Проникновение в отрасль и его торможение

9.1. Природа и определение барьеров входа-выхода.Классификация отраслевых барьеров.

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, укоренившиеся на рынке, могут не опасаться конкуренции. Угроза входа на рынок новых компаний заключается в том, что они добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым могут уменьшить рыночные доли существующих конкурентов. Кроме того, «новички» могут привнести существенные ресурсы (такие как развитая реклама или большой бюджет НИОКР), которые не были до этого обязательными для успешной деятельности на рынке. Данная угроза тем ниже, чем выше барьеры входа в отрасль.

К таким же результатам приводит и наличие барьеров выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы) – следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уров­нем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм (данная связь представлена на рисунке 8.1.). Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

Рисунок 9.1.- Влияние отраслевых барьеров на уровень монопольной власти

Среди потенциальных конкурентов можно выделить две категории. К первой категории относятся, безусловно, новые компании и отдельные предприниматели, впервые входящие в деловую сферу. Это все без исключения новые предприниматели, а так же созданные или еще не созданные ими компании, начинающие свою деятельность на местном, локальном, национальном или международном рынке.

Во вторую категорию «фирм - новичков» входят уже состоявшиеся компании из других отраслей. Их вход имеет относительный характер, поэтому такие фирмы могут быть определены как условные «новички». К их числу относятся компании, диверсифицирующие бизнес согласно стратегическим решениям владельцев этих фирм.

Барьеры входа разделяются на две группы: стратегические и нестратегические (рисунок 9.2), в зависимости от действия субъективных и объективных факторов.

               
   
Отраслевые барьеры
 
 
 
     

                                                                 
   
Нестратегические барьеры
 
Стратегические барьеры
 
     
 
         
 
   
Отраслевые особенности
 
Особенности рынка
 
Поведение фирм
 
Соглашения фирм
 
 
     
         
 
 
   
Развитость рынка
 
Иностранная конкуренция


Рисунок 9.2. – Классификация барьеров

В экономике отрасли принята следующая классификация рынков по высоте и эффективности барьеров, введенная Дж. Бэйном:

- рынки со свободным входом: действующие уже на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами; цена на рынке равна предельным затратам и соответствует конкурентной;

- рынки с неэффективными барьерами:фирмы, действующие на рынке, способны проводить политику ограничения входа новых фирм, однако эта политика не будет предпочтительнее максимизации краткосрочной прибыли;

- рынки с эффективными барьерами: возможность препятствовать вхождению в отрасль сочетается с предпочтительностью данного варианта по сравнению с максимизацией краткосрочной прибыли;

- рынки с блокированным входом: вход новых фирм блокирован в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Рынки с блокированным входом представляют собой классический вариант монополии или закрытой олигополии, а также могут рассматриваться как рынки в краткосрочном периоде. Второй из крайних вариантов соответствует модели конкурентного рынка, либо квазиконкурентного (или состязательного). В обоих случаях имеют место объективные условия, допускающие или не допускающие вхождение в отрасль новых фирм. Средние варианты представляют ситуацию, при которой не существует объективных ограничений на вхождение в отрасль новых фирм, однако структура отрасли такова, что препятствия этого отрасль могут создаваться в результате стратегического поведения фирм, функционирующих в отрасли. При этом наличие или отсутствие стратегических барьеров зависит от положения фирм.

Отраслевые барьеры можно измерить с помощью показателей входа и выхода (табл. 9.1.).

Таблица 9.1. Показатели для измерения отраслевых барьеров

Показатели входа 1. Норма выхода = Количество вошедших фирм / Общее число фирм (в США около 40%) 2. Норма проникновения = Объем выпуска вошедших фирм / Отраслевой выпуск (в США 13-18%) Показатели выхода 1. Норма выхода = Количество вышедших фирм / Количество оставшихся фирм 2. Процент выживаемости = Количество вошедших фирм / Оставшиеся из вошедших фирм

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: