Таможенная политика

Таможенная политика - это один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.

Таможенная политика нашей страны прошла определенные этапы развития. Если в 1920-х – начале 1930-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем он перестал воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Важными элементами активной таможенной политики СССР в 1920-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались, по сути, рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Он насчитывал всего 300 с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тыс., а в тарифах таких стран, как США и Япония, - 10-12 тыс.

Понятие «таможенная пошлина» было подменено термином «таможенные доходы», в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической «прозрачностью» границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

Целями таможенной политики России являются:

• интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

• защита и стимулирование экономического развития России;

• создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

• укрепление торгового и платежного баланса страны;

• рост доходов государственного бюджета;

• упрочение торгово-политических позиций России;

• противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

• расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

• охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

• защита государственной и общественной безопасности;

• защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

В настоящее время деятельность таможенных органов в России развивается стремительными темпами.

Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

У таможенной политики есть три ключевые функции — фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение отдается лишь одной функции — фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.

С 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Это документ, определяющий юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов и платежей, порядок начисления и взимания уплаты, процедуру прохождения товаров через таможню.

Целью его принятия стало приведение таможенного законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), необходимость упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления товаров, установление стабильных таможенных правил.

В нем учтены положения международных правовых документов, в том числе Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и Таможенного кодекса Европейского сообщества. Проект Кодекса широко обсуждался, в том числе с участием иностранных специалистов.

Таможенный кодекс РФ (пп. 22 п. 1 ст. 11) дал определение таможенного режима. Под ним понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от условий их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров: Номенклатуры гармонизованной системы описания и кодирования товаров (НГТС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она используется в следующих целях:

• является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Необходима для ведения внешнеторговой статистики;

• имеет решающее значение для установления порядка перемещения товара через границу;

• с помощью нее определяются ставки таможенных пошлин, НДС, ставки акцизов и иные платежи;

• имеет важное значение при определении режимов и при сопоставлении таможенных тарифов;

• является основой декларирования товаров, т.е. декларант составляет декларацию на ее основе, таможенный орган прове­ряет ее и при обнаружении ошибки в коде может привлечь к соответствующей ответственности.

ТН ВЭД представляет собой справочник, в котором все товары закодированы по определенным признакам. Десятизначный цифровой код состоит из элементов: первые шесть цифр — код товара по НГС; шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки — код товара по КН ЕЭС; девятая и десятая цифры представлены для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов страны.

Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: