ТЕМА 8. Этические проблемы оказания психиатрической помощи, сексологии и СПИДа

Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии. Принцип "не навреди" в психиатрии. О злоупотреблениях в психиатрии. Защита конфиденциальности психических больных. Особенности проведения экспериментов на душевнобольных пациентах.

Сексология: история вопроса. Сексуальные извращения как патология, требующая лечения с целью освобождения от нее (З. Фрейд). Либеральное понимание сексуальных извращений как девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения. Гомосексуализм как медицинское и социальное явление: его проявление в воинских коллективах. Транссексуализм: либеральная и консервативная позиции.

СПИД. Спидофобия и требования медицинской этики. Тестирование и скрининг на ВИЧ в контексте принципа уважения автономии пациента. СПИД как ятрогения. СПИД и профессиональный риск медицинских работников.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

а) основная литература:

1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2011. – 408 с.

2. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.

3. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 400с.

б) дополнительная литература:

1. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. – М.: Авторская академия, 2010. – 270 с.

2. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). – М.: Медицина, 2006. - 528 с.

3. Введение в биоэтику: Учебное пособие. – М.: «Прогресс-Традиция», 1998 г. – 384 с.

4. Шамов И.А. Биомедицинская этика. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 344 с.

5. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

6. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина. – М., 2009. – 252 с.

7. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 446 с.

8. Зильбер А.П. Этюды медицинского права и этики. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 848 с.

9. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. – М.: Кн. дом «Либроком», 2009. – 256 с.

10. Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 302 с.

Заведующий кафедрой общественных наук

доцент С.Андреев

«____»________2013г.


ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени С.М.КИРОВА

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника академии

по учебной и научной работе

полковник медицинской службы

_______________________А.Гребенюк

«_____»________________2013 г.

Кафедра общественных наук

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения учебной дисциплины «Биоэтика»

специальности 060301 «Фармация»

Обсужден и одобрен на заседании кафедры

Протокол № от 2013 г.


I. Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий

Семестры Всего учебных часов по расписанию В том числе по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу Отчетность за семестр
Лекции Семинары Лабораторные занятия Практические занятия Групповые упражнения Групповые занятия Тактические (тактико-спец.) занятия и учения КШУ, военные (военно-спец.) игры Курсовые работы (задачи) Контрольные работы Самост.занятия под руководством преподавателя Другие виды учебных занятий
                               
IV   16\14 28\34                         Зачет
Итого:   16\14 28\34                       зачет

II. План изучения дисциплины по видам учебных занятий

№№ п/п   Виды учебных занятий   Кол-во часов   Раздел дисциплины, тема и учебные вопросы занятия   Материальное обеспечение занятий Задание на самостоятельные занятия
    Литература Время (в часах)
             
Семестр № 4
РАЗДЕЛ 1. МЕДИЦИНА, ЭТИКА, ПРАВО И РЕЛИГИЯ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ
  Лекция № 1   ТЕМА 1. Занятие 1. Природа этического знания: мораль и право. Вопросы: 1. Этика, мораль и нравственность. Специфика нравственного регулирования поведения человека. 2. Сущность морали, ее происхождение и функции. 3. Правовое регулирование поведения человека. Право и медицина. Мультимедийная презентация Схемы №№ 1-3 № 7,с.11-23, № 6,с.21-36, № 2, с.5-22  
             
  Лекция № 2   ТЕМА 2. Занятие 1. Основные понятия и этапы развития биомедицинской этики. Вопросы: 1. Медицинская этика как разновидность прикладного этического знания. 2. Актуальные проблемы биомедицинской этики. Мультимедийная презентация Схемы №№ 3-5 № 1,с.127-166, № 2, с.36-56 № 10, с.164-194.  
  Семинар № 1   ТЕМА 2. Занятие 2 Медицина, этика, право и религия: их взаимосвязь. Вопросы: 1. Понятия мораль, нравственность и этика: их соотношение. Натуралистическая и религиозная теории происхождения морали. 2. Специфика правового регулирования поведения человека. Сущность либеральной трактовки права. Право и этика в медицине. 3. Основные этапы развития медицинской этики. Медицинская этика, деонтология, биомедицинская этика, биоэтика. 4. Соотношение либеральной и консервативной биоэтики. Их мировоззренческие основания. Биоэтика как социальный институт современного общества. Мультимедийная презентация Схемы №№ 3-5 №4, с.8-63, №5, с.4-36, № 6,с.53-75  
  Лекция № 3   ТЕМА 3. Занятие 1. Уровни этического анализа в биомедицинской этике. Вопросы: 1. Теоретический уровень: утилитаристская и деонтологическая этика. 2. Принципы биомедицинской этики. Мультимедийная презентация Схемы №№ 6-8 №3, с.15-34, №:6,с.36-75  
  Семинар № 2   ТЕМА 3. Занятие 2. Уровни этического анализа в биомедицинской этике. Вопросы: 1. Этические теории происхождения морали. 2. Этика утилитаризма. 3. Деонтологическая этика. 4. Принципы биомедицинской этики. Мультимедийная презентация Схемы №№ 6-8 №4, с.39-65, № 2, с.18-35, №12, с.9-105  
  Лекция № 4   ТЕМА 4. Занятие 1. Формы и правила взаимоотношений врача с пациентом, родственниками и опекунами, средним и младшим медицинским персоналом. Вопросы: 1. Формы социального взаимодействия врача и пациента как модели врачевания. 2. Этические правила взаимоотношений врача с пациентом, коллегами, родственниками пациента, средним и младшим медицинским персоналом. Мультимедийная презентация Схемы №№ 9-11 №6, с.134-158, № 5, с.98-129  
  Семинар № 3   ТЕМА 4. Занятие 2. Медико-этические особенности общения врача с пациентом в зависимости от традиций врачевания и состояния пациента. Вопросы: 1. Инженерная, патерналистская, коллегиальная и контрактная модели врачевания. 2. Модели врачевания, обусловленные состоянием пациента. 3. Правило «не лги» как исходное в медицинской этике. 4. Правило конфиденциальности. 5. Правило информированного согласия. Мультимедийная презентация Схемы №№ 9-11 № 12, с.106-151, № 6, с.159-196, № 9, с.29-36  
РАЗДЕЛ II. ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  Лекция № 5   ТЕМА 5. Занятие 1. Этические проблемы медицинского вмешательства в репродуктивную сферу человека. Вопросы: 1. Этические аспекты проблем аборта, контрацепции и стерилизации. 2. Этические аспекты новых репродуктивных и генных технологий. Мультимедийная презентация Схемы №№ 12-14 №6, с.197-221, № 2, с.59-106  
  Семинар № 4   ТЕМА 5. Занятие 2. Моральные проблемы аборта, контрацепции, стерилизации, новых генных и репродуктивных технологий. Вопросы: 1. Моральные аспекты проблем аборта, контрацепции и стерилизации (консервативная и либеральная позиции). 2. Этические аспекты искусственной инсеминации. 3. Этические аспекты экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбрионов. 4. Этические проблемы клонирования, генетической диагностики и лечения. Мультимедийная презентация Схемы №№ 12-14 № 6,с.222-240, № 3, с.133-152, № 5, с.292-314, № 11, с.55-57  
  Лекция № 6   ТЕМА 6. Занятие 1. «Физика» и «метафизика» смерти. Вопросы: 1. Медицина и проблема смерти: история вопроса. Критерии смерти и морально-мировоззренческое понимание личности. 2. Морально-правовые аспекты эвтаназии: история и современность. Мультимедийная презентация Схемы №№ 15-17 № 6, с.265-293, № 2, с.157-177  
  Семинар № 5   ТЕМА 6. Занятие 2. Этические проблемы умирания и смерти. Вопросы: 1. Различные критерии смерти. Понятие смерти мозга и его варианты. 2. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Паллиативная помощь. Хосписы: организация и принципы деятельности. 3. Понятие эвтаназии: история проблемы. Моральные, правовые и социальные аспекты эвтаназии. 4. Современные формы эвтаназии и их моральный смысл. Право на отказ от жизнеподдерживающего лечения. Ассистированное самоубийство и эвтаназия. Мультимедийная презентация Схемы №№ 15-17 № 7, с.115-142, № 3, с.235-261, № 5, с.323-357, № 11, ст.45, ст.66  
  Лекция № 7   ТЕМА 7. Занятие 1. Этические проблемы трансплантации. Вопросы: 1. История трансплантации. Моральные проблемы получения органов от живых доноров и пересадки органов от трупа. 2. Морально-правовые аспекты продажи и дарения органов, трансплантации фетальных органов и тканей. Мультимедийная презентация Схемы №№ 18-20 № 6, с.294-317, № 2, с.177-188  
  Семинар № 6   ТЕМА 7. Занятие 2. Этические проблемы пересадки, продажи и дарения органов и тканей. Вопросы: 1. История трансплантации. 2. Моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупов. 3. Морально-правовые аспекты продажи и дарения органов. Моральные проблемы разработки искусственных органов и ксенотрансплантации. 4. Этические аспекты трансплантации фетальных органов и тканей. Мультимедийная презентация Схемы №№18-20 № 7, с.204-241, № 5, с.404-429, № 3, с.169-193, № 11, ст.47, ст.101  
  Лекция № 8   ТЕМА 8. Занятие 1. Этические проблемы оказания психиатрической помощи, сексологии и СПИДа. Вопросы: 1.Либеральное и консервативное понимание сексуальных расстройств. 2. Этические проблемы ВИЧ-инфекции и СПИДа. 3. Этические комитеты: история создания, основные направления и проблемы деятельности. Мультимедийная презентация Схемы №№21-33 № 2, с.141-156, № 6, с.358-378  
  Семинар №7   ТЕМА 8. Занятие 2. Этические проблемы оказания психиатрической помощи, сексологии и СПИДа. Вопросы: 1. Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии. Этическое и правовое регулирование в психиатрии. 2. Сексопатология как извращение, требующее лечения и как девиантное сексуальное поведение. Либеральная и консервативная позиции. 3. Гомосексуализм и транссексуализм как медицинское и социальное явление. Либеральная и консервативная позиции. 4. СПИД, спидофобия и требования медицинской этики. Тестирование и скрининг на ВИЧ в контексте принципа уважения автономии пациента. Мультимедийная презентация Схемы №№ 21-33 № 6, 337-357, № 7, с.278-295, № 3, 210-234, № 4, с.220-228  
  Зачет          
  Всего          

III. ЛИТЕРАТУРА

1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2011. – 408 с.

2. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.

3. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 400с.

4. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. – М.: Авторская академия, 2010. – 270 с.

5. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). – М.: Медицина, 2006. - 528 с.

6. Введение в биоэтику: Учебное пособие. – М.: «Прогресс-Традиция», 1998 г. – 384 с.

7. Шамов И.А. Биомедицинская этика. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. – 344 с.

8. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

9. Зильбер А.П. Этюды медицинского права и этики. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 848 с.

10. Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 302 с

11. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина. – М., 2009. – 252 с.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Дисциплина «Биоэтика» изучается в пятом семестре, в объеме 48 часов, включает в себя два раздела и семь тем. Являясь важной частью гуманитарной подготовки курсантов, наряду с другими дисциплинами цикла она призвана обеспечить полноту базовых гуманитарных знаний, решая задачу формирования нравственно-мировоззренческой компоненты личности современного врача.

Основополагающие положения биоэтики составляют фундамент для сформировавшегося в последние годы нового международного этического стандарта медицинской науки и практики, что нашло свое выражение в документах международного права, национальных законодательствах (включая российское), различных этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

Основная концепция преподавания биоэтики предполагает последовательное движение от общих философских понятий этики, истории медицинской этики к практическим этическим проблемам, которые ставит перед врачом современная биомедицина.

Изучение дисциплины «Биоэтика» предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы курсантов над учебным материалом. Лекции составляют основу теоретического обучения и дают курсантам систематизированные основы научных знаний по биоэтике, раскрывают состояние и перспективы развития этой науки, фокусируют их внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления. Предпочтительными являются лекции-диалоги с применением инновационных технологий. Семинарские занятия проводятся по наиболее сложным вопросам и темам учебной программы, имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие курсантам навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: