По дисциплине Теория государства и права 5 страница

населения. В странах с демократической политической системой признаётся

политическое многообразие, им предоставляется право формирования высших

органов государства путём проведения своих сторонников в парламент или

правительство.

Два вида политических систем: многопартийные и основанные на монополии

правящих партий.

Партийное государство: руководители органов управления назначаются по

партийной принадлежности, функционирует одна господствующая партия. Её

идеология становится государственной идеологией, сращивание партии и

государственного аппарата. Руководитель партии фактически глава

государства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - это система взаимосвязанных организаций

и людей, основанных на различных формах собственности, отражающих интересы

и волю социальных слоёв, классов, групп, реализующая политическую власть в

рамках права через государство. Основные компоненты политической системы:

а) совокупность политических объединений (государство и обществено-

политические партии)

б) политические отношения, складывающиеся между элементами системы

в) политические нормы и традиции

г) политическое сознание

д) политическая деятельность - деятельность людей как представителей

или членов политических объединений

26. Место и роль государства в политической системе общества.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА), ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Орган государства - это структурно обособленная часть государственного

аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные

задачи и функции государства. Исходя из этого определения: 1-ый признак –

органы государства это определенные элементы, составные части

государственного аппарата. 2-ой признак – это относительно самостоятельные

обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган

государства представляет собой определенную государственную организацию и

занимает определенное место в структуре государственного аппарата. 3-ий

признак – органы государства это такие элементы государственного аппарата,

которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право

того или иного органа государства решать определенные государственные и

общественные вопросы). Органы государства наделяются компетенцией самим

государством и компетенция государственных органов закрепляется в

определенных нормативно-правовых актах. 4-ый признак – органы государства

это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются

задачи и функции государства. Вместе с тем не следует отождествлять функции

государства и функции органов государства, так как каждый орган государства

осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.

Классификация государственных органов. 1-ая - с учетом порядка

образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и

производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы

создаются непосредственно народом (Государственная дума). Вторичные

(производные) - это органы которые формируются первичными органами или

какими-либо производными органами. 2-ая классификация - с учетом сферы

действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие

действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации.

Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих

административно-территориальных единиц. Как правило, территория всех

государств подразделяется на определенные части, которые именуются

административно-территориальными единицами. Существуют самые различные

административно-территориальные единицы, имеющие самые различные названия.

В РФ административно-территориальными единицами являются города, районы,

поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет

несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере

действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы),

высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные. 3-ья

классификация - с учетом принципа разделения властей органы государства

(органы государственной власти) подразделяются на законодательные,

исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие

представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы

принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство,

министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой

деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют

правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не

охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в

РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и

прокуратура.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Государственный аппарат – это совокупная связь органов государства,

основанная на их субординации и распределении властных полномочий.

Стало быть, государственный аппарат – это воплощение, выражение

государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы

правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками. В

специальном, более узком значении под государственным аппаратом понимают

лишь систему государственных органов, наделенных властными полномочиями.

При этом «специальными властными полномочиями, необходимыми для

осуществления возлагаемой на них работы, наделены все звенья

государственного аппарата. В целом ими охватываются все стороны

государственной деятельности».

По иному дает определение государственному аппарату и его соотношение с

механизмом государства М.И. Байтин: «Понятие «механизм государства» тесно

связано с категорией «государственный аппарат», - пишет он… В широком

смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех

государственных органов совпадает с определением механизма государства,

идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают

аппарат государственного управления. Именно в этом значении как

совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов

используется термин «государственный аппарат» в науке административного

права».

Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный

характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных

соответствующим адресатам. Она складывается из следующих трех форм

деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной

Правотворческая – особая форма деятельности государственных органов,

направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.

Правоприменительная деятельность – сложный процесс, выступающий как

способ и средство организации реализации права; как стадия правового

регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового

регулирования. Применение права – всегда действие, акт поведения

управомоченного лица.

Правообеспечительная (правоохранительная) функция состоит в том, что

применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм

права. Например, вынесение приговора по уголовному делу обусловливает

исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Политическая система общества представляет собой сложное, многогранное

явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и

обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом

общем виде назначение политической системы можно определить как управление

делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать

реальное практическое участие населения в разработке, принятии и

осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы.

Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии

для характеристики политической системы или преследуют разные

исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки

политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой

за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов,

социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических

интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами

политической системы правовыми,

политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как

совокупность государственных и негосударственных политических институтов,

выражающих политические интересы различных социальных групп и

обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование,

являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Место и роль гос-ва в политической системе общества. Гос-во – это такая

форма организации общественной жизни, которая не может быть создана

разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на

основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без

которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является

объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы

членов общества. Особое место гос-ва в системе общественных образований

обусловлено следующими факторами: 1) гос-во – это единственная

полновластная организация в масштабе всей страны; 2) гос-во определяет

основные направления развития общества в интересах всех и каждого; 3) гос-

во является официальным лицом (представителем) внутри страны и на

международной арене.

Политическая система – это организационное выражение всей совокупности гос-

венных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов,

участвующих в политической жизни страны. Все составные части полит.системы

общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем,

что перед ними стоит единая общая цель – благо человека. В основе

взаимоотношений гос-ва, общественных организаций и трудовых коллективов

лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что

позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи

общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности

каждого звена полит.системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои

конкретные задачи не подменяя друг друга. Гос-во как главная властвующая и

организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деят-сть всех

негос-венных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их

развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем: 1) Гос-

во предоставляет конститущионное право гр-нам на объединение в общественные

организации и создает необходимые условия для их успешной деят-сти.

Общественные организации пользуются широкими полит.свободами: слова,

печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Гос-во

оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет

собственность общественных организаций, в том числе производственных, как

одну из форм собственности, существующих в обществе. 2) Гос-во определяет

правовое положение некоторых общественных организаций. Правовая

регламентация деят-сти общественных организаций со стороны гос-ва

ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же

отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами

общественной организации. 3) Деят-сть общественных организаций находится

под охраной гос-ва. Охрану прав и интересов общественных организаций

осуществляют суд, прокуратура и другие гос-венные органы. Они же оказывают

содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. В то же

время гос-во осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями

требований законов и обеспечивает их строгое исполнение. Такое

сотрудничество и взаимодействие гос-венных и общественных организаций, в

том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни,

установлению в обществе режима реальной демократии. Функционирование

полит.системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все

организационные структуры полит.системы – гос-венные, общественные

организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов,

образующих правовой фундамент гос-венной и общественной жизни.

27. Гражданское общество: понятие, структура и принципы функционирования.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество,

ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к

правовым традициям и законам, обеспечивающая свободо-творческую и

предпринимательскую деятельность, создающая возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина.

Основные признаки:

n Гражданское общество - общество свободных индивидов, т.е. каждый

индивид является собственником, свободен в выборе форм собственности,

профессии и вида труда. Индивид не зависим от государства, т.е. может

быть членом политической партии или объединения, вправе участвовать

или не участвовать в выборах органов государственной власти и

местного самоуправления.

n Гражданское общество - суть открытое социальное образование. В нём

обеспечивается свобода слова, гласность, доступ к различного рода

информации, право свободного въезда и выезда.

n Гражданское общество - сложная система. Наличие многообразных

общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения,

клубы) позволяет реализовать потребность и интересы индивидов.

n Гражданское общество - саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Индивиды, объединяясь в организации реализуют свои интересы,

обеспечивают развитие общества без вмешательства государства, как

политическо властной силы.

n Гражданское общество - правовое демократическое общество,

обеспечивается и защищается естественными и приобретёнными правами

человека и гражданина.

Правовое общество - организация политической власти в стране, которая

основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом

границах. Правовое государство является посредником между индивидом и

обществом. Правовое государство - это государство в котором действует

свобода, основанная на законах.

Признаки правового государства:

n Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо,

коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности

подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство

закона - акт исходящий от высшего представительного органа

государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

n Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут

ответственность перед государством, так и государство должно нести

ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях

«государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной

ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях

западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и

ответственность граждан перед государством и нет упоминания об

обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными

объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и

обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд

правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм,

взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан

механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение

обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники

правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме

на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция,

если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с

Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует

и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы

граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

n Принцип разделения властей.

