовый метод и др.)
Оптовые покупатели должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент, производимых товаров.
К источникам поступления товаров относятся предприятия производственной сферы - предприятия промышленности: легкая, пищевая, с\х, лесное хозяйство, рыболовство - поставщики-изготовители; поставщики-посредники – закупают товары и продают их оптовым покупателям. К последним относятся брокеры, оптовые предприятия. В условиях рынка используются каналы распределения товаров: нулевой, одноуровневый, двухуровневый, трехуровневый.
Одним из важных этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками. Хозяйственные связи с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров.
Организация повседневного контроля исполнения договоров поставки товаров – важная часть коммерческой работы. Цель оперативного учета и контроля оптовых закупок – осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки. Исполнение договоров поставки контролируется по общему объему: развернутому ассортименту, срокам поставки, соблюдению транспортных условий, соблюдению расчетной дисциплины.
Большое значение имеют документы: счет-фактура, спецификация, сертификаты – соответствия, гигиенический, безопасности, претензии, исковые заявления.
Правовые отношения регулируются договором поставки.
Продажа товаров - заключительный этап коммерческой деятельности предприятия. Коммерческая работа по оптовой продаже начинается с определения своего целевого рынка и нахождения оптовых покупателей товаров.
Основные этапы коммерческой работы по продаже товаров на предприятиях оптовой торговли включает: выбор оптового покупателя, установление хозяйственных связей с ними, согласование условий и заключение договоров, контроль исполнения договорных обязательств.
Наиболее распространенными методами оптовой продажи товаров Являются: личная отборка, заявки – письменные, телеграфные, разъездные товароведы, передвижные комнаты товарных образцов, автосклады. Наряду с продажей товаров оптовые предприятия оказывают своим клиентам оптовые торговые услуги. Услуги оказывают для клиентов-оптовиков, клиентов-поставщиков; технологические, коммерческие, организационно-консультативные, информационные, финансовые.
Практические работы:
1.Заполнить таблицу: «Виды покупательского спроса»
2.Заполнить таблицу: «Каналы распределения»
3.3 Установление хозяйственных связей
Предпринимательская деятельность связана с действиями граждан и юридических лиц, направленными на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которые признаются сделками. Основными признаками сделки являются: субъектами сделок могут быть граждане и юридические лица; сделками признаются те действия субъектов, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.
По количеству участников различают сделки односторонние, двусторонние и многосторонние, последние сделки называются договорами.
Договор должен иметь структуру:
1. Вводная часть (преамбула;
2. Предмет договора. Права и обязанности сторон;
3. Дополнительные условия договора;
|
|
4. Прочие условия договора;
Различают договоры по передаче имущества в натуре: консенсуальные, реальные; по наличию встречного исполнения – возмездные и безвозмездные; по форме исполнения – письменные и устные.
На практике применяют следующие виды договоров:
1. договор купли – продажи;
2. договор розничной купли – продажи;
3. договор поставки;
4. договор комиссии;
5. договор консигнации;
6. договор складского хранения;
7. договор аренды;
8. договор на техническое обслуживание оборудования;
9. договор на рекламу предприятия;
10. трудовой договор.
Процесс заключения договора состоит из следующих этапов:
1. направление одной стороной другой стороне оферты;
2. рассмотрение другой стороной оферты и ее акцепт;
3. получение стороной, направившей оферту, акцепт.
Предложение оферента может быть в форме публичной оферте, безотзывной и неполученной. Ответ акцептанта может быть полным и безоговорочным. Акцепт на иных условиях следует оформлять соответствующими протоколами: разногласия и согласования.
Сделки делят на абсолютно недействительные (ничтожность) и относительно недействительные (оспоримость).
Заключая договоры, стороны применять правовые средства, гарантирующие в той или иной степени исполнение договорных обязательств – обеспечительные обязательства.
Контрольные вопросы
1. Какие изменения в условиях рынка произошли в структуре хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики?
2. Сформулируйте понятие и условия договора коммерческой деятельности.
3. Каковы содержание и форма договора?
4. Каков порядок заключения договоров?
5. Назовите причины и порядок изменения и расторжения договоров.
6. В чем состоят задачи и содержание управления договорной работой?
7. Дайте определение понятия хозяйственных связей в торговле.
8. Назовите основные условия договора поставки товаров.
9. Как устанавливается и согласовывается в договоре количество товаров. подлежащих поставке?
10. Какой порядок поставки товаров может быть предусмотрен в договоре?
|
|
11. Каков порядок установления цен и расчетов за поставленный товар?