Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз —
У неё такой круиз.
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание! 1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40), выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
43. «КУЧЕР»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!»
Цель. Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
|
|
Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.
44. «ПАРУС»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотри,
К зубкам верхним изнутри.
Цель. Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Обратите внимание! 1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» (№ 32). 2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».