Концепция «Международной конкуренции наций»

Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.

Очевидным фактом является то, что в современном мире значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, которые формируются в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, Портер показал, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около 100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

Таким образом, конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

- обеспеченность факторами производства. Главную роль играют сейчас научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.;

- условия внутреннего спроса на продукцию, который стимулирует нововведения, повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок;

- наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и близких (родственных) отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию;

- стратегии, структуры и соперничество фирм.

Согласно теории М.Портера, конкуренция – это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянное обновление технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо «выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые»[2].

Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: