Что в России

В России существует ряд гарантий для частного партнера в проектах ГЧП. Со стороны публичного партнера государственные гарантии могут заключаться в различного рода выплатах и компенсациях частным партнерам, как это предусмотрено, например, законом Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Участие Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах может включать [18]:

o осуществление выплат, связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и их реализацией партнером по установленным государственными органами тарифам;

o осуществление выплат, связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения;

o финансирование расходов, связанных с созданием (реконструкцией) и (или) эксплуатацией объекта соглашения гарантий;

o предоставление различного рода компенсации расходов партнера из бюджета в случае реализации социально значимых проектов (на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и т.д.).

В 2013 году в 115 фз «О концессионных соглашениях» были внесены существенные поправки, которые касались вопроса проведения конкурса, заключения соглашения, а также закрепили установление цен (тарифов) в соответствии с законодательством и условиями концессионного соглашения.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ФЗ-115

Статья 10. Условия концессионного соглашения

1. Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

<…>

6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

<,.,,.

<>,……>

1.1. В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и объектом концессионного соглашения не являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения. При этом размеры предусмотренного пункто м 6.1 части 1 настоящей статьи обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению определяются исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь в целях реализации инвестиционной программы концессионера, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за исключением расходов, которые в соответствии с концессионным соглашением должны осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и за счет выручки концессионера, полученной от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия:

1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения);

<…>

2. Концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.2 настоящей статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

2) порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов);

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

<><>…

<…>

6) обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам);

7) обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг;


ЧТО В МОСКВЕ?

т.к. в Москве нет регионального закона о ГЧП, определение цены осуществляется в рамках действующего федерального законодательства о государственном ценовом регулировании и в соответствии с условиями соглашения ГЧП.

в рамках 44-фз (подразумевает заключение контракта с привлечение финансирования с публичной стороны) существуют следующие методы определения цены (источник: https://www.expgz.ru/tehnologiya-raboty/metody-opredeleniya-nmck/)

Методы определения НМЦК

В настоящий момент, ЗАО АКГ «РБС», как экспертная организация, работает по Постановлению Правительства Москвы от 27.02.12 № 68-ПП «Об утверждении порядка формирования начальной (максимальной) цены Государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы» (далее 68-ПП).

В 2014 году нас ждет новый федеральный закон ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ).

Что может измениться в методах определения начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК), попробуем рассмотреть по пунктам, указанным в 22 статье 44-ФЗ.

1 ) нормативный метод, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Этот метод в обязательном порядке применяется заказчиком в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе их максимальная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать.

Отдельно нормативный метод не выделен в 68-ПП. Для введения нормативов закупки в отношении цены, количества и качества товаров, как основного метода расчета НМЦК, необходима проработанная система нормативно-законодательных и информационных баз в сфере Госзакупок. При этом понятно, что с введением нового Федерального закона, Порядок, утвержденный 68-ПП, будет приведен в соответствие, как это прописано в отношении 94-ФЗ:

1.3. Настоящий Порядок используется государственными заказчиками и иными заказчиками (далее - заказчики) при определении и обосновании НМЦК при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

2) метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар (работу, услугу). Этот метод применяется заказчиком в случае, если предполагается осуществление закупок товаров (работ, услуг), производимых (поставляемых, выполняемых, оказываемых) одной организацией;

В 68-ПП этот пункт относится к анализу рыночной стоимости, при этом эксклюзивность поставщика необходимо подтвердить:

2.1.1.3.2. При поставке и (или) изготовлении товаров единственным производителем/поставщиком заказчик должен документально подтвердить, что данные товары изготавливаются единственным производителем.

3) тарифный метод, который в обязательном порядке применяется заказчиком, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары (работы, услуги).

Установленные тарифы же указаны и в 68-ПП:

1.4. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые финансируются с привлечением средств бюджета города Москвы и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", формируется исходя из утвержденных в установленном порядке регулируемых цен (тарифов).

4 ) метод индексации, при котором расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году, на индекс потребительских цен (иной обоснованный заказчиком коэффициент). Этот метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупок товаров (работ, услуг), аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предыдущем (текущем) году (в том числе на основании утвержденной проектно-сметной документации). В случае применения этого метода в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе информация о предшествующих процедурах закупок, их количестве. При этом предшествующие процедуры закупки, на основании которых заказчиком производится расчет начальной (максимальной) цены контракта, должны быть завершены на момент расчета и не являться несостоявшимися или отмененными, и заключенные по итогам их проведения контракты не должны быть расторгнуты. Количество предшествующих процедур закупок, учитываемых заказчиком в целях расчета, не может быть менее трех;

В 68-ПП статистический метод по прошлым заказам указан в качестве лишь одного из возможных источников информации:

1.8. В качестве источников информации для определения НМЦК используются:

4) данные о ценах, предложенных производителями, поставщиками, подрядчиками, исполнителями аналогичных видов товаров, работ, услуг, на основании сведений, содержащихся в реестре контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в заявках, поданных на участие в конкурсе, аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме), запросе котировок.

5 ) запросный метод, который заказчик вправе использовать в случае, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг) и невозможно применить методы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящей части. При применении этого метода определение стоимости товаров (работ, услуг) производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, и проведения расчетов начальной (максимальной) цены контракта на основе полученной информации. В случае применения этого метода в документации об осуществлении закупок должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе источник получения информации о ценах, наименование субъекта предпринимательской деятельности, чье ценовое предложение было предметом изучения, сами ценовые предложения, а также порядок расчета;

В отсутствии отработанной нормативной базы, в 68-ПП делается сейчас основной упор на справедливую рыночную цену на поставку товаров и оказание услуг:

2.1. Определение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на поставку товаров производится с использованием следующих методов:

1) анализа рыночной стоимости закупаемых товаров

2.2 Определение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на оказание услуг производится исходя из требований заказчика к видам предоставляемых услуг, их объему и качеству, установленных в техническом задании, с использованием следующих методов:

1) анализа рыночной стоимости оказываемых услуг

6 ) проектно-сметный метод, согласно которому цена контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт определяется на основании разработанной проектной документации. При этом сметная стоимость строительных работ пересчитывается в текущий уровень цен на дату осуществления процедур определения подрядчиков и исполнителей по соответствующим индексам цен на строительные и монтажные работы по основным калькуляционным статьям прямых затрат (оплата труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов, стоимость материалов);

Так же сметный метод отражен в 68-ПП, как основной метод при определении НМЦК при размещении заказов для выполнения работ:

2.3. Определение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение работ производится исходя из требований заказчика к их видам, объему и качеству, установленных в техническом задании, спецификации, проектной документации, с использованием следующих методов:

1) составления смет на выполнение работ

7 ) метод расчета удельной цены основного параметра, при котором определение цены контракта производится посредством изучения ценовых предложений не менее чем трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика. Этот метод может использоваться в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой конструкционных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости;

Отражен в 68 ПП как один из дополнительных методов, если невозможно произвести рыночную оценку:

1.14. Определение НМЦК при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг проводится с использованием методов:

6) применения параметрических методов

8) самостоятельный расчет заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в случае невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта с использованием указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части методов. В этом случае в документации об осуществлении закупки заказчик обязан указать обоснование невозможности использования таких методов, а также сведения и их источник, которые он использовал в целях расчета начальной (максимальной) цены контракта.

В 68-ПП, дополнительно выделены и описаны методы, которые возможно применить заказчику:

3 ) калькуляции затрат на выполнение работ, оказание услуг с учетом нормы прибыли;

4) анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой;

5) применения удельных показателей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: