Шкала наименований или классификационная шкала строится на единственном отношении – отношении эквивалентности. Деления на шкале характеризуют критерии, на основании которых производится классификация.
Шкала порядка строится на основании сразу двух отношений: эквивалентности и порядка.
Шкала интервалов требует дополнительной возможности устанавливать равенство попарных различий между двумя парами стимулов, определять равенство субъективных интервалов.
Шкала отношений получается, когда кроме уже перечисленных операций (эквивалентности, порядка и сравнения разностей) для объектов можно осуществить сравнение попарных отношений. Это обусловлено возможностью оценивать абсолютное значение величины реакции и требует наличия на шкале нулевой точки, например, как на шкале температур Кельвина.
Последние две шкалы можно назвать «сильными», т.е. по результатам таких измерений можно строить более точные, однозначные психофизические функции, к ним можно применить более тонкий статистический аппарат.
|
|
Нольмерное шкалирование. В терминах теории измерений определение порога есть нахождение одного шкального значения или локализация точки на психологической шкале. В формальном смысле это построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность. Пороговые измерения являются самым простым видом психологического шкалирования.
Одномерное шкалирование. Первую модель одномерного шкалирования разработал Фехнер в 1860 г. В основе модели лежат эмпирические процедуры, устанавливающие для стимулов отношения равенства и порядка. При многократном повторении этой процедуры значение подравниваемого стимула распределяется около значения стандартного. Вводится теоретическое предположение, что полученное таким образом распределение имеет форму нормального распределения и величина дисперсии этого распределения принимается за меру порогового различия переменного и стандартного стимулов на субъективной шкале.
Задания по теме:
1. Проведите обзор и краткий анализ наиболее интересных на ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотрите не менее пяти исследований. Результаты обобщите в таблице:
№ п/п | Автор(ы) | Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер, страницы) | Содержание статьи | Практическая значимость исследования | Выводы |
2. Проведите диагностику клиента методами исследования бессознательного и напишите заключение по результатам каждой методики.