В содержательном плане следует различать такие понятия, как «профессиональная мораль» и «профессиональная этика».
Профессиональная мораль возникает значительно раньше и определяется наличием ряда определенных черт:
Во-первых, это объективный характер требований, которые регулируют отношения внутри конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная мораль независима от воли и желаний людей, она возникает и развивается в ответ на запросы общественной практики. Таковыми, например, являются требования к адвокату (адвокатская этика), вырабатываемые в силу наличия нужды в защитнике прав и законных интересов.
Во-вторых, формирование требований, которые впоследствии воспроизводятся в виде определенных норм и требований, происходит стихийно.
В-третьих, процесс эволюции требований профессиональной морали осуществляется преимущественно на уровне обыденных представлений и в повседневной жизни реализуется через соблюдение работниками неких привычных правил.
Все вышеизложенное позволяет определить профессиональную мораль как совокупность моральных норм, ценностей и идеалов, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долг.
Как мы видим, профессиональная мораль не ставит перед собой задачу составить представление об иерархии ценностей внутри той или иной сферы деятельности. Эта задача входит в компетенцию профессиональной этики, т. к. именно она выступает как теоретический срез сознания по отношению к профессиональной морали.
Профессиональная мораль регулирует три типа отношений:
1. Моральные взаимоотношения между индивидами в той или иной сфере профессиональной деятельности.
2. Моральные взаимоотношения, возникшие в области непосредст- венного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом.
3. Моральные взаимоотношения этих профессиональных групп с обществом.
Структура профессиональной морали определяется наличием этического аспекта практики, отношений и сознания, которые формируются в конкретной сфере деятельности. Моральная практика со временем обогащается, усложняется характер отношений не только с коллегами по работе, но и по линии «специалист – клиент».