К нарушениям служебной этики относятся:
а) проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным;
б) невыполнение обещаний;
в) нетерпимость к мнениям, отличным от собственного;
г) зажим критики;
д) ущемление прав подчиненных;
е) злоупотребление положением начальника (например, навязывание подчиненным поручений неслужебного характера);
ж) поручение исполнителю «через голову» непосредственного руководителя;
з) утаивание информации (особенно в условиях сокращения штатов или реорганизации);
и) критика, принижающая достоинство человека;
к) сознательное провоцирование конфликта между подчиненными - управление по принципу «разделяй и властвуй».
Проявления неуважительного отношения к подчиненному весьма многообразны. Самыми распространенными являются:
· неумение ценить время сотрудника. Например, заставлять его «ловить» себя или подолгу ожидать;
· разговор с посетителем не отрываясь от бумаг;
· нетерпимость к инакомыслию подчиненных и зажим критики идут рука об руку.
|
|
Стендалю принадлежат слова, важность которых для взаимоотношения людей и для управления производством трудно переоценить: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».
Каждый специалист ценен своим профессиональным мнением. В развитии этой мысли в менеджменте сформулирован такой принцип: «Если двое специалистов во всем согласны, то один из них - лишний!»
К злоупотреблениям служебным положением можно отнести и вышучивание подчиненного, насмешки. Подчиненный может просто побояться ответить так, как он ответил бы, не будь «шутник» его начальником.
В случае предстоящей реорганизации или сокращения штатов руководство нередко всячески оттягивает неприятный момент принятия решения и его оглашение, чтобы не «травмировать раньше времени». Однако отсутствие информации по таким важнейшим вопросам ведет к возникновению слухов, как правило, более неприятных, чем скрываемые решения. (Закономерность здесь такая: чем хуже слух, тем стремительнее он распространяется.) В результате создается нервозная обстановка, в которой всякий, самый незначительный инцидент, чреват конфликтом.
В ситуации реорганизации, сокращения штатов администрации:
1. не следует тянуть с принятием решения;
2. информировать на общих собраниях или через многотиражку о принятом решении;
3. если решение отдельных вопросов затягивается, то обнародовать то, что уже решено; тогда подавляющее большинство (как это обычно бывает) успокоится, что они не пострадают.