Зарубежный опыт учета затрат по системе

«ДИРЕКТ - КОСТИНГ» И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА [2]

В рыночной экономике при ценообразовании в большей степени учитываются факторы спроса, а не предложения. При таком подходе фактическая калькуляция себестоимости продукции служит лишь ориентиром для определения снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.

В зарубежном управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия).

Краткосрочный нижний предел цены сориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости в части переменных затрат).

Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькули­рованием полной себестоимости изделия; расчет краткосрочного нижнего предела цены - с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг».

Система «директ-костинг» основана на делении расходов на постоянные и переменные и позволяет на этой основе оперативно производить расчет различных вариантов снижения цен.

При данной системе анализируется влияние снижения цены:

  • на выручку от продажи товара;
  • на себестоимость продукции;
  • на массу прибыли от реализации продукции.

Рассмотрим на условном примере применение системы «директ­-костинг» для обоснования снижения цены.

Пример. Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 1000 шт. Цена реализации изделия - 60 руб., пол­ная себестоимость - 56 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10% - до 1100 шт. изде­лий при незначительном снижении цены. Поскольку мощности по­зволяют увеличить объем, необходимо определить, на сколько эко­номически выгодно фирме снизить цену - на 1 руб. или на 2 руб.

Выручка от реализации продукции до и после уменьшения цены на 1 руб. и на 2 руб. составит:

при цене 60 руб./шт. 60 1000 = 60 000 руб.;

при цене 59 руб./шт. 59 1100 = 64 900 руб.;

при цене 58 руб./шт. 58 1100 = 63 800 руб.

Таким образом, при снижении цены в обоих случаях выручка от реализации продукции увеличилась за счет увеличения объема про­даж. Однако показатель выручки от реализации продукции не дос­таточно точно характеризует изменение прибыли, получение кото­рой является основной целью любой фирмы. Для того чтобы оце­нить изменение прибыли, необходимо проанализировать влияние увеличения объема производства в 100 шт. изделий на соотношение между постоянными и переменными затратами.

Расчет прибыли от увеличения объема производства на 100 шт. изделий и снижения цены на 1 руб. и 2 руб. представлен в табл. 21.4, при условии, что постоянные затраты составляют - 30%, пере­менные - 70%.

Данные табл. 21.4 свидетельствуют, что при объеме продаж 1100 шт. и цене 58 руб. за 1 шт. прибыль фирмы уменьшилась на 120 руб. (3880 - 4000), а при цене 59 руб. за 1 шт. - увеличилась на 980 руб. (4980 - 4000) по сравнению с первоначальным вариантом.

Таким образом, анализ вариантов по системе «директ-костинг» дает объективную и полную информацию, поскольку в расчет прини­мается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на единицу продукции при из­менении объема производства. Постоянные затраты учитываются общей суммой на весь объем продаж.

 

Аналогичные выводы можно сделать и на основе анализа мар­жинального дохода, что значительно упрощает расчеты: (19,8 1100) - (20,8 1000) = 21 780 - 20 800 = 980 руб.

Справедливости ради необходимо отметить, что аналогичные выводы по расчету прибыли за счет снижения цен можно сделать и при использовании отечественной методики учета полной себесто­имости при условии деления затрат на постоянные и переменные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: