Исследование способностей

1. Традиционные классические тесты измерения IQ.

Способность – психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива.

Специальная способность – способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности.

Интеллект (от лат. intellectus разумение, понимание, постижение) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, когнитивным стилем, со стилем и стратегией решения проблем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.).

Коэффициент умственного развития – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение – IQ.

К категории тестов общих умственных способностей (IQ) относятся Краткий ориентировочный тест (КОТ), Прогрессивные матрицы Д. Равена, тест измерения IQ Г. Айзенка, тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест Векслера.

Тесты IQ показывают общий уровень интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в «критические точки интеллекта». Многие интеллектуальные тесты валидны по отношению к академической успеваемости и часто разрабатываются и применяются для тестирования способности к обучению. Такие тесты используются в качестве рекомендательных процедур при предварительном отборе. В тесты интеллекта закладывается модель способности к обучению П. Вернона, или близкие к ней модели закладываются явно или неявно в интерпретацию результатов тестов. Интеграционный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью.

Обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности» (Зейгарник Б.В.). Обучаемость это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исключает возможность индивидуального подхода. У обучающего нет возможности перестраивать учебную программу в соответствии с особенностями каждого обучаемого. Следовательно, возникает проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой степенью обучаемости быстро формируются навыки и умения, осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разработанных для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был Самоприменяемый тест Отиса. Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должность клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателем теста и успешностью в работе была небольшая.

Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Как отмечает А. Анастази, надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.

КОТ является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей.

Исходной посылкой при анализе структуры теста было приведенное выше определение обучаемости. В результате адаптации теста Вандерлика было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей.

Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя «Общие способности» и предусматривает психодиагностику следующих «критических точек» (А. Анастази) интеллекта:

Способность обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, перейти в область интерпретаций смыслов и найти в этой области пересечения смыслов, а затем возвратиться к конкретным фразам.

Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (например, 11), то можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются.

Инертность мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тесте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем невысоко качество их умственной продукции.

Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, имеющих тенденцию к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания 24, 27, 31 и др.). Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте «Уровень притязаний» эти лица характеризуются импульсивностью реагирования науспехи и неудачи.

Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания. Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания 8, 13). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.

Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на выявление умения правильно пользоваться языком, грамотности, элементарных знаний иностранного языка (в пределах алфавита).

Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые простые для себя, а затем возвращаются к другому типу задач.

Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двумерном пространстве.

Таким образом, показатель теста является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.

Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может быть использована в любых ситуациях, связанных с определением способностей человека к обучению. При адаптации данного теста, как и других тестов этой серии, основные усилия были направлены на получение очевидной валидности по содержанию (экспертной валидности).

Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) – число правильно решенных задач. Текст заданий, инструкция и ключи приведены ниже. Тест имеет единую форму предъявления: на первой странице представлена инструкция испытуемому и примеры, на второй и третьей – тексты заданий. Обработка текста производится следующим образом: лист с ключами прикладывается сначала ко второй странице и подсчитывается число совпавших ответов, затем – к третьей. Фиксируется общая сумма совпавших ответов. Обработка одного бланка занимает 15–20 секунд. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части, и оценка результатов идет по принципу «попал – не попал». Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специалистов, то испытуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в том случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо в зависимости от ПТ испытуемый может быть распределен в ту или иную учебную группу.

Рекомендации испытуемому. КОТ позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не дает возможности правильно и быстро выполнять соответствующие задания.

Если испытуемый плохо (неправильно) выполняет задания 10, 13, то можно рекомендовать упражнения на концентрацию и распределение внимания.

Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа 2, 5,6,то в этом случае можно советовать чтение толковых словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей и решение лингвистических задач.

Если испытуемый плохо выполняет числовые задачи, то ему можно рекомендовать задачи из сборников головоломок, неоднократно у нас издававшихся.

Если испытуемый плохо выполняет пространственные задачи, то ему можно советовать упомянутые выше техники концентрации на объектах, добавив манипуляции с объектом и преобразования его, и решение пространственных головоломок.

Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона, который учитывает согласованность ответов по всем заданиям теста. На согласованность этого рода влияют два источника дисперсии ошибки: выборка содержания на надежность взаимозаменяемых форм и расщепления и неоднородность исследуемой области поведения. Чем однороднее эта область, тем выше согласованность результатов заданий теста. Согласованность находится по данным одноразового применения единственной формы теста, для анализа используются данные о выполнении испытуемым каждого задания.

Альфа-надежность КОТ, рассчитанная по формуле Кьюдера-Ричардсона, составляет 0,86. Надежность рассчитывали по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек).

В исследовательских целях одновременно с КОТ испытуемый выполнял числовой и вербальный тесты Айзенка. Корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка составила 0,68, а с IQ по вербальному – 0,61 (уровень значимости р < 0,001). Успешность выполнения КОТ рекоррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на уровень притязаний, коэффициент корреляции – 0,22; уровень значимости – р = 0,1. Сопоставление КОТ с другими тестами специальных способностей не проводилось. По двум исследованным выборкам были получены графики распределения ПТ, свидетельствующие о неоднородности выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования для выборок в целом: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6–9 заданий, и увеличения средней группы, решающей 18–24 задания. «Сильная» группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5–7 %). Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, по крайней мере, те аспекты, которые не зависят от уровня образования.

Нормы, полученные в США для 12-минутного теста Вандерлика, таковы:

· администраторы – 30 правильных ответов;

· инженеры – 29 правильных ответов;

· программисты – 28 правильных ответов;

· бухгалтеры – 28 правильных ответов;

· управляющие – 27 правильных ответов;

· секретари – 25 правильных ответов;

· клерки – 25 правильных ответов;

· охранники – 8 правильных ответов.

По сравнению с тестом Вандерлика, КОТ имеет более длительное время предъявления – 15 минут. Инструкция испытуемому приведена на первой странице бланка КОТ. Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-й класс общеобразовательной школы (12–13 лет). Исследования на младших группах не проводились.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: