Ход опыта. Студентам предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанные между собой категорические суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 12 секунд.
Материал:
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.
5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.
6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент высшей школы.
|
|
7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.
8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.
10. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.
12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.
13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя - студент 3-го курса.
14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
Ключ
Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1,8,9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными.
Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки.
Оценки результатов проводится по таблице.
Количество ошибок | Баллы | Уровень логичности |
Очень высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях. | ||
Хороший уровень логичности. | ||
2-3 | Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях. | |
4-7 | Низкая логичность, частые логические ошибки. |
Вопросы для самоконтроля
|
|
1. Дайте общую характеристику мышления.
2. Расскажите об операциях мышления.
3. Что такое творческое мышление?
4. Расскажите о специфике музыкального мышления.
5. Каковы методические рекомендации в связи с воспитанием активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся-музыкантов?
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Как связана между собой речь и мышление?
2. Чем отличается понятие от представления?
Рекомендуемая литература
1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979
2. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963
3. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М., 1967
4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958
5. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984
6. Проблемы музыкального мышления. - М., 1974
7. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования. - К., 1989
8. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983
9. Борев Ю. Эстетика. - М., 1988
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. – В кн.: Избранные психологические произведения. - М., 1965
11. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М., 1988
12. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992