Форма | Краткая характеристика |
Аутсорсинг | Использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг способствует: – фокусировке собственных ресурсов на основных целях бизнеса; – снижению себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру; – получению доступа к ресурсам, которых нет у компании; – доступ к новейшим технологиям; – передаче ответственности за выполнение конкретной функции; – большей свободе направления инвестиций в инфраструктуру компании. |
Субконтрактинг | Способ организации производства, использующий разделение труда между заказчиком (контрактором) и субконтракторами (поставщиками). Субконтрактация осуществляется на конкурсной основе. |
Франчайзинг | Взаимовыгодная форма кооперации предприятий, как правило, крупных (франчайзеров) с малыми (франчайзи). Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж. Поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. |
Совместное производство | Организация единого полного цикла производства конечного продукта, включая НИОКР, опытно-промышленное производство, запуск серийного выпуска, сбыта, технического обслуживания. |
Совместное предприятие | Объединение финансовых, научно-технических, материальных и трудовых ресурсов. |
Промышленный кластер | Группа географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. |
Производственная кооперация реализуется в виде:
|
|
– производства промежуточной продукции для последующего выпуска конечного продукта;
– договорной специализации;
– организации совместного производства.
1. Наиболее распространённой формой производственной кооперации является производство комплектующих изделий, которое осуществляется на основе подетальной (узлы, части, детали и другие комплектующие изделия) либо технологической (по стадиям определённой технологии) специализации. На основании договора подряда предприятие-субподрядчик по поручению предприятия-заказчика изготавливает определённого вида продукцию.
|
|
В настоящее время наиболее успешной является международная производственная кооперация, где предприятиями-заказчиками выступают транснациональные корпорации (ТНК) – материнские компании по отношению к своим зарубежным филиалам (например, многочисленные сборочные предприятия электроники, автомобилестроения, приборостроения и другие). Помимо «родных» предприятий, ТНК вовлекают в свои производственные программы тысячи мелких и средних специализированных фирм на договорных условиях.
Кроме того, межфирменное кооперирование осуществляется и между самими ТНК, между фирмой, специализирующейся на производстве качественной стандартизованной промежуточной продукции, и несколькими подрядчиками.
2. Производственная кооперация на основе договорной специализации представляет собой договоренность между предприятиями о разграничении ассортимента продукции, исключении или уменьшении дублирования производства с учётом основной специализации каждой из фирм, вытекающей отсюда передачей отдельных производств, соответствующих рынков, а подчас и инфраструктуры рынка. Конкретные кооперационные отношения между фирмами могут включать и субподрядные взаимные поставки, совместные научные разработки, обмен технической документацией, «ноу-хау» и лицензиями в рамках разделения программ.
3. Производственная кооперация на основе организации совместного производства является наиболее тесной формой производственного кооперирования, когда объединяются технологические, научно-технические, материальные и финансовые ресурсы предприятий с целью создания нового изделия. В международной практике совместные производства создаются для выпуска новых видов продукции, где велики риск и капиталовложения в связи с освоением новых технологий. Совместное производство нового изделия осуществляется путем производства каждым из предприятий комплектующих изделий для последующего создания готового продукта.
По мнению экономистов Европейской экономической комиссии ООН, соглашения о кооперации в среднем на 14-20 месяцев сокращают сроки налаживания производства по сравнению с организацией его собственными силами, на 50-70% снижают стоимость освоения производства[1]. Поэтому производственная кооперация является одним из наиболее перспективных направлений развития предприятий.