Теория человеческого капитала

Первым оценить человеческий капитал пытался основатель западной политэкономии В Петти в \"Политической арифметике\", но самостоятельной концепции не создал Затем, примерно через 200 лет, подобные попытки сделай или немецкий статистик Е Бнжел и английский экономист Дж. Николсон А Маршалл различал материальный и личный капиталы, но ко второму относил основном расходы родителей на обучение детей дітей.

Рост значения человеческого фактора производства по научно-технической революции способствовало на рубеже 60-х годов XX века появление и распространение теории человеческого капитала Разработали ее сторонники свободной конкурен нции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Т-В Шульц и Г-С Беккер Позже эти проблемы изучали Дж Кендрик, Ц Грилихес, Б Денисон и др.сон та ін"

Шульц Теодор Уильям (1902-1998) родился у м Арлингтон (США) Учился в аспирантуре Висконсинского университета, где получил ученую степень доктора наук по экономике сельского хозяйства Начиная с 1948 г упродов вж почти сорока лет работал профессором экономики Чикагском университете Деятельность преподавателя сочетал с научно-исследовательской работой У1945 р подготовил сборник \"Продовольствие для мира\", выдал пр ацю \"Сельское хозяйство в нестабильной экономикеноміці".

Был членом совета директоров Национального бюро экономических исследований США, экономическим консультантом МБРР, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), многих государственных ведомств и орг ний.

Автор работ по проблемам человеческих ресурсов, экономики образования и экономики сельского хозяйства Почетный профессор Чикагского университета, награжден медалью Ф Волкера Американской экономической ассоциаций ции Ему присвоены почетные ученые степени многих университетов миріту.

По теории человеческого капитала в производстве взаимодействуют два фактора - физический (средства производства) и человеческий капиталы Инвестиции в человеческий капитал - это расходы на поддержание здоровья, на получение образования, расходы, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве и т.д. Величину его оценивают размером потенциального дохода, который он кажется тный принестити.

Т-В Шульц утверждал, что человеческий капитал - это форма капитала, так как служит источником будущих заработков или будущих удовольствий или того и другого вместе и является составной человека С точки зрения ученого человеческие ресурсы подобные, с одной стороны, к природным ресурсам, а с другой - к вещественного капитала Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит прибыли Только после соответствующей \"обработки\" она приобретает качества капитала, т.е. с ростом расходов на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первоначальный фактор постепенно превращается в человеческий капитал Шульц убежден, щ в с учетом вклада труда в выпуск продукции производственные возможности человека сейчас выше совокупности других форм богатства Особенность этого капитала, по мнению ученого, заключается в том, что независимо е д источников формирования, которые могут быть собственными, государственными или частными, его использование контролируют сами владельцы По подсчетам Т-В Шульца, в 1900 г расходы на образование в США составляли только 4% н агромадження физического капитала, а в 1956 г - уже 28% Экономист отмечал проблемах оценки \"образовательного фонда\" США, вклада образования в экономический рост, экономической эффективности \"инвестиций в лю дину \"Образование, по его мнению, повышает не только производительность труда личности, но и экономическую ценность ЕЕ времени, является особенностью современного экономического ростаного зростання.

В работе \"Капиталовложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследований\" (1971) целью ученого было показать значение разработки такой проблемы для анализа и управления экономическими процессам мы, в частности для изучения и регулирования механизма экономического роста В этом исследовании теория человеческого капитала приобретает исключительно технико-экономического характера По определению Т-В Шульца, ка л в пределах поставленной технико-экономической задачи \"состоит из сущностей, обладающих экономической свойством оказывать услуги, которые имеют определенную ценность\" Такая трактовка, по его мнению, особых в плодотворное для анализа источников экономического роста и повышения производительности ресурсов, а также для решения проблемы управления факторами роста Оно позволяет сравнивать эффективность капитал овкладень в природных ресурсах, в возобновляемые фонды и рабочую силу по нормам окупаемости капитала того или иного вида, а следовательно, увеличивает точность прогнозирования целесообразности увеличения или уменьшения ка ловкладень в определенные производственные ресурсесурси.

Микроэкономический фундамент теории человеческого капитала разработал Г-С Беккер1 Сформулированная им модель стала основой для последующих исследований в этой области Отправным пунктом работ Беккера было представление, щ что, вкладывая свои средства в подготовку и образование, ученики и их родители ведут себя рационально, взвешивая выгоды и затраты Подобно обычных предпринимателей они сравнивают ожидаемую предельную норму отдач и от таких вложений а доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковские вклады, дивидендами от ценных бумаг и т.д.) В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение - о удлинять обучения или его прекратить Нормы отдачи служат регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями обучения, а также между системой образования в целом и остальной экономики Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестирования, низкие - о пе-реинвестированиястування.

Беккер Гарри Стэнли родился в 1930 г (м Поттсвил, США) Окончил Принстон-ский университет В 1955 г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию Профессор, с 1970 г. - заведующий кафедрой общественных наук и с социологии в Чикагском университете, преподавал и в Гуверовского института Стэнфордского университетрситету.

Автор трудов \"Экономика расовой дискриминации\" (1957), \"Экономический анализ семьи\" (1985), \"Теория рациональных ожиданий\" (1988), \"Человеческий капитал, фертильность и экономический рост\" (1990), \"Рацио онального ожидания и эффект цены потребления \"(1991),\" Фертильность и экономика \"(1992),\" Обучение, работа, качество рабочей силы и экономика \"(1992) и и.

Избирался президентом Американской экономической ассоциации, лауреат Нобелевской премии (1992), член Национальной академии наук США, Национальной академии образования США, национальных и международных товарищества тв, редактор экономических журналов Почетный доктор Чикагского, Стэнфордского, Еврейского и других университетов Награжден Американской экономической ассоциацией медалью Дж-Б Клеркерка.

Помимо разработки теоретической модели, Г-С Беккер практически рассчитал экономическую эффективность образования Например, доход от высшего образования определяется как разница между пожизненными заработками окончивших в колледж, и тех, кто получил лишь среднее образование В составе расходов на обучение главным элементом были признаны потерянные заработки - недополученные студентами за годы обучения Итак, потерянные заработки измеряю во ценность времени, затраченного на формирование учениками своего человеческого капитала Сравнение выгоды и затрат образования позволило подсчитать рентабельность вложений в человеклюдину.

Огромное теоретическое значение имела выяснена Г-С Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека (и шире - между общими и специфическими ресурсами вообще) Специальная подгот товка наделяет работников знаниями и навыками, необходимыми только для той фирмы, где они были получены (например, различные формы ротационных программ, ознакомление новичков со структурой и внутренним рас строкой предприятия) В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут быть применены и на многих других фирмах (например, обучение работе на персональном компьютереері).

Общую подготовку косвенно оплачивают сами рабочие, указывает Беккер Стремясь повысить квалификацию, они соглашаются на более низкую заработную плату в период обучения, а впоследствии получают доход от общей й подготовки бы такое финансирование осуществлялось за счет фирм, они каждый раз при увольнении таких работников лишались бы своих вложений, воплощенных в их личности Напротив, специальную под подготовку оплачивают фирмы, и они же получают доход от нее, поскольку в противном случае при увольнении по инициативе фирмы потери несли бы рабочие Итак, общий человеческий капитал, как правило, водоворот обляють особые \"фирмы\" (школы, колледжи), а специальный - формируется непосредственно на рабочих местасцях.

Термин \"специальный человеческий капитал\" помог понять, почему среди рабочих с длительным стажем работы на одном месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий происходит в фирмах в основном за счет внутренних выдвижений по службе, а не за счет найма на внешнем рынке.

Наибольшей недостатком теории человеческого капитала, по мнению оппонентов (С Мо-черный), идеологическая направленность

время изменения характера современного производства и новые требования к знаниям и квалификации обусловили признание того, что высокая образованность - это необходимая база для достижения лучших показателей производственной деятельности льности Более того, Т-В Шульц считал, что малоквалифицированный работник становится капиталистом не вследствие диффузии (распыления) собственности на акции корпораций (хотя такая точка зрения популярна), а приобретая знания и квалификацию, которые имеют экономическую ценность Ученый был убежден, что необразованность - самый распространенный фактор, который тормозит экономический ростання.

В практическом аспекте Г-С Беккер получил количественные оценки рентабельности вложений в человека и сравнил их с фактической рентабельностью большинства фирм США Это было значительным вкладом в расширение представлений о экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал Появление большого количества частных учебных заведений, активизация деятельности консультационных фирм, которые проводят краткосрочные семинары и спец иализовани курсы, свидетельствует о том, что рентабельность частного сектора образовательной деятельности не ниже, чем в других сферах предпринимательства Беккер выяснил, что для США 60-х годов XX века рентабельность осв итньои деятельности на 10-15% превышала рентабельность других видов коммерческой деятельностиьності.

Теория человеческого капитала объяснила структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и т.д. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к с затрат на образование Образовательные инвестиции стали рассматривать как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложенияня.

Понятие национального богатства пополнилось рядом с вещественными элементами капитала (стоимостные оценки земли, зданий, сооружений, оборудования, товарно-материальных ценностей) финансовыми активами и материале изованимы знаниями и способностью людей к производительному труду Накопленные научные знания, в частности материализованные в новой технологии вложения в здоровье человека, стали учитывать в макроэкономической в атистици как элементы национального богатства, имеют невещественное форму.

Новое понимание значения человеческих инвестиций в обеспечении социально-экономического развития и общественного прогресса признали международные организации Положение сферы образования, здравоохранения и другие фактор ры, которые характеризуют уровень развития человеческих ресурсов и качество жизни населения, стали главным объектом внимания международной статистики Ключевые показатели, комплексно характеризующих состояние человеческих ре ресурсов и динамику накопления человеческого капитала, способствуют объективным межгосударственным сравнением Как интегральные индикаторы социального развития общества и состояния человеческих ресурсов применяют, чис рема: индекс развития человеческого потенциала (индекс социального развития), индекс интеллектуального потенциала общества, показатель величины человеческого капитала в расчете на душу населения; коэффициента т жизнеспособности населения и некоторые др.нші.

Начиная с 1995 г и в Украине готовят отчеты о человеческом развитии Такие отчеты за 1995-1999 гг, опубликованы Программой развития ООН (ПРООН), стали основой для обоснования понятия человеческого развития я как средства и цели национального развития На их основе Национальная академия наук Украины рассмотрела и приняла разработанный ПРООН индекс человеческого развития Сейчас этот индекс стал весомым показателем развития у человеческого потенциала, мониторинг которого осуществляется Государственным комитетом статистики на регулярной основснові.

На основе этой теории Г-С Беккер обосновал экономическую необходимость осуществления крупных государственных и частных капиталовложений именно в человеческий фактор Такой подход активно реализуется на практике зокре рема, индекс человеческого капитала на душу населения (выражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения), ис стовуе Бюро статистики труда США, рос в послевоенное десятилетие на 0,25% за год В 60-е годы XX века рост приостановился, что было связано прежде всего с демографическими особенностями периода, а в 80-е еще больше ускорился - почти на 0,5% ежегодноорічно.

Концепция человеческого капитала также помогает объяснить различия между странами, обусловленные присущей им структурой занятых в экономике Среди многих проблем, при выяснении которых теория человеческого капи итало может оказаться плодотворным, Т-В Шульц назвал и такое явление, когда страны, богатые капитал, в частности воспроизводимые материальные фонды, экспортируют преимущественно трудоемкие, а не капиталоемкие продукткти.

Исследуя проблемы человеческого капитала, Г-С Беккер стал одним из первооткрывателей группы новых разделов экономической теории - экономики дискриминации, экономики внешнему хозяйства, экономики преступлений инности и друих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: