По дисциплине Теория государства и права 2 страница

2)Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей.

Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во. Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций.

Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных

объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа,

признаков. Формационный и цивилизационный подходы - это подходы не только к

делению государств на типы. Типология государства на их основе - это

частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории

вообще, к познанию истории общества. В основе формационного подхода лежит

понятие “общественно-экономическая формация”, которая призвана

характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных

отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход

разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода

лежит понятие “цивилизация”. Цивилизацию - «социокультурную» систему,

обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в

соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем

поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых

духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей”.

Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей

вероятности, перспективным. Формационный подход является традиционным для

марксистского обществоведения, в котором “общественная формация” - это

исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

В типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и

формационный.

Типы права (формационный и цивилизационный подходы).

Существует 3 подхода определения типа права: 1) Формационный (Маркс) – в

основе лежит экономический фактор и общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип

общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся

важнейшей ступенью поступательного развития человечества. Каждой

общественно-экономической формации соответствует определенный исторический

тип гос-ва и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический,

социалистический. Смена одной общественно-экономической формации другой

знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического

базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней

соответствующего типа гос-ва и права. Так, общепризнано, что смена

рабовладельческой общественно-экономической формации феодальной влечет за

собой возникновение и развитие феодального типа гос-ва и права. В свою

очередь появление вслед за феодальной капиталистической общественно-

экономической формации обусловливает появление и развитие

капиталистического гос-ва и права. 2) Цивилизационный (Сорокин, Тойнби) –

совокупность духовных ценностей (духовный, культурологический). За основу

берутся не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а

исключительно духовные, культурные факторы. Понятие цивилизации в наиболее

развернутом виде было сформулировано англ. историком А.Тойнби. Цивилизация

определялась в виде относительно устойчивого состояния общества, которое

отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных

признаков. Характерными особенностями цивилизаций являются

продолжительность их существования, охват обширных территорий и

распространение на огромное число людей. Сравнивая цивилизационный подход с

формационным, следует обратить внимание на два таких его существенных

изъяна, которые ставят под сомнение саму возможность, а главное

эффективность использования цивилизационного подхода. Это, во-первых,

весьма существенная неопределенность понятия «цивилизация», а во-вторых,

изначальная направленность «цивилизации» на классификационную

характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию

гос-тв и правовых систем. 3) Собственно-юридический подход – реальное

обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

3. Понятие государства, его сущность и признаки. Гос-во – это единая

политическая организация общества, кот. распространяет свою власть на все

население в пределах территории страны, издает юридически обязательные

веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает

суверенитетом.

Признаки: 1) Территориальная определенность, наличие четко обозначенных гос-

венных границ – гос-во осуществляет охрану данных границ от нападений

извне; 2) Тесная, устойчивая связь населения с офиц.властью в виде

гражданства или подданства (подданные не имеют к гос-ву никаких прав); 3)

наличие публичной власти, которая выделена из общества и с этим обществом

не совпадает. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей

(армия, полиция, милиция, тюрьмы, суды, весь чиновничий аппарат

правообеспечительных органов); 4) Обязательные платежи в бюджет – налоги,

штрафы, пени, пошлины и сборы; 5) Суверенитет: внутренний (независимость от

внутренних угроз), внешний (независимость от внешних угроз); 6) Наличие

правовых норм.

Раскрыть сущность гос-ва – значит выявить то главное, определяющее, что

обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему

общество не может существовать и развиваться без гос-ва. Наиболее важной,

качественно постоянной чертой гос-ва является то, что оно во всех своих

разновидностях всегда выступает как единственная организация политической

власти, управляющая всем обществом. Гос-во как историческое явление имеет

двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически

господствующего класса, оно одновременно является организатором общих дел,

вытекающих из природы всякого общества. Однако реальность человеческого

бытия внесла существенные коррективы в соотношение классовых и общих задач

гос-ва. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны,

сужение сущности гос-ва как организации классового господства, с др. –

расширение и обогащение тех объективных его свойств, кот.характеризуют гос-

во как организацию всего общества. В каждом конкретном гос-ве есть общее,

характерное для всех гос-в, особенное, выражающее отличительные признаки

родственной группы гос-в, и единичное, присущее только данному конкретному

гос-ву. На всех ступенях своего исторического развития гос-во сохраняет

свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной

сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Будучи по-прежнему

главной управляющей системой общества, гос-во начинает все более

превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и

координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких

решений, которые бы поддерживались различными обществ.слоями. В деят-сти

гос-ва на первый план начинают выступать такие важные общедемократические

институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность,

плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль гос-ва и

на международной арене, его внешняя деят-сть, требующая взаимных уступок,

компромиссов, разумных договоренностей с другими гос-вами. Все это дает

основание охарактеризовать современное цивилизованное гос-во как средство

социального компромисса (по содержанию) и как правовое гос-во (по форме).

11. Форма государства: понятие и характеристика структурных элементов.

Формы государства: понятие и элементы.

Под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом. форма государства является достаточно сложной и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке.

Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти)

2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью.

3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.

Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму государства влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства показывает особенности устранения и функционирования

государств. Она включает в себя три института: форма правления, форма

государственного устройства и государственный режим. Под формой государства

понимают организацию государственной власти и её устройство. Форма

государства проливает свет на то, как организованна власть в государстве,

какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как

организованна власть, зависит эффективность государственного руководства.

Форма государства выступает в разных аспектах:

n порядок образования и организация высших органов государственной

власти

n это способ территориального устройства

n это приёмы и методы осуществления государственной власти

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Форма государственного правления - это элемент формы государства,

характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам

правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки

монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых

отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным

носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные

монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская

Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями

суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие

власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии,

Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность

власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того,

кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно,

республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В

президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль,

в парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция,

Финляндия) - совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия

- первое, раннее государство, где приоритет- насилию, верх. власть – царь

или король – неограниченная судебная, исполнит., верховная власть;

ограниченная монархия – сословно-представительная монархия, ее власть

ограничена каким-либо институтом (на Руси - боярская дума); раннефеодальная

монархия – феод. раздробленность, власть - у местных феодалов, принцип –

вассал моего вассала – не мой вассал; конституционная монархия – власть

монарха ограничена законами, принцип – царствовать, но не властвовать.

Республики: такая публичная власть, которая осуществляется коллегиально и

возникающая путем собрания. Президентская, парламентская. республика

(различия – по основному объему полномочий) – в президентской республике

президент имеет право распустить законодательный орган. Президент формирует

основные ключевые посты в правительстве. Президент имеет право издавать

всеобщие законы, нормативные акты. Президент – главком. В парламентской

республике основной объем полномочий – у парламента. Парламент нельзя

распустить и он формирует правительство. Президент управляет лишь

экономической стороной жизни страны.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ФГУ определяется внутренним строением органов государственной власти и

управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих органов и

объемами их полномочий. Унитарное – основная масса населения – одна нация,

строгая соподчинённость уровней власти друг другу. Единая система права,

федеральных законов и иных нормативных актов. Федеративное – сложное

многонациональное государство, состоящее из союза когда-то суверенных

государств, ныне находящихся в федерации и обладающих некоторыми

суверенными правами (но не суверенитетом). Здесь сложная судебная,

финансовая система, т.к. субъекты федерации на своей территории избирают

главу субъекта, законодательные, и исполнительные органы (напр., свои

суды). Конфедерация – сложное устройство, временный союз суверенных

государств, созданный для решения каких-либо временных локальных задач

(военные, экономические., таможенные союзы).

12. Монархия как форма правления: признаки и виды.

Монархия как форма правления. Понятие и признаки. Форма правления

представляет собой структуру высших органов гос-венной власти, порядок их

образования и распределения компетенции между ними. Форма гос.правления

дает возможность уяснить: 1) как создаются высшие органы гос-ва и каково

их строение; 2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими

и другими гос.органами; 3) как строятся взаимоотношения между верховной

гос.властью и населением страны; 4) в какой мере организация высших органов

гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гр-нина. По указанным

признакам формы гос.правления подразделяются на монархические (единоличные,

наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная гос-венная

власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, император, шах); 2) наследственный порядок

преемственности верховной власти; 3) представительство гос-ва монархом по

своему усмотрению; 4) юридическая безответственность монарха. Монархия

возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала

основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились в

основном формальные черты монархического правления.

Виды монархий: 1) Абсолютная – верховная гос-венная власть по закону

всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. 2)

Конституционная – власть монарха значительно ограничена представительным

органом, ограничения определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

4) Парламентарная – верховная власть принадлежит парламенту, власть монарха

символична 5) Дуалистическая – гос.власть носит двойственный характер.

Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

2. Понятие, основные признаки и сущность права. Право и закон. Право – есть

система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и

охраняются гос-вом, выражают общие и индивидуальные интересы населения

страны и выступают гос-венным регулятором общественных отношений. По своей

сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых

отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает

мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством

цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

Признаки права: 1) системность, означающая, что право есть упорядоченная,

внутренне согласованная система норм; 2) право есть мера, масштаб свободы и

поведения человека; 3) нормативность права – означающая, что правовому

регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных

условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и

всеобщностью; 4) гос-венная обеспеченность, означающая, что создание,

реализация, охрана права неразрывно связана с гос-венной деят-стью; 5)

формальная определенность – означающая, что принципы и предписания права

характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание

относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят

закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного

содержания и т.д.); 6) право есть реально действующая система нормативной

регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно

действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их

практических действиях; 7) право не тождественно закону. Закон-ство

выступает одной из форм выражения права. Право и закон. Смысл различения

права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами: 1)

необходимостью разграничения и противопоставления права и произвола; 2)

необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям

права. Представители же традиционного правопонимания, отождествляющие право

и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного

нормотворчества. При таком понимании права последнее обязательно лишь для

подвластных. Сама же законодательная власть в своей деят-сти

руководствуется только процедурными нормами. Провозглашая идею господства

закона и законности, сторонники традиционного правопонимания не учитывают

главного: объективного критерия правомерности и справедливости этих законов

и законности, соответствия их требованиям права, их отличия от произвола

властей и несвободы подвластных.

13. Республика как форма правления: признаки и виды.

Республика как форма правления. Понятие и признаки. Форма правления

представляет собой структуру высших органов гос-венной власти, порядок их

образования и распределения компетенции между ними. Форма гос.правления

дает возможность уяснить: 1) как создаются высшие органы гос-ва и каково

их строение; 2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими

и другими гос.органами; 3) как строятся взаимоотношения между верховной

гос.властью и населением страны; 4) в какой мере организация высших органов

гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гр-нина. По указанным

признакам формы гос.правления подразделяются на монархические (единоличные,

наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная гос-венная

власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

опред.срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются: 1)

существование единоличного и коллегиального главы гос-ва; 2) выборность на

опред.срок главы гос-ва и др.верховных органов гос-венной власти; 3) юрид.

ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; 4)

осуществление гос-венной власти не по собственному праву, а по поручению

народа; 5) обязательность решений верховной гос-венной власти для всех

других гос-венных органов; 6) преимущественная защита интересов гр-н гос-

ва, взаимная ответственность личности и гос-ва. Зародилась в Афинском гос-

ве.

Виды: парламентарная (верховная роль в организации гос-венной жизни

принадлежит парламенту), президентская (соединяет в руках президента

полномочия главы гос-ва и главы парламента), смешанная и социалистическая

(гос-венная форма диктатуры пролетариата).

14. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Национально-государственное устройство. Политико-правовые проблемы национано-государственного устройства России.

Государственное устройство держится на трёх основных составляющих: Форма правления – выражает основные принципы организации высших органов гос. ал. (их структуру, порядок образования и рапределение компетенции между ними). Она, по Хропанюку, дает возможность уяснить: - как создаютяс высшие орагны Г и каково их строение; - какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и др. гос. орагнами; - как строятся взаимоотношения между верховной гос. вл. и населением страны; - в какой мере организация высших органов Г позвоялет обеспечивать права и свободы гражданиина. По этим признакам формы гос. правления подразделяютяс на монархические и республиканские.

Форма гос. устройства – это национальное и администртивно-территориальное строение Г, которое раскрывает характер взаимоотношений между его состоавными частями, между центр. и местными органами гос. вл. ФГУ показывает: - из каких частей состоит внутренняя труктура Г; каково правовое положение этих частей, каковы взаимоотношения их органов; - как строятся отношения между центральными и местными органами; - в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва. По форме гос. устр-ва все Г. можно подразделить на 3 основные группы: унитарное, федеративное, конфедеративное.

Политический режим – составляет совокупность приемов и методов осуществления вл. Г-вом. (это понятие более широкое, чем гос. режим, т.к. включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы деятельности гос. и негос. политических организаций, например, партии и движения), в наидолее обобщенном виде можно выделить 2 разновидности пол. режима: демократический и антидеомкратичесикй.

Государство может образовываться по принципу национальности, в котором преобладает титульная нация. А так же гос-во может образовываться по территориальному признаку, например Россия. Форма гос. Устройства федерация. Способ образования субъектов по национальному признаку, и территориальному.

В конституции РФ в ст. 3 закреплено что “единственным источником власти является её многонациональный народ”. Форме же гос. устройства в конституции РФ отведена глава №3. В которой приводится весь перечень субъектов РФ (89). Они хоть и имеют разные названия и свои особенности, но они равны между собой и в отношениях с РФ. Часть субъектов формировалось и по национальному признаку: Еврейская

автономная область.

Форма (устройство) гос-ва: понятие и общая характеристика; факторы,

влияющие на ее разнообразие. Подобно другим «парным» философским

категориям, форма гос-ва характеризуется неразрывной связью с его

содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность гос-венной

власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение

формы гос-ва проливает свет на то, как организована власть в гос-ве, какими

органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь

длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит

осуществление гос-венной власти и т.д. Проблема формы гос-ва приобретает не

только теоретическое, но и первостепенное практически политическое

значение. От того, как организована и как реализуется гос-венная власть,

зависят эффективность гос-венного руководства, действенность управления,

престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в

стране. Вот почему проблема формы гос-ва имеет весьма существенный

полит.аспект. Форма гос-ва, т.е. устройство гос-венной власти, ее

организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-

первых, это опред.порядок образования и организации высших органов гос-

венной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального

устройства гос-ва, опред.порядок взаимоотношений центральной, региональной

и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осущетсвления гос-венной

(полит.) власти. Таким образом, форма гос-ва складывается из трех основных

элементов, а именно: формы (гос-венного) правления, формы (гос-венного)

устройства, формы (гос-венного, полит.) режима.

Своеобразие конкретной формы гос-ва любого исторического периода

определяется прежде всего степенью зрелости общественной и гос-венной

жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Другими

словами, категория формы гос-ва непосредственно зависит от его содержания и

определяется им. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывают культурный

уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений,

национальные особенности, природные условия проживания и др.факторы.

Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и

его органов с негос-венными организациями (партиями, профсоюзами,

общественными движениями, церковью и другими организациями).

15. Унитарное государство: понятие и признаки.

Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос-

венного устройства – это национальное и административно-территориальное

строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его

составными частями, между центральными и местными органами гос-венной

власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит

внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между

центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.

По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три

основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: