1. Отрицает ли агностицизм сам факт существования познания?
2. Отрицает ли объективный идеализм познаваемость мира?
3. В чем ограниченность материализма XVII-XIX вв. в понимании познания?
4. Возможно ли устранить субъективное из познания?
5. Что такое виртуальная реальность?
6. В чем сущность концепции личностного знания М.Полани?
7. Какие аспекты взаимосвязи теории и практики выделял Вл.Соловьев?
8. Назовите важнейшие формы практики?
9. Что относится к сфере иррационального?
10. Что такое мышление?
11. В чем состоит гетерогенность чувственного познания?
Вопрос 2. Познание как процесс
Учение о познании - теория познания - составляет особую область философского знания – «гносеологии». Гносеология находится в диалектическом единстве с такими сторонами философии, как онтология (учение о бытии) и логика (учение о мышлении). Вместе они составляют единое фиософское знание. Главным в теории познания является вопрос: что такое познание и каков его конечный рзультат? Основными гносеологическими принципами являются: принцип познаваемости мира, принцип отражения и принцип определяющей роли практики.
Чтобы уяснить, что такое знание, каково его строение, как оно возникает, необходимо, прежде всего, рассмотреть соотношение сознанияи познания.Процесс научного познания связан с таким свойством сознания как отражение. Отражение - есть воспроизведение взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга. В отличие от животных человек отражает мир с помощью абстракций:понятий, суждений, теорий и т.п. В своей сущности познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах, теориях. Познание выступает как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании, высшая, социальная форма отражения.
Процесс научного познания включает в себя ряд элементов: объект, субъект познания, знание как результат и методы исследования. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Субъект познания - социально сформированный человек, который овладел культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности.
Объективное и субъективное в познании. Прежде всего это положение о том, что отражаемое первично, а его отражение, т.е. образ, вторично. Образ субъективен по форме отражения, но объективен по происхождению и содержанию. Образ - любой элемент знания, несущей содержательную информацию о некотором классе объектов.
Мысль, образ, модель, информация получают реальное воплощение в
знаках, в естественных и искусственных языках, в знаковых системах.
В решении вопроса о познаваемости мира выделяются две противоположные позиции; одни признают познаваемость мира как объективной реальности, другие - сужают возможность познания или вообще ее отрицают (агностицизм). Агностицизм может выступать в различных формах. Одной из его первых форм был скептицизм философов античного мира. Они утверждали, что все знания нужно подвергнуть сомнению. Крайняя форма скептицизма была выражена английским философом XVIII века Д. Юмом, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может познать и мир.
В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в формах релятивизма и иррационализма. Если релятивизм преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то иррационализм в науке принижает роль разума, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем. Наука по мнению иррационалистов, не дает людям истины и не несет им блага, а лишь умножает их страдания. Идеи иррационализма развивали известные философы XIX-XX веков: Ницше, Гартман, Бергсон и др. Иррационалистические тенденции характерны и для некоторых современных философских школ (например, герменевтика). Они проникают и в военную науку. Согласно иррационалистическим взглядам, война объявляется «непостижимым явлением человеческого бытия», отрицает возможность познания сущности войны и законов вооруженной борьбы; утверждается, что военная наука не может выступать подлинной теорией, поскольку имеет дело с индивидуальными особенностями и неповторимой практикой полководцев.
Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относятся, во-первых, сложность, неисчерпаемость и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности; во-вторых, известная ограниченность и противоречивость самого процесса познания (неполнота знаний на каждом конкретном историческом этапе развития общества, ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений в научном познании и т.д.); в-третьих, непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность). Причиной социального порядка выступает позиция определенных социальных сил, заинтересованных в слепой вере в сверхъестественные силы.
Познание осуществляется в формах чувственного и рационального (логического) отражения действительности. Чувственное познание - это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение (объектов), предметов и процессов с помощью органов чувств. Оно характеризуется непосредственным воспроизведением отражаемого объекта, наглядностью и предметностью идеальных образов. Отражая, как правило, внешние признаки предметов (объектов), чувственное познание дает субъекту лишь первичные знания на уровне явления. Формами чувственного отражения являются ощущения, восприятия и представления.
Рациональное (логическое) познание - это сложный, присущий только человеку, способ отражения объективного мира посредством абстрактного мышления. Для него характерны высокая активность и целенаправленность, абстрактность, обобщенность отражения, проникновение в сущность объекта, выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития. Благодаря логическому познанию происходит углубление знаний об объекте от первичных, поверхностных до понимания его внутренних, необходимых, устойчивых сторон и признаков. Рациональное познание осуществляется в формах понятий, суждений и умозаключений, каждое из которых является как бы ступенькой познания, восхождения от явления к сущности изучаемого объекта. Качественные различия чувственного и рационального познания выдвигают вопрос об их взаимосвязи в познавательном процессе. Философы по-разному отвечают на этот вопрос Одни из них отводят главную роль показаниям органов чувств и утверждают, что истинное знание может дать не только чувственное познание. Такой подход характерен для сенсуализма. По иному отвечают на поставленный вопрос сторонники рационализма. С их точки зрения только логическое познание дает истинное знание.
В теории познания как теории отражения разработаны общие и специфические закономерности познавательного процесса. Общие характеризуют проявление законов и категорий диалектики в сфере познания. Специфические закономерности характеризуют собственно познавательный процесс. Одна из них определяет процесс познания в целом как движение от живого созерцания к абсолютному мышлению, а от него - к практике.
Другая закономерность характеризует познавательный процесс по отношению к объекту и определяет, что познание движется от явления к сущности. В процессе познания он постоянно углубляется в объект, двигаясь от сущности как бы «первого порядка» к сущности «второго», «третьего» и т.д. порядка, вскрывая все новые и новые внутренние и внешние связи и отношения. Закономерности познавательного процесса действуют во взаимосвязи, в диалектическом единстве. Обусловливая и дополняя друг друга, они ведут научное познание по пути адекватного отражения действительности.
Процесс познания бесконечен, ибо мир беспределен. В последствие незаконченности познания в каждый конкретный период остается сфера непознанного, куда не могут проникнуть ни наши чувства, ни разум. В XIX в. в философии начинает складываться течение иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Керкегор, Ф. Ницше, Э. Гартман).
Одни авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие - инстинкта, третьи - воли, четвертые - мистического озарения и т.д. В действительности рациональные и иррациональные моменты в познании находятся в диалектическом единстве, что обусловлено характером самого бытия.
Специфика социального познания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания Кроме того, необходимо отметить сложность общественного явления, трудности, связанные с субъектом познания, социально-историческая обусловленность социального познания.
Специфика познания в области военного дела обусловлена особенностями военной практики, которая накладывает отпечаток на субъект и объект познания, на содержание познавательного процесса. Военная практика включает в себя военно-техническую, организационную, учебно-воспитательную и другие виды деятельности в условиях мирного и военного времени. Субъектами познания в области военного деда выступают отдельные военнослужащие, коллектив офицеров-практиков (штабы, органы военного управления и пр.), которые непосредственно управляют войсками и военные исследователи, научно-исследовательские коллективы, осуществляющие научное обеспечение военной практики, решение управленческих задач. Объектами познания в сфере военного дела выступает война как социально-политическое явление, вооруженная борьба, оружие и боевая техника, формы и способы ведения боевых действий, различные стороны профессиональной подготовки войск и руководства ими в мирное и военное время. Это сложные, противоречивые и динамичные объекты, имеющие тенденцию к усложнению.
Особенности познания в военной области обусловлены спецификой условий, в которых оно протекает. К ним относятся: трудности добывания и проверки фактор и военной действительности, ограниченные возможности получения достоверной информации о вероятном противнике, нехватка времени на ее всесторонний анализ, быстрое «старение» полученных данный в условиях ведения боевых действий, ограниченные возможности для практической проверки подученных в мирное время теоретических выводов и обобщений и др. Познавательная деятельность субъекта в боевой обстановке происходит в условиях опасности для жизни, что снижает возможности верного решения познавательных задач, и постижение истины.
Таким образом, познание есть процесс отражения, в ходе которого свойства объекта воспроизводятся в человеческом сознании в виде идеального образа, объективного по своему происхождению и содержанию, и субъективному по форме отражения. Отражение субъектом объективного мира носит не пассивный характер. Человек отражает мир для того, чтобы его преобразовывать.