Рентабельность продаж иногда называют нормой прибыльности, потому что рентабельность продаж показывает удельный вес прибыли в выручке от реализации товаров, работ, услуг.
Для анализа коэффициента, характеризующего рентабельность продаж, нужно понимать, что, если рентабельность продаж снижается, то это говорит о снижении конкурентоспособности продукции и падении спроса на нее. В этом случае предприятие должно задуматься о проведении мероприятий, стимулирующих спрос, повышении качества предлагаемого продукта или завоевании новой рыночной ниши.
В рамках факторного анализа рентабельности продаж рассматривается влияние рентабельности на изменение цены на товары, работы, услуги и изменение их себестоимости.
Для выявления тенденций изменения рентабельности продаж в динамике нужно выделить базисный и отчетный период. В качестве базисного периода можно использовать показатели прошлого года или периода, в который предприятие получило наибольшую прибыль. Базисный период нужен для сравнения полученного коэффициента рентабельности продаж за отчетный период с коэффициентом, принятым за основу.
|
|
Рентабельность продаж можно увеличить, если повысить цены на предлагаемый ассортимент или снизить себестоимость. Для принятия правильного решения организация должна ориентироваться на такие факторы как: динамика конъюнктуры рынка, колебания покупательского спроса, возможность экономии внутренних ресурсов, оценка деятельности конкурентов и прочие. Для этих целей используются инструменты товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.
Можно выделить следующие основные направления повышения прибыли:
- Увеличение производственных мощностей.
Использование достижений научного прогресса требует капиталовложений, но позволяет снижать затраты на производственный процесс. Уже имеющееся оборудование можно модернизировать, что приведет к экономии ресурсов и повышению оперативности работы.
- Управление качеством продукции.
Качественная продукция всегда пользуется спросом, поэтому при недостаточном уровне показателя рентабельности продаж, предприятию следует предпринять меры, чтобы повысить качество предлагаемой продукции.
- Разработка маркетинговой политики.
Маркетинговые стратегии ориентируются на продвижение товара на основании исследований рыночной конъюнктуры и покупательских предпочтений. В крупных компаниях создаются целые отделы маркетинга. На некоторых предприятиях есть отдельный специалист, который занимается разработкой в претворением в жизнь маркетинговых мероприятий. В маленьких организациях обязанности маркетолога возлагаются на руководителей и других специалистов управленческих подразделений. Маркетинговая политика требует значительных затрат, но ее успешное внедрение приводит к отличным финансовым результатам.
|
|
- Снижение себестоимости.
Себестоимость предлагаемого ассортиментного ряда можно снизить, найдя поставщиков, которые предлагают продукцию и услуги дешевле остальных. Также экономя на цене материалов, нужно следить, чтобы качество конечного продукта, предлагаемого для продажи, оставалось на должном уровне.
- Мотивация персонала.
Управление персоналом – отдельный сектор управленческой деятельности. Производство качественной продукции, уменьшение бракованных изделий, продажа конечного продукта в определенной степени зависит от ответственности работников. Для того чтобы сотрудники выполняли качественно и оперативно возложенные на них трудовые обязанности, существуют различные мотивационные и стимулирующие стратегии. Например, премирование лучших работников, проведение корпоративных мероприятий, организация фирменной прессы и т. д.
Резюмируя вышеизложенное, читатели МирСоветов могут сделать вывод о том, что показатели прибыли и рентабельности являются основными критериями определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для того, чтобы улучшить финансовый результат, необходимо оценить его, а на основании полученных сведений проанализировать, какие именно факторы сдерживают развитие организации в целом. После того, как существующие проблемы выявлены, можно переходить к формулированию основных направлений и мероприятий в целях повышения прибыли компании.
36. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
Условия сопоставимости показателей. Нейтрализация влияния стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов. Другие способы достижения сопоставимости показателей.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:
единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);
единство методики исчисления показателей и их состава.
Как видим, большинство требований очевидно. Их выполнение не вызывает трудностей. Но другой раз несопоставимость не сразу бросается в глаза, а ее достижение требует настоящих усилий.
Рассмотрим конкретные примеры. Несоответствие объемного фактора может значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции (Кз). Если сравнить фактическую сумму затрат х Сфi) с плановой, то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции) и затем сравнить с фактической суммой затрат (табл. 4.11).
Такая проблема возникает и при оценке изменений в объеме валовой продукции. Здесь из-за возможности использования различных стоимостных измерителей (сопоставимые цены, плановые цены, действующие цены в отчетном периоде и др.) объем производства продукции может оказаться несопоставимым. Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо фактические объемы выпуска продукции выразить в плановой оценке и сопоставить с плановым объемом валовой продукции в той же оценке.