Промышленные инновации

Создание и совершенствование технологий и товаров окончательно было институционализировано посредством создания лабораторий НИОКР в конце XIX в. Это обусловлено, как ростом государственного финансирования научных разработок, связанных главным образом с совершенствованием вооружений, так и, ростом неценовой конкуренции в начале XX в. В первой половине XX в. Йожеф Шумпетер разработал концепцию влияния инноваций на развитие экономики, связав нововведения с экономическими кризисами. Впоследствии данная гипотеза нашла свое отражение в теории длинных волн конъюнктуры Кондратьева. Однако до 50-х годов тема инноваций не получила в экономической науке достаточного освещения, в силу объективных причин, и в частности незначительной роли неценовой конкуренции.

В 50-е годы начинается своего рода новый этап развития экономики. Происходит насыщение рынка, изменение внешней среды предприятий, которая утрачивает устойчивость, изменяется вследствие диверсификации крупных концернов структура рынка. В результате меняются конкурентная стратегия фирм и системы планирования. С насыщением рынка изменяется подход к производству товаров. Если первоначально общая идея производства состояла в том, что спрос порождает предложение, то под влиянием изменения конъюнктуры появился тезис о том, что предложение порождает спрос.

На фоне данных изменений проявился интерес к инновациям со стороны исследователей. Роберт Солоу получил Нобелевскую премию за анализ вклада научно-технического прогресса в экономический рост. По его данным, возросшая интенсивность использования капитала отвечает только за 19% роста производства, а остальное связано с НТП и ростом образованности рабочей силы (ее квалификации). Таким образом, расходы на НИОКР являются одним из важнейших факторов экономического роста.

В настоящее время выделяются следующие направления расходования средств на НИОКР (в США):

· фундаментальные исследования, финансируемые главным образом государством и некоммерческими организациями (около 3%);

· прикладные исследования.

Сильной стороной коммерческих организаций является главным образом сфера прикладных исследований. На основе полученных патентов можно составить представление о структуре исследований коммерческих организаций:

· методы производства для внутреннего использования в компании – 26,2%;

· продукты производственного назначения для использования в других отраслях – 44,8%;

· продукты производственного назначения как для использования в других отраслях, так и для использования потребителями – 7,8%;

· материалы для использования в других отраслях – 21,6%;

· материалы как для использования в других отраслях, так и для использования потребителями – 8,7%;

· только потребительские товары – 7,4%.

Таким образом, промышленные инновации направлены главным образом на совершенствование продукта, а не на технологии. Кроме того, важным направлением исследований является совершенствование и создание промежуточных товаров.

При изучении инноваций часто прибегают к выделению в процессе разработки нововведений пяти функций, таких как:

· изобретение – новая обещающая техническая возможность реализации чего-либо;

· развитие – длительная деятельность, направленная на детальную разработку процессов, с помощью которой модифицируется и улучшается первоначальная концепция. Процесс развития продолжается до стадии, когда возможно коммерческое использование изобретения;

· предпринимательство – принятие решения о целесообразности использования изобретения, организация его разработки, создание рынка и финансирование разработки;

· инвестиции – рисковые вложения инновационной фирмы;

· распространение (или имитация) – процесс, в котором изобретение находит широкое применение, по мере того, как другие производители начинают следовать примеру пионерной фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: