Калининград
Философия: Программа / Авт.- сост. к.ф.н. Кирюхина Е.С. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – ___ с. | |
Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _ октября _ 2012 г. № _ 2 _ | |
Автор: Кирюхина Е.С. | |
© Кирюхина Е.С.,2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка
Изучение философии - необходимый и важный компонент современного образования, предусматривает изучение слушателями важнейших положений мировой философской мысли, истории философии, социальной философии, философской антропологии, онтологии и гносеологии.
В системе подготовки специалистов высшей квалификации философское знание занимает одно из ведущих мест, поскольку оно учит правильно разбираться в характере и взаимодействии политических, экономических, социальных процессов, избирать верные направления познания действительности.
|
|
Важным показателем сознательного отношения к жизни выступает философская культура. Философская культура личности представляет собой степень овладения опытом, осмысления действительности, т.е. совокупностью умений и навыков ставить и решать философские проблемы. Через формирование мировоззрения личности философская культура воздействует на целевые установки человека, через формирование методологической культур – на выбор им средств деятельности.
Данная учебная программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по философии. Изучение философии по данной программе осуществляется в системной связи с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Методика преподавания философии строится на основе новых информационных технологий, с применением методов мотивации творческого мышления студентов на основе постановки актуальных философских проблем и выявления альтернатив их решения.
Цель формирование философской культуры будущего специалиста на основе изучения обширного исторического и современного материала, анализа постановки и решения «вечных» философских проблем человечества, формирования философской картины мира, что способствует гуманистической ориентации личности, преодолению репродуктивного типа интеллектуальной деятельности и созданию предпосылок творческого мышления, в том числе и в профессиональной сфере.
|
|
Целью усвоения дисциплины раскрыть сущность философии как мировоззренческой и методологической основы естественных и общественных наук, ее место и роль в духовной жизни общества. Научить слушателей применять основные положения к анализу современных общественных явлений. К решению конкретных научных и практических задач.
Задачи курса:
1. Создание условий для овладения специальной философской терминологией, категориально-понятийным аппаратом, системой знаний о целостности бытия, единстве и взаимосвязи Природы и Общества. Ознакомление с основными направлениями и школами философии, этапами ее развития.
2. Активизация рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и сохранения индивидуальности.
3. Способствовать формированию нонконформистской личности, способной на самореализацию и самоактуализацию.
4. Формирование толерантного мышления как важнейшей мировоззренческо-деятельностной ценности.
5. Выявление личностной потребности в философствовании как способе миропостижения и миропонимания.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
иметь представление:
о философских подходах к осмыслению человека и мира, выработанных в различных культурах;
об отношении человека к миру и философских основах мировоззрения;
о своем месте в мире, в российской культуре, роли своей профессиональной деятельности в организации российского общества;
знать:
- предмет философии, структуру философского знания, место и роль философии в культуре;
- становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития;
- философское содержание учения о бытии, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия, важнейшие формы бытия: пространство, время, движение; законы движения: динамические, статистические, всеобщие; фундаментальный принцип философского учения о бытии – принцип детерминизма;
- научный, философские и религиозные картины мира;
- содержание развития как основного предмета изучения диалектики, диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;
- понятие материального и идеального, философское содержание сознания и самосознания в поведении, общении людей, в профессиональной деятельности;
- понятие общества и его структура, формационную и цивилизационную концепции общественного развития, гражданское общество и государство, взаимосвязь человека и природы, человека и общества: место человека в системе социальных связей, в историческом процессе, личность и массы, свобода и необходимость;
- природу человека и смысл человеческого бытия: насилие и ненасилие, свобода и ответственность, мораль, справедливость, право; роль нравственных и эстетических ценностей в человеческой жизни, религиозные ценности и свобода совести, представления о совершенном человеке в различный культурах;
- философские основы теории познания: взаимосвязь действительности, мышления, логики и языка; соотношение веры и знания, понимания и объяснения, рационального и иррационального в познавательной деятельности, истины и заблуждения; научное и ненаучное знание, критерии научности, структура научного познания, его методы и формы; научные революции и смены типов рациональности;
- глобальные проблемы современности, будущее человечества, взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
уметь:
примененять полученные знания при анализе современных социально-политических процессов, происходящих в обществе; владеть принципами и категориальным аппаратом философского мышления, методами и логикой научного познания действительности.
|
|
И м е т ь н а в ы к.
- самостоятельной работы с философской литературой; подготовки публичного выступления и научного сообщения по проблемам философии; грамотно и убедительно, с философско-методологической позиции разъяснения основных противоречий и событий современного мира.
В завершение изучения курса философии студенты очного и заочного обучения сдают экзамен.