ТЕСТ «Логичность умозаключения»

Ход опыта. Студентам предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанные между собой категорические суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 12 секунд.

Материал:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент высшей школы.

7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя - студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

Ключ

Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1,8,9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными.

Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки.

Оценки результатов проводится по таблице.

Количество ошибок Баллы Уровень логичности
    Очень высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях.
    Хороший уровень логичности.
2-3   Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях.
4-7   Низкая логичность, частые логические ошибки.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте общую характеристику мышления.

2. Расскажите об операциях мышления.

3. Что такое творческое мышление?

4. Расскажите о специфике музыкального мышления.

5. Каковы методические рекомендации в связи с воспитанием активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся-музыкантов?

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Как связана между собой речь и мышление?

2. Чем отличается понятие от представления?

Рекомендуемая литература

1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979

2. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963

3. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М., 1967

4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958

5. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984

6. Проблемы музыкального мышления. - М., 1974

7. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования. - К., 1989

8. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983

9. Борев Ю. Эстетика. - М., 1988

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. – В кн.: Избранные психологические произведения. - М., 1965

11. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М., 1988

12. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: