Основные измерения эпистемологии как философского учения о знании

Цель: Сформировать представление об основном содержании проблемы познания, его структуре, признаках и критериях.

Основные понятия: «гносиология», «философия познания», «эмпирический уровень познания», «теоретический уровень познания», «метод научного познания», «стиль научного мышления».

1. Особенности философского подхода к познанию: процесс познания является предметом специальной теоретической философской дисциплины, которая носит название "гносеология" (греч., "гнозис" - познание; "логос" - учение).

Зачастую термин "гносеология " употребляется как тождественный термину "эпистемология" (греч., "эпистеме" - знание; "логос" - учение). О справедливости данного отождествления можно спорить. К примеру, некоторые философы полагают, что термином "эпистемология" можно обозначать лишь "теорию научного знания", включая ее тем самым в общий контекст гносеологии как науки о познании, предметом которой являются предельно общие основания всех форм процесса познания – нечто всеобщее в познании, тогда как эпистемология изучает именно научное познание.

Если рассматривать предмет гносеологии в контексте диалектико-материалистического подхода, то ее предметом являются субъект-объектные отношения, структурирующие акты познания. Отсюда, категориями гносеологии являются такие понятия как "сознание", "познание", "истина", "практика", субъект", "объект", "материальное", "идеальное", "чувственное", "рациональное", "интуиция" и др. Каждое из данных понятий гносеологии есть обозначение того или иного проблемного аспекта общей теории познания. При этом вся проблематика гносеологии определяется понятием истины: "В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о "истинном образе жизни", о "истинной красоте". В более узком эпистемологическом смысле под истинностью понимается точное и достоверное отображение реальности в знании".

Однако, исследование видов познавательной деятельности не является единственной целью гносеологии, поскольку ее интересует прежде всего мировоззренческий статус форм познавательной деятельности и проблема истины, ее развитие в той или иной форме познавательной деятельности. Наряду с термином "гносеология", обозначением данной предметной сферы философского познания могут быть определения "теория познания" или "философия познания".

В свою очередь, в контексте эпистемологии, предмет которой по мнению части философов ограничен сферой научного познания, основополагающими являются такие понятия и термины как "эмпирический уровень познания", "теоретический уровень познания", "стиль научного мышления", "метод научного познания" и т.п.

Как правило, мы не будем различать понятия "гносеологии" и "эпистемологии", поскольку подобная дифференциация важна лишь в контексте специальных теоретико-методологических исследований в области теории познания.

Теория познания разрабатывается в философии с момента ее возникновения и в частности в творчестве Гераклита, Платона, Аристотеля. Сам термин "теория познания" введен в 1854 г. шотландским философом Дж.Феррером. Содержание основных проблем теории познания изменялось с течением времени. Не является оно однозначным и сейчас.

К примеру, в контексте диалектико-материалистического подхода онтология, в качестве теории фундаментальных основ бытия, выступает как предпосылка гносеологии. В контексте онтологии и гносеологии конституирующей является идея развития (диалектики). Отсюда, гносеологические проблемы имеют онтологические основания, а теоретические основания онтологических проблем развития и детерминизма выполняют гносеологические функции в процессе познания.

Взаимосвязанность онтологии и гносеологии, объединенных общим контекстом философского познания, свидетельствует о том, что гносеология тесно связана и с другими отраслями философского знания, такими как этика, эстетика, антропология и др. Однако, поиск взаимосвязей теории познания и различных дисциплин можно продолжить. Так, познавательная деятельность в настоящее время изучается в контексте психологии, физиологии, кибернетики, логики, семиотики, общего языкознания, лингвистики, истории культуры и др.

При всем сходстве проблематики гносеологии как философской теории познания с другими дисциплинами, изучающими различные аспекты познавательной деятельности человека, есть одно существенное отличие: философская теория познания изучает предельно общие отношения познания как такового и объективной реальности как возможность возникновения истины.

Тем самым, гносеология не может быть сведена ни к одной из частных дисциплин, изучающих процесс познавательной деятельности человека, ни даже к их совокупности. Хотя в соответствии со сложным требованием объективно существующего процесса, определяемого тенденциями дифференциации (специализации) и интеграции знания, философская теория познания должны использовать достижения других научных дисциплин, предметом которых является познание как таковое.

В свете проблемы истины как доминирующего основания теории познания основным вопросом гносеологии можно считать вопрос: "Познаваем ли мир?" Вопрос, который остается актуальным, просуществовав тысячи лет, несмотря на колоссальные знания, выработанные человеком в процессе историко-культурного развития.

Тем самым, специфика агностицизма по сравнению с познавательно-реалистической позицией заключается в отрицании возможности достоверного знания, в отрицании возможности познания сущности материальных систем. Это главный признак агностицизма. Что, конечно же, не есть утверждение принципиальной непознаваемости мира.

Кант, в частности, показал, что есть вещи сами по себе, вещи для себя, вещи как не являющееся. Поэтому сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание, представление о вещах будет радикально отличаться от того, каковы эти вещи на самом деле. Отсюда, познаваем лишь мир явлений, вещи же в себе познанием не открываются, они не уловимы, не познаваемы. Основанием агностицизма и познавательного скептицизма служит вполне реальное положение в познавательной деятельности, поскольку она имеет дело со сложными явлениями и процессами на фоне еще не установившегося процесса познания, ресурсы которого находятся в стадии изучения, а методология - в стадии становления.

2. Философия в познании: средства, уровни, специфика: вопрос о средствах познания в философии может быть рассмотрен как выражение проблемы средств познания вообще - данная проблема является одной из основных в контексте гносеологического подхода, поскольку перекликается с проблемой методологического обеспечения познания. Без тщательно разработанной методологии, в свою очередь, вообще нельзя осуществлять познавательную деятельность.

При характеристике средств философского познания их разделяют на следующие разновидности: научные средства (они отличают философию от других форм познания: религиозного, художественного, обыденного); умозрительные средства (они отличают философию от экспериментальных наук), всеобще-категориальные (они отличают философию от частных теоретических научных дисциплин, от математики, при этом, всеобщие категории вообще являются главным средством философского познания), критически-конструктивно-рефлексивные (они отграничивают философию от ненаучных подходов в познавательной деятельности, таких как описательный, догматический, схоластический; последний, к примеру, зачастую используется в практике преподавания философии, с необходимостью дезавуируя метафизическую несостоятельность исполнителя, подменяющего необходимость исполнения философской мысли "самокручением терминологической машины").

Общая методология изучения проблематики в контексте той или иной дисциплины определяется природой изучаемого объекта. Особое мировоззрение формирует диалектико-материалистический подход. В контексте данного подхода методом философского исследования является диалектика.

Диалектика как метод прошла длительную эволюцию. Сначала она существовала в форме стихийной субъективной диалектики, затем в форме объективно-идеалистического подхода, и позднее в виде взаимосвязи субъективной и объективной диалектики.

Определяя средства философского познания, мы должны обозначить некие базовые средства - средства диалектики как всеобщего философского метода.

Философскими средствами диалектики являются правила и законы формальной логики. Такие как индукция (выведение общего представления из частных), дедукция (выведение частного представления из общего; общего из общего), родо-видовые формально-логические определения, определения явлений через противоположные явления и т.п. В свою очередь, общие формально-логические приемы структурируют совокупность собственных средств философского познания, таких как экстраполяция, мысленный эксперимент, герменевтическая интерпретация, интеллектуальная интуиция, трансцендирование и т.п.

К примеру, к экстраполяции прибегают, когда имеют дело с проблематичными положениями, которые нельзя подтвердить с помощью опытных данных. Тогда достоверность суждения, не подтверждаемого в опыте, усиливается за счет наложения на него вывода, достоверность которого проверена опытным путем.

В случае мысленного эксперимента, используя идеализацию, философы создают идеальную модель, а затем экспериментируют с этой моделью. Важно то, что теоретическое рассуждение в мысленном эксперименте строится в соответствии с методикой реального эксперимента.

Следующим средством философского познания является герменевтическая интерпретация. В качестве ее особенности можно назвать несводимость понимательных процедур к средствам логического мышления. В контексте гуманитарного знания понятие "герменевтика" обозначает теорию и методологию понимания, не сводимого к дискурсивному знанию. Понимание - это отчасти внедискурсивное раскрытие смысла и значения исследуемого объекта или явления. Понимание есть итог последовательного применения герменевтики и интерпретации.

Интуиция также является средством философского познания. Это наиболее важный подход для достижения новых, ранее отсутствовавших в познавательном опыте результатов.

К средствам философского познания относится и трансцендирующий способ, включающий в себя медитацию, элементы мистики и особой философской веры.

Наряду с рассмотренными средствами, важную роль в качестве средства философского познания играет и сомнение. Это особое средство, которое сказывается в качестве рефлексии как имманентный элемент философского познания, влияние которого распространяется, к примеру, и на сам выбор средств философского познания.

Выбор средств познания в философии определяется прежде всего самой проблемой. Единственный критерий - успешное решение задач познания. Так, проблемы экзистенциального плана решаются гораздо эффективнее средствами герменевтического подхода, проблемы и задачи, требующие философского исследования материальных систем, эффективнее решаются формально- и диалектико-логическими средствами (индукция, обобщение естественнонаучного материала).

Кроме собственных, философия использует и общенаучные средства познания. Тем самым, проблематичной является борьба за чистоту философских средств исследования.

В качестве доминанты должно преобладать умозрение как специфический философский подход, полностью соответствующий требованиям логики как условия достижения общезначимости и конвертируемости выводов. Философское умозрение отличается от умозрения науки своей всеобщностью, нацеленностью на открытие оснований бытия.

Решение вопроса о средствах познания в философии находится в тесной связи с решением проблемы типологии уровней освоения действительности в контексте философского познания. Необходимо иметь ввиду, что эту своеобразную типологию освоения действительности можно отстроить в пределах научного рационалистического понимания предмета философии.

Вопрос об уровнях освоения действительности с необходимостью оказывается в горизонте вопроса об отношении эмпирического и теоретического познания внутри философии. При этом, точка зрения, утверждающая строгую теоретичность философии, не может считаться единственно возможной. Философия познает действительность по-разному: опосредованно, анализируя достижения частных наук, и непосредственно, анализируя явления и процессы реальности собственными средствами, которые рассмотрены нами ранее.

Путь к знанию лежит через диалектическое единство средств и методов научного и философского познания. В философии, в актах собственно философского освоения действительности, доминирующим являются не средства индукции экспериментальных и естественнонаучных теоретических данных, а диалектический принцип всеобщности. Однако, по аналогии с естественнонаучным знанием, мы можем признать за философией наличие двух уровней освоения действительности: эмпирического и теоретического. При этом, эмпирическое знание отражает отдельные фрагменты и явления изучаемых процессов, а теоретическое знание отражает взаимосвязь всех проявлений и фрагментов сущности этих процессов.

Методы изучения реальности в контексте эмпирического и теоретического уровней философского познания различны. Необходимо отметить, что философское мировоззрение не является по преимуществу экспериментальным как естественнонаучное, скорее наоборот.

Как и в науке, наблюдение в философии является ядром экспериментального познания. При этом, наблюдение сочетается с индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, описанием, объяснением. Философский эксперимент прибегает к инструментальной помощи умозрения и интуиции. Как и во всякой экспериментальной деятельности основной формой познания является "философский факт".

Особенностью философских фактов является их репрезентативность, то есть, описывая отдельный фрагмент сущности, философский факт должен представлять всеобщее как таковое. Другой особенностью философских фактов является гетерогенность реальности как источника фактов - реальность как целое в качестве предмета философского познания состоит из явлений принципиально разнородной сущности.

Теоретический уровень философского знания, который в отличие от экспериментального представляется очевидным, состоит уже не из фактов, а из теорий разной степени общности. В этом, философская теория и философский факт похожи, факты как и теории бывают и общими (фундаментальными), и частными.

Философское познание имеет следующие теоретические уровни: категориальные теории, которые посвящены отдельным предельно общим философским понятиям-категориям (теория причинности); теории, разрабатывающие общетеоретические принципы философских исследований (учение о развитии); отраслевые философские теории (онтология); теории философского знания как такового (логика философского познания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: