Вопросы для самоподготовки:
- эпидемиология ЗВУР;
- факторы риска ЗВУР;
- этиопатогенез ЗВУР;
- классификация ЗВУР;
- клинические проявления различных вариантов ЗВУР;
- диагностика и дифференциальная диагностика заболевания;
- современные принципы выхаживания, вскармливания и лечения новорожденных с ЗВУР;
- критерии недоношенности;
- причины и эпидемиологию невынашивания беременности;
- этапность оказания медицинской помощи недоношенным новорожденным;
- основные принципы выхаживания недоношенных в роддоме и на втором этапе;
- вскармливание недоношенных новорожденных;
- особенности клиники гипоксии, ВЧРТ, пневмонии и гнойно-септических заболеваний у недоношенных новорожденных;
- особенности диагностики и лечения гипоксии, ВЧРТ, пневмонии и гнойно-септических заболеваний у недоношенных новорожденных;
- профилактика невынашивания.
4. Вид занятия: практическое
5. Продолжительность занятия: 6 часов
6. Оснащение:
6.1. Дидактический материал:
- микро- и макротаблицы, плакаты, слайды
- истории родов, истории развития новорожденных
- медицинский инструментарий, расходный материал, медикаменты
- учетно-отчетная документация
- тренинговые и контролирующие компьютерные программы по неонатологии
- фантомы, тренажеры
6.2. ТСО:
- компьютеры, видеодвойка, ноутбук, мультимедийный проектор
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Задания для самопроверки – тесты.
№ | Укажите один правильный ответ | Ответ |
1. | ДЛЯ ГИПОТРОФИЧЕСКОГО ВАРИАНТА ЗВУР ХАРАКТЕРНЫ 1) истончение подкожно-жировой клетчатки 2) гипогликемия 3) трофические изменения кожи 4) диспропорциональное телосложение 5) стигмы дисэмбриогенеза | 1, 2, 3, 4 |
2. | ОСЛОЖНЕНИЯ РАННЕГО НЕОНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА У НОВОРОЖДЕННЫХ С ЗВУР 1) геморрагические расстройства 2) синдром аспирации мекония 3) гипогликемия 4) гипокальциемия 5) гипербилирубинемия | 1, 3, 4, 5 |
3. | ПО ШКАЛЕ ПЕТРУССА ОЦЕНИВАЮТ 1) цвет кожи 2) исчерченность стоп 3) выраженность лануго на коже 4) ушные раковины 5) ареолы соков 6) наружные половые органы 7) подкожно-жировой слой | 1, 2, 4, 5, 6 |
4. | ФАКТОРЫ РИСКА ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ 1) патологическое предлежание 2) многоплодная беременность 3) низкая масса тела у матери 4) обвитие пуповиной шеи плода 5) преждевременное старение плаценты 6) сахпрный диабет у матери 7) врожденный порок сердца с нарушением кровообращения у матери 8) преждевременная отслойка плаценты | 1, 2, 3, 5, 7 |
5. | ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕЕНЫХ РОДОВ 1) без защиты прмежности 2) более широкое применение эпизио- и перинеотомии 3) пудендальная анестезия 4) извлечение путем операции кесарева сечения 5) извлечение путем операции кесарева сечения при сроке гестации менее 27 недель 6) не оказывать пособие по цовьяновут при тазовом предлежании плода массой менее 2000 г 7) избегать применения для обезболивания морфина, промедола | 1, 2, 3, 5, 6, 7 |
6. | НЕЗРЕЛОСТЬ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НЕДОНОШЕННЫХ 1) позднее закрытие артериального протока 2) открытое овальное окно 3) тахикардия 4) низкое АД 5) лабильность показателей АД, ЧСС | 1,3, 4, 5 |
7. | ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ НЕДОНОШЕННЫХ 1) незрелость центральных механизмов теплообмена 2) относительно болшая поверхность тела 3) выраженная гипертермия при инфекциях 4) тонкий подкожно-жировой слой 5) малые запасы бурого жира 6) отсутствие бурого жира | 1, 2,4, 6 |
8. | НЕЗРЕЛОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕДОНОШЕННЫХ 1) низкая растяжимость легких 2) низкий снтез сурфактанта 3) структурная незрелость сурфактанта 4) низкое расположение купола диафрагмы 5) высокая проницаемость альвеолярных мембран 6) дыхание типа Чейн-Стокса | 1, 2, 3,5 |
ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА НЕДОНОШЕННЫХ 1) снижена перистальтика кишечника 2) снижена активность лактазы 3) спазм кардиального отдела пищевода 4) низкая способность продукция пепсиногена 5) малый объем желудка | 1, 2, 4, 5 | |
10. | К СТИГМАМ ДИСЭМБРИОГЕНЕЗА ОТНОСЯТ 1) эпикант 2) брахицефалия 3) микрофтальмия 4) полидактилия 5) открытый артериальный проток 6) косолапость 7) удвоение почек | 1, 2, 3, 5 |
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация тематических больных (сбор анамнеза, составление плана обследования и лечения), заполнение историй развития новорожденных, листа назначений, посещение лечебных и диагностических кабинетов.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: ситуационные задачи