28. Правовое государство: понятие, сущность и признаки.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество,

ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к

правовым традициям и законам, обеспечивающая свободо-творческую и

предпринимательскую деятельность, создающая возможность достижения

благополучия и реализации прав человека и гражданина.

Основные признаки:

n Гражданское общество - общество свободных индивидов, т.е. каждый

индивид является собственником, свободен в выборе форм собственности,

профессии и вида труда. Индивид не зависим от государства, т.е. может

быть членом политической партии или объединения, вправе участвовать

или не участвовать в выборах органов государственной власти и

местного самоуправления.

n Гражданское общество - суть открытое социальное образование. В нём

обеспечивается свобода слова, гласность, доступ к различного рода

информации, право свободного въезда и выезда.

n Гражданское общество - сложная система. Наличие многообразных

общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения,

клубы) позволяет реализовать потребность и интересы индивидов.

n Гражданское общество - саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Индивиды, объединяясь в организации реализуют свои интересы,

обеспечивают развитие общества без вмешательства государства, как

политическо властной силы.

n Гражданское общество - правовое демократическое общество,

обеспечивается и защищается естественными и приобретёнными правами

человека и гражданина.

Правовое общество - организация политической власти в стране, которая

основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом

границах. Правовое государство является посредником между индивидом и

обществом. Правовое государство - это государство в котором действует

свобода, основанная на законах.

Признаки правового государства:

n Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо,

коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности

подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство

закона - акт исходящий от высшего представительного органа

государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

n Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут

ответственность перед государством, так и государство должно нести

ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях

«государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной

ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях

западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и

ответственность граждан перед государством и нет упоминания об

обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными

объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и

обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд

правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм,

взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан

механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение

обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники

правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме

на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция,

если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

n Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с

Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует

и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы

граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

n Принцип разделения властей.

Правовое государство: понятие и основные признаки. Проблемы становления

правовой государственности в РФ.

Правовое государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в себе

суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя

верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое

государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на

началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом и

исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых

рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы

его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его

поведение угрожает другим людям.

Признаки правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ –

источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство закона

(права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной

гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы

взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей – каждая из

властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна

вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип

вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное

обеспечение прав и свобод личности. К числу иных важных признаков правового

гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание

институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в

руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие

конституционного закона, установление в законе и проведение на деле

суверенности гос-венной власти; возвышение суда как одного из средств

обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических

механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо

одном звене или институте; формирование обществом на основе норм

избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и

выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего

законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных

решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей граждан; взаимная

ответственность государства и личности.

Проблемы становления правовой гос-венности в РФ. Реальные демократические

преобразования в российском праве начались со второй половины 80-х

годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского

(1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты

и положения, стали развиваться демократическое законодательство,

система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации,

Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г.

Верховным Советом РФ была одобрена концепция судебной реформы,

которая направлена на утверждение судебной власти в государственном

механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей

деятельности от властей законодательной и исполнительной. Процесс

формирования правового государства предполагает создание системы

политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы

реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом

и судом, взаимную ответственность государства и личности. Сложившиеся

экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции,

усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в

значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым

фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от

того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в

последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона

всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта

демократического государства. Успешное решение формирования правового

государства невозможно без создания реальных условий для данного

процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня

политического и правового сознания людей; создание единого,

внутренне не противоречивого законодательства; ограничение

вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации. В настоящее

время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией.

Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных

законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на

состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным

конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

29. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА С ЛИЧНОСТЬЮ

Как граждане несут ответственность перед государством, так и

государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике

в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет

равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений

государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных

стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность

граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и

ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во

взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми

гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как

представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание

общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен

быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не

выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные

участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о

приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы -

Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней

определяются особые права государства, которые не могут принадлежать

отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: