Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию и увольнения. Он выполняет следующие функции:
• разработка стратегии управления персоналом;
• разработка кадровой политики;
• планирование кадровой работы;
• наем и отбор рабочих, а также специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и подготовки;
Таблица 3.2
ФРАГМЕНТ СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование функций отдела управления персоналом | Функциональные подразделения и должностные лица | |||||||||||
и т.д. | ||||||||||||
1. Подбор и расстановка кадров | У | О | С | Р | ||||||||
2. Составление плана потребности в персонале | П | П | П | П | П | О | П | П | П | Р | ||
3. Оформление приема, перевода, увольнения работников | С | С | О | С | С | Р | ||||||
4. Изучение причин текучести кадров | П | О | П | Р | ||||||||
5. Осуществление контроля за правильным использованием персонала | П | О | У | Р | ||||||||
6. Создание резерва кадров и его обучение | О | Р | ||||||||||
7. Ведение учета личных дел | О | С | Р | |||||||||
8. Оформление документации для награждения | У | С | У | О | П | С | Р | |||||
10. Осуществление работы по профессиональному продвижению кадров | П | П | П | П | П | О | П | П | П | С | Р | |
11.Рассмотрение писем, жалоб, заявлений | П | О | с | р | ||||||||
12. Осуществление трудовой мотивации персонала | П | П | П | П | П | О | П | П | П | С | Р | |
13. Совершенствование стиля и методов работы с персоналом | О | С | Р | |||||||||
14. Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. | П | П | П | П | П | О | П | П | П | Р |
Условные обозначения:
|
|
1. Юридический отдел
2. Отдел безопасности
3. Канцелярия
4. Финансово-экономической отдел
5. Отдел социально-бытового обслуживания
6. Отдел управления персоналом
7. Лаборатория социологических исследований
8. Бухгалтерия
9. Второй отдел
10. Начальник отдела управления персоналом
11. Руководитель организации
• анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в рабочих кадрах и специалистах;
|
|
• маркетинг персонала;
• поддержание деловых связей со службами занятости и другими источниками персонала;
• планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов и руководителей;
• комплектование организации с учетом перспектив ее развития руководящими, рабочими кадрами и специалистами;
• анализ профессионального, возрастного и образовательного состава персонала;
• оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью их рационального использования;
• аттестация персонала;
• создание условий для наиболее полного использования и планомерного профессионального роста работников;
• планирование деловой карьеры;
• участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации;
• организация учета движения персонала;
• изучение причин текучести персонала и разработка мер по ее снижению;
• управление занятостью персонала;
• оформление приема, перевода и увольнения работников;
• нормирование трудовых процессов;
• мотивация труда работников;
• стимулирование труда работников;
• разработка и внедрение систем оплаты труда;
• участие в разработке и внедрении планов социального развития предприятия;
• профориентационная работа;
• формирование трудового коллектива (групповые и личностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
• организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием, организация работы по их закреплению и использованию на предприятии;
• подбор и расстановка кадров;
• создание резерва кадров и его обучение;
• применение практической социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
• диагностика социально-психологических ситуаций;
• разработка и применение современного стиля и методов управления персоналом;
• использование компьютерной техники при обработке периодической отчетности и анализе выполнения планов по кадровой работе;
• применение законов о труде, решение правовых вопросов в трудовых отношениях;
• управление социальными и производственными конфликтами;
• участие в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
• участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
• организация работы с увольняющимися работниками;
• ведение личных дел;
• рассмотрение писем, жалоб, заявлений.