Внешнеэкономической деятельности

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Зако­ном Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором, прежде всего, преду­смотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД опре­деляется перечнем основных документов, необходимых для тамо­женного оформления:

§ счет-фактура, в котором указываются наименование (пере­чень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;

§ паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемые в уполномоченных банках;

§ сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);

§ сертификат прохождения товара по требованию таможен­ных органов в необходимых случаях;

§ лицензии для лицензируемых товаров; I

§ правильный выбор источника возмещения ущерба, так как от этого в значительной степени зависит эффективность всей работы.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В от­дельных документах - Таможенном кодексе Российской Федера­ции и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» ­таможенные механизмы уточняются.

Таможенный тариф - систематизированный сбор ставок тамо­женных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вы­возимые из нее товары. Этот один из старейших и важнейших инст­рументов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

  • фискальную - обеспечивает пополнение доходной части бюд­жета;
  • защитную - предохраняет национальную экономику от чрез­мерной конкуренции;
  • регулирующую - оказывает влияние на формирование струк­туры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдер­живая развитие других.

В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из­ за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо - и пиломатериалы и др.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товар­ной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров - международная товарно-статистическая номенклатура.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации преду­сматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

базовый - для товаров, происходящих из стран или экономи­ческих группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режи­ма наибольшего благоприятствования (РНБ);

максимальный – для товаров, происходящих из стран или эко­номических группировок, для которых не используется РНБ (например, Эстония), а также для товаров, страна происхождения ко­торых не установлена. Эти ставки превышают размер базовых ста­вок;

минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. - всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, ко­торые Россия может предоставлять иностранным государствам, осу­ществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых. стран - Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран) и из стран СНГ - участниц Таможенного союза (Рос­сии, Белоруссии, Казахстана).

Со странами СНГ существует договор об экономическом союзе, который предусматривает создание ассоциаций свободной торгов­ли, расширение Таможенного союза и, наконец, общего рынка.

Сумма таможенной пошлины при ввозе-вывозе товара опреде­ляется в процентах от таможенной стоимости товара. Законодатель­ство предусматривает шесть методов определения таможенной сто­имости. Наиболее распространенным является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете-фактуре:

ТП = ТС П / 100,

где ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;

ТС - таможенная стоимость товара, руб.;

П - ставка таможенной пошлины, %.

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулиро­вания - различные технические, административные меры, а так­же мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.

Предусматривается использование специальных разрешений ­- лицензий на ввоз и вывоз ряда товаров. Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного на­значения, монополия на торговлю которыми установлена государ­ством.

Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Предприятие для получения лицензии обращается к уполно­моченному в регионе, который в соответствии с установленной процедурой рассматривает заявление и принимает соответствую­щее решение.

Квотирование (определение квоты) применяется широко и со­ответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ /ВТО.

Запреты и ограничения экспорта и/или импорта могут вводить­ся как защитные меры, они, по сути, являются отступлением от принципов свободной торговли, диктуемым необходимостью из­бежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.

В России процедура принятия таких мер предусмотрена Поряд­ком проведения расследования, предшествующего введению защит­ных мер, утвержденным 21 декабря 1995 г. Наличие этого докумен­та позволяет отечественным производителям защитить свои инте­ресы на российском рынке, если по окончании расследования бу­дет определено, что импорт наносит им материальный ущерб, если очевидна неотвратимость такого ущерба или существенно задержи­вается развитие отечественного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: