1. Аристотель писал: “Первая философия имеет своим предметом
познание причин сущего, поскольку оно – сущее ”. (Аристотель.
Метафизика. М. – Л., 1934.С. 58)
а) В чем, по Аристотелю, состоит отличие философии от других наук?
б) Можно ли поставить знак равенства между философией и онтологией?
Если нельзя, то почему?
в) Какая современная западная философия рассматривает философию
как учение о бытии?
г) Как понимается в ней бытие и в чем особенность такого понимания?
д) В чем состоит социально-историческая ограниченность чисто
онтологического понимания философии?
е) Объясните, почему идеалистическая философия может трактовать
философию как науку, изучающую особую сферу реальности,
отличную от той, которую изучает наука?
Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете
Философии. Определите, какие этапы развития философии и какие ее направления нашли в них отражение.
1) Философия – это эпоха, схваченная в мыслях (Г. Гегель).
2) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт).
|
|
3) Предмет философии – логический анализ языка науки (Л.Витгенштейн).
4) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить (А. Камю).
5) В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия (К. Ясперс).
Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над
вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил:
«Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия» (Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7).
Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